ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная политика это целенаправленная деятельность государства (организаций, предприятий) для ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики, предотвращения социальных конфликтов на экономической основе.

Необходимость социальной политики возникает в связи с несбалансированностью экономики, неравенством распределения доходов, неопределённостью и рисками в экономике, природными рисками и бедствиями, социальными рисками.

Преобразования в сфере социальной политики организаций потребительской кооперации направлены на достижение следующих основных целей:

  • обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых членов, пайщиков и населения, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в поддержке,
  • обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование,
  • кооперирование трудоспособного населения в целях создания для них экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте,
  • формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Типы социальной политики, проводимые организациями потребительской кооперации, представлены на рисунке 1.

Так же существуют теоретические модели социальной политики. Существующие теоретические модели социальной политики отличаются по степени вмешательства организаций и предприятий в социальную сферу жизни общества и социальную защищенность членов-пайщиков, уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, влиянию социальных процессов на экономическую жизнь региона.

В настоящее время все больше ра­ботодателей понимают важность и воз­растающую значимость социальной со­ставляющей организации и то, что без управления, максимально полно учиты­вающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования. Современные условия деятельности орга­низаций диктуют необходимость по­строения принципиально новых основ социальной политики. В современных условиях на­учную разработанность этой проблемы в целом еще нельзя признать исчерпываю­щей, встречается несколько точек зрения на определение предметной области соци­альной политики и управления соци­альным развитием.

Социальная политика присуща общественной сис­теме. Политика в области социальных программ воздействие на социальную систе­му, организацию, институт или процесс в интересах регулирования, развития их деятельности. Специфическая особен­ность такого рода воздей­ствий состоит в том, что в качестве объек­та управления здесь выступает сложная  совокупность разнородных по своей при­роде компонентов - организационных структур. В свою очередь соци­альная политика является очень много­гранным понятием.

Социальная политика как вид включает в себя соответствующие уровни, формы и подвиды воздействия. Одной из важных составляющих соци­альной политики является управление социаль­ным развитием. В терминологическом словаре дается трактовка социального развития как процесса, в ходе которого про­исходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдель­ных ее компонентах - социальных отно­шениях. Социальное развитие осуществ­ляется эволюционным путем, то есть про­исходит постепенная замена старых эле­ментов социальной системы на новые.

Очевидно, что социальная среда органически взаимосвязана с техни­ческой и экономической сторонами функ­ционирования организации, составляет вместе с ними единое целое (рис.2). Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно, успешная деятель­ность любой организации зависит от вы­сокой результативности совместного тру­да занятых в ней работников, от их ква­лификации, профессиональной подготов­ки и уровня образования, от того, на­сколько условия труда и быта благоприят­ствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему развитию лично­сти, гуманизации труда.

Организации потребительской кооперации, в том числе и описываемое нами Старооскольское райпо, строят свою деятельность на совмещении и взаимосвязи всех политик, экономической, технической, социальной и других. Благодаря этому, организации потребительской кооперации продолжают функционировать, а в последние годы достаточно успешно ведут свою деятельность, поддерживая отстающие и заведомо убыточные предприятия и организации потребительской кооперации.

К основным составляющим социаль­ной среды организации относятся: потенци­ал организации, социальная инфраструктура, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников, социально-психологический климат в коллективе, сти­мулирование трудового поведения, внерабо­чее время и использование досуга. Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соот­ветствие качественных характеристик пер­сонала требованиям должности или рабоче­го места. Кроме различия людей по возрас­ту, полу и национальной принадлежности они отличаются по своим потребностям, ин­тересам, возможностям, поведению, вкусам. На рисунке 3 представлена структура социальной политики организации и работника.

Далее мы обозначили круг основных функций социальной политики организаций потребительской кооперации (и других предприятий современных рыночных отношений).

Первая из основных её функций - обеспечение социальной устойчивости членов-пайщиков, их социальной безопасности. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данная политика и организация разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все существующие организации и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп в пользу других социальных групп. Активность российских предприятий и отраслей деятельности в сфере рыночных отношений мы представили в таблице 1.

