СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность современных предприятий взаимосвязана и взаимозависима со сложной сетью социальных отношений. Долгосрочный коммерческий успех предприятия возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации является построение эффективной социальной политики предприятия эффективного использования в этом процессе человеческого фактора.

В современной научной литературе сформировалось два подхода к определению сущности социальной политики. Одни авторы считают, что социальная политика - это составная часть кадровой политики, включающая определенный набор выплат и услуг социального характера. Другие - что это часть менеджмента персонала, которая включает все мероприятия, направленные на формирование мотивации работников, удовлетворение их социальных потребностей, соединение личных целей работников с организационными. В целом, сущность социальной политики предприятия непосредственно связана с выработкой решений, касающихся развития человеческих ресурсов, социального статуса каждого работника и предоставления ему социальных гарантий.

Главная цель любой проводимой социальной политики - создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для привлечения и закрепления на предприятии высококвалифицированных специалистов, чем обоснована необходимость проведения рациональной социальной политики на предприятии, которая означает учет взаимосвязи целей, стратегий и средств ее формирования и реализации согласно следующим принципам:

  • знание и учет материальных и нематериальных потребностей и интересов сотрудников;
  • предоставленные услуги должны быть известны сотрудникам и расцениваться ими как добровольные расходы на социальные нужды;
  • социальная политика должна быть для организации экономически оправданной и ориентироваться в системе рыночной экономики на целесообразность расходов и эффективности;
  • социальные нужды, которые уже в достаточной мере удовлетворяются государством или другими общественными учреждениями, не должны быть предметом социальной политики в организации. Как инструмент мотивации и стимулирования работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:
  • выбор приоритетов в направленности самой социальной политики;
  • выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;
  • оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;
  • дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг.

Социальная политика предприятия явление не новое. Уже в XVIII веке некоторые компании брали на себя ответственность за своих работников, в обмен на их лояльность. Ситуация последних десятилетий показывает, что во всем мире предпринимательские организации являются активными субъектами социальной политики.

Субъектами социальной политики на предприятии выступают: собственники предприятия, руководители, социальная служба, первичная профсоюзная организация. В качестве объекта выступают работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем и состоящие из различных категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, занятые обслуживанием социальной инфраструктуры, и местное сообщество. Кроме того, объектом воздействия социальной политики являются в определенной мере и бывшие работники (имеющие акции предприятия) или работники, вышедшие на пенсию.

Отсюда высока необходимость активного взаимодействия всех субъектов социальной политики на предприятии, реализация которой предполагает осуществление следующих основных функций (рис. 1).

Наиболее важными являются функции мотивации персонала с целью повышения производительности труда, сокращение конфликтов, создание благоприятного климата, так как отражают те аспекты деятельности в области социальной политики, на которые должны быть направлены основные усилия предприятия. Лояльность сотрудников к предприятию, привлечение новых квалифицированных сотрудников, создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности являются производными функциями, как результат предпринятых мер.

Отсюда и основное назначение социальной политики - способствовать обеспечению роста производительности, эффективности и качества труда работников; стимулировать работников к повышению квалификации, способствовать решению управленческих задач - закрепление квалифицированных работников, обеспечение их ротации и лояльного отношения к предприятию.

Таким образом, осуществление эффективной социальной политики на практике позволяет повысить эффективность функционирования финансового института социальной поддержки работников предприятия, и населения региона присутствия, будет способствовать развитию социальной сферы, и ускорению темпов роста экономико-финансовых показателей деятельности предприятия в целом. Ведь содержание функциональной связи социальной политики и экономической деятельности предприятия, проявляется, с одной стороны, в зависимости социальной политики на предприятии от его экономической эффективности, с другой стороны, социальная политика является фактором экономического развития предприятия.

Основными принципами социальной политики предприятий должны стать создание комфортных условий для труда и отдыха работников, повышение их социальной защищенности, улучшение трудовых и социальных отношений в коллективе. Комплекс этих мероприятий дает существенный вклад в обеспечение стабильности и эффективности работы, в повышение деловой репутации предприятия в целом.

Просмотров работы: 67