В современной научной литературе сформировалось два подхода к определению сущности социальной политики. Одни авторы считают, что социальная политика - это составная часть кадровой политики, включающая определенный набор выплат и услуг социального характера. Другие - что это часть менеджмента персонала, которая включает все мероприятия, направленные на формирование мотивации работников, удовлетворение их социальных потребностей, соединение личных целей работников с организационными. В целом, сущность социальной политики предприятия непосредственно связана с выработкой решений, касающихся развития человеческих ресурсов, социального статуса каждого работника и предоставления ему социальных гарантий.
Главная цель любой проводимой социальной политики - создание необходимых материальных и социально-бытовых условий для привлечения и закрепления на предприятии высококвалифицированных специалистов, чем обоснована необходимость проведения рациональной социальной политики на предприятии, которая означает учет взаимосвязи целей, стратегий и средств ее формирования и реализации согласно следующим принципам:
Социальная политика предприятия явление не новое. Уже в XVIII веке некоторые компании брали на себя ответственность за своих работников, в обмен на их лояльность. Ситуация последних десятилетий показывает, что во всем мире предпринимательские организации являются активными субъектами социальной политики.
Субъектами социальной политики на предприятии выступают: собственники предприятия, руководители, социальная служба, первичная профсоюзная организация. В качестве объекта выступают работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем и состоящие из различных категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, занятые обслуживанием социальной инфраструктуры, и местное сообщество. Кроме того, объектом воздействия социальной политики являются в определенной мере и бывшие работники (имеющие акции предприятия) или работники, вышедшие на пенсию.
Отсюда высока необходимость активного взаимодействия всех субъектов социальной политики на предприятии, реализация которой предполагает осуществление следующих основных функций (рис. 1).
Наиболее важными являются функции мотивации персонала с целью повышения производительности труда, сокращение конфликтов, создание благоприятного климата, так как отражают те аспекты деятельности в области социальной политики, на которые должны быть направлены основные усилия предприятия. Лояльность сотрудников к предприятию, привлечение новых квалифицированных сотрудников, создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности являются производными функциями, как результат предпринятых мер.
Отсюда и основное назначение социальной политики - способствовать обеспечению роста производительности, эффективности и качества труда работников; стимулировать работников к повышению квалификации, способствовать решению управленческих задач - закрепление квалифицированных работников, обеспечение их ротации и лояльного отношения к предприятию.
Таким образом, осуществление эффективной социальной политики на практике позволяет повысить эффективность функционирования финансового института социальной поддержки работников предприятия, и населения региона присутствия, будет способствовать развитию социальной сферы, и ускорению темпов роста экономико-финансовых показателей деятельности предприятия в целом. Ведь содержание функциональной связи социальной политики и экономической деятельности предприятия, проявляется, с одной стороны, в зависимости социальной политики на предприятии от его экономической эффективности, с другой стороны, социальная политика является фактором экономического развития предприятия.
Основными принципами социальной политики предприятий должны стать создание комфортных условий для труда и отдыха работников, повышение их социальной защищенности, улучшение трудовых и социальных отношений в коллективе. Комплекс этих мероприятий дает существенный вклад в обеспечение стабильности и эффективности работы, в повышение деловой репутации предприятия в целом.