Основная роль в моделировании стратегии управления персоналом в организации принадлежит ее кадровому потенциалу. Ведь именно кадры играют важную роль в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работает организация в целом.
Поэтому стратегия управления персоналом направлена на достижение следующих целей:
- создание здорового и работоспособного коллектива;
- повышение уровня квалификации работников;
- создание трудового коллектива, оптимального по половой и возрастной структуре, а также по уровню квалификации;
- создание высокопрофессионального руководящего звена, способного гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, чувствовать и внедрять все новое и передовое и умеющего смотреть далеко вперед.
Стратегия управления персоналом в организации включает:
- отбор и продвижение кадров;
- подготовку кадров и их непрерывное обучение;
- наем работников в условиях неполной занятости;
- расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства;
- стимулирование труда;
- совершенствование организации труда;
- создание благоприятных условий труда для работников предприятия и др.
Разработка стратегии управления персоналом в организации должна начинаться с сопоставления организационных компетенций, необходимых для реализации стратегии развития, и фактического состояния персонала организации.
Модель стратегического управления персонала в организации показана на рисунке 1.
Процесс управления организацией можно разбить на следующие составляющие: управление техникой, экономикой, кадрами.
Если первые два составляющих процесса управления для специалиста не представляют особой трудности, то наиболее сложным является управление кадрами.
Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива имеет свои потенциальные трудовые возможности, свои черты характера, свой темперамент, свои профессиональные качества и навыки.
Поэтому руководители различного уровня обязаны знать психологию каждого подчиненного и на этой основе так воздействовать на него, чтобы полностью раскрылись и реализовались его потенциальные возможности и навыки в своей работе.
Чтобы от каждого члена коллектива была максимальная отдача, приводящая к высоким результатам и эффективной деятельности процесс управления персоналом должен быть направлен на следующие задачи:
- подбор персонала разного уровня, учет изменений, происходящих с работниками (семейное положение, служебные перемещения с изменением функций и т.п.);
- обучение, повышение квалификации или переквалификация персонала (стажировка за рубежом, обеспечение специальной литературой по профилю деятельности и иными каналами профзнаний и профнавыков);
- создание оптимальных условий для эффективной деятельности работников (психологический климат, комфортное рабочее место, питание и др., т.е. выработка адекватных рекомендаций руководству по улучшению деятельности предприятия связанных с рабочим бытом персонала и отношениями между работниками, по множеству возникающих конкретных ситуаций);
- социальные вопросы, т.е. забота об отдыхе, здоровье, жилищных условиях работников, программы поощрения и внимания (дни рождения, подарки к праздникам льготы разного типа - от автомобиля до путевки на престижные курорты);
- юридические и дисциплинарные аспекты взаимосуществования работника и организации - от разного типа контрактов до рассмотрения жалоб, конфликтных ситуаций, разъяснения полномочий;
- контакты с внешними организациями (инспекцией по труду, юридическими органами и адвокатурой, вышестоящими организациями, отраслевыми профсоюзами учебными заведениями, местными органами власти и т. д.).
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий организации влияют факторы двух типов - внешние и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
- Нормативные ограничения.
- Ситуация на рынке труда.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
Наиболее значимыми факторами внутренней среды организации представляются следующие:
- Цели организации, их временная перспектива и степень проработанности.
- Стиль управления, закрепленный, в том числе и в структуре.
- Условия труда.
- Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
- Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, важны следующие его цели:
- максимальное включение в работу профессионализма и опыта каждого сотрудника;
- обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
- получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач стратегии управления человеческими ресурсами в программах.
Вместе с тем в работе с кадрами сохраняются основные черты, которые носят устойчивый и долговременный характер и составляют основные принципы организации кадровой работы, лежащие в основе процессов планирования, подбора, подготовки. Таким образом, стратегия управления персоналом организации направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентируется на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.