Таблица 1 Социальная активность российских предприятий и отраслей деятельности

Сфера экономики

Доля социально ответственных предприятий от общего числа в целом по отрасли, %

Финансовый сектор

15,21

Машиностроение

13,94

Пищевая промышленность

                                    12,64

Топливный комплекс

10,13

Цветная металлургия

6,98

Торговля

5,73

Телекоммуникации

5,10

Химическая промышленность

5,10

Транспорт

3,84

Лесная промышленность

3,21

Строительство

3,21

Прочая промышленность

2,58

Черная металлургия

2,58

Сельское хозяйство

1,32

Сервис

1,32

Электроэнергетика

1,32

ИТ-обеспечение

0,69

Вторая из основных функций социальной политики - обеспечить политическую устойчивость организации. Такая устойчивость по-разному достигается в организациях разного типа.

Третья основная функция социальной политики - обеспечение такого распределения власти в организации, которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство членов-пайщиков. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей, возможности решения проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки.

Пятая основная функция социальной политики - обеспечение организациями необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики - обеспечение достаточного уровня социальной членов-пайщиков в целом и каждой социальной группы.

При переходе к рынку изменилась основная целевая функция социальной политики организаций потребительской кооперации.

Выделим, что с переходом к современным рыночным отношениям отпадает необходимость в использовании социальной политики для решения определенных экономических задач. Отсутствует однозначная зависимость между экономическим ростом и мероприятиями по выравниванию доходов, между показателями объема производства и улучшением жизненных условий в рыночной экономике.

Следование организаций и предприятий потребительской кооперации к современным экономическим отношениям привело к тому, что общей чертой рыночных экономических преобразований стала вторичность социальной составляющей реформ.

Однако, в условиях начавшегося экономического роста, социальная сфера и система распределения по-прежнему оставалась наименее реформируемой частью экономических отношений, которая не стала самостоятельным фактором экономического роста, взаимодействующим на него через совокупный спрос, сбережения, инвестиции. Это свидетельствует об укоренившемся среди политиков, принимавших решения, взгляде на социальную политику как инструменте сугубо этического, морального характера, дополняющий экономические регуляторы (налоговые, бюджетные, кредитно-денежные), но не равнозначный им.

До перехода к рыночным отношениям социальная политика потребительской кооперации зависела от субъективных факторов: политического выбора и идеологических предпочтений.

Особенность социальной политики состоит в ее нестабильности, когда в течение короткого периода времени могут диаметрально измениться цели социальной политики, ее содержание и роль в происходящих процессах. Это объясняется, как мы видели выше, большой зависимостью социальной политики от субъективных факторов (выбранной доктрины экономического развития, политической ситуации в обществе) и объективно заданных ограничений.

К объективным ограничениям, влияющим на выбор целевой функции социальной политики и механизм ее осуществления относят:

  • социальные издержки (падение уровня жизни населения, массовая бедность, массовая безработица), которые возникли ранее и приняли в дальнейшем устойчивый, трудно поддающийся регулированию характер,
  • финансовые ограничения, вызванные налогово-бюджетным кризисом, связанным с резким сужением налоговой базы в результате падения реальной заработной платы и прибыли, при одновременном увеличении социальной нагрузки на бюджет в связи с ростом малообеспеченных групп населения, остро нуждающихся в поддержке,
  • институциональные ограничения: отсутствие профессионального управленческого аппарата, который бы мог разрабатывать программы и мероприятия будущей социальной политики на основе обширной и достоверной информационной базы, принимать грамотные управленческие решения и оценивать их результаты на основе существующих в развитых странах новейших методик; наличие сильных групп давления в сфере принятия социальных решений.

Таким образом, на данный момент развития организаций потребительской кооперации одно из первейших мест в их деятельности занимает социальная политика. Без социально ориентированных действий, в сущности, невозможно функционирование кооперативных организаций как таковых. Как уже мы отмечали выше, все организации потребительской кооперации считают воплощение успешной социальной политики в жизнь наиболее эффективной деятельностью, так как посредством этого они обеспечивают себе хорошую репутацию среди членов-пайщиков, потребителей, и составляют достойную конкуренцию организациям, занимающимся подобными видами деятельности.

Просмотров работы: 40