Необходимость социальной политики возникает в связи с несбалансированностью экономики, неравенством распределения доходов, неопределённостью и рисками в экономике, природными рисками и бедствиями, социальными рисками.
Преобразования в сфере социальной политики организаций потребительской кооперации направлены на достижение следующих основных целей:
Типы социальной политики, проводимые организациями потребительской кооперации, представлены на рисунке 1.
Так же существуют теоретические модели социальной политики. Существующие теоретические модели социальной политики отличаются по степени вмешательства организаций и предприятий в социальную сферу жизни общества и социальную защищенность членов-пайщиков, уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, влиянию социальных процессов на экономическую жизнь региона.
В настоящее время все больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что без управления, максимально полно учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования. Современные условия деятельности организаций диктуют необходимость построения принципиально новых основ социальной политики. В современных условиях научную разработанность этой проблемы в целом еще нельзя признать исчерпывающей, встречается несколько точек зрения на определение предметной области социальной политики и управления социальным развитием.
Социальная политика присуща общественной системе. Политика в области социальных программ воздействие на социальную систему, организацию, институт или процесс в интересах регулирования, развития их деятельности. Специфическая особенность такого рода воздействий состоит в том, что в качестве объекта управления здесь выступает сложная совокупность разнородных по своей природе компонентов - организационных структур. В свою очередь социальная политика является очень многогранным понятием.
Социальная политика как вид включает в себя соответствующие уровни, формы и подвиды воздействия. Одной из важных составляющих социальной политики является управление социальным развитием. В терминологическом словаре дается трактовка социального развития как процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях. Социальное развитие осуществляется эволюционным путем, то есть происходит постепенная замена старых элементов социальной системы на новые.
Очевидно, что социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое (рис.2). Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему развитию личности, гуманизации труда.
Организации потребительской кооперации, в том числе и описываемое нами Старооскольское райпо, строят свою деятельность на совмещении и взаимосвязи всех политик, экономической, технической, социальной и других. Благодаря этому, организации потребительской кооперации продолжают функционировать, а в последние годы достаточно успешно ведут свою деятельность, поддерживая отстающие и заведомо убыточные предприятия и организации потребительской кооперации.
К основным составляющим социальной среды организации относятся: потенциал организации, социальная инфраструктура, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников, социально-психологический климат в коллективе, стимулирование трудового поведения, внерабочее время и использование досуга. Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Кроме различия людей по возрасту, полу и национальной принадлежности они отличаются по своим потребностям, интересам, возможностям, поведению, вкусам. На рисунке 3 представлена структура социальной политики организации и работника.
Далее мы обозначили круг основных функций социальной политики организаций потребительской кооперации (и других предприятий современных рыночных отношений).
Первая из основных её функций - обеспечение социальной устойчивости членов-пайщиков, их социальной безопасности. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данная политика и организация разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.
Все существующие организации и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп в пользу других социальных групп. Активность российских предприятий и отраслей деятельности в сфере рыночных отношений мы представили в таблице 1.
Таблица 1 Социальная активность российских предприятий и отраслей деятельности
Сфера экономики |
Доля социально ответственных предприятий от общего числа в целом по отрасли, % |
Финансовый сектор |
15,21 |
Машиностроение |
13,94 |
Пищевая промышленность |
12,64 |
Топливный комплекс |
10,13 |
Цветная металлургия |
6,98 |
Торговля |
5,73 |
Телекоммуникации |
5,10 |
Химическая промышленность |
5,10 |
Транспорт |
3,84 |
Лесная промышленность |
3,21 |
Строительство |
3,21 |
Прочая промышленность |
2,58 |
Черная металлургия |
2,58 |
Сельское хозяйство |
1,32 |
Сервис |
1,32 |
Электроэнергетика |
1,32 |
ИТ-обеспечение |
0,69 |
Вторая из основных функций социальной политики - обеспечить политическую устойчивость организации. Такая устойчивость по-разному достигается в организациях разного типа.
Третья основная функция социальной политики - обеспечение такого распределения власти в организации, которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Четвёртая основная функция социальной политики - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство членов-пайщиков. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей, возможности решения проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки.
Пятая основная функция социальной политики - обеспечение организациями необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
Шестая основная функция социальной политики - обеспечение достаточного уровня социальной членов-пайщиков в целом и каждой социальной группы.
При переходе к рынку изменилась основная целевая функция социальной политики организаций потребительской кооперации.
Выделим, что с переходом к современным рыночным отношениям отпадает необходимость в использовании социальной политики для решения определенных экономических задач. Отсутствует однозначная зависимость между экономическим ростом и мероприятиями по выравниванию доходов, между показателями объема производства и улучшением жизненных условий в рыночной экономике.
Следование организаций и предприятий потребительской кооперации к современным экономическим отношениям привело к тому, что общей чертой рыночных экономических преобразований стала вторичность социальной составляющей реформ.
Однако, в условиях начавшегося экономического роста, социальная сфера и система распределения по-прежнему оставалась наименее реформируемой частью экономических отношений, которая не стала самостоятельным фактором экономического роста, взаимодействующим на него через совокупный спрос, сбережения, инвестиции. Это свидетельствует об укоренившемся среди политиков, принимавших решения, взгляде на социальную политику как инструменте сугубо этического, морального характера, дополняющий экономические регуляторы (налоговые, бюджетные, кредитно-денежные), но не равнозначный им.
До перехода к рыночным отношениям социальная политика потребительской кооперации зависела от субъективных факторов: политического выбора и идеологических предпочтений.
Особенность социальной политики состоит в ее нестабильности, когда в течение короткого периода времени могут диаметрально измениться цели социальной политики, ее содержание и роль в происходящих процессах. Это объясняется, как мы видели выше, большой зависимостью социальной политики от субъективных факторов (выбранной доктрины экономического развития, политической ситуации в обществе) и объективно заданных ограничений.
К объективным ограничениям, влияющим на выбор целевой функции социальной политики и механизм ее осуществления относят:
Таким образом, на данный момент развития организаций потребительской кооперации одно из первейших мест в их деятельности занимает социальная политика. Без социально ориентированных действий, в сущности, невозможно функционирование кооперативных организаций как таковых. Как уже мы отмечали выше, все организации потребительской кооперации считают воплощение успешной социальной политики в жизнь наиболее эффективной деятельностью, так как посредством этого они обеспечивают себе хорошую репутацию среди членов-пайщиков, потребителей, и составляют достойную конкуренцию организациям, занимающимся подобными видами деятельности.