Роль негосударственных некоммерческих организаций в решении задач общественного обслуживания сферы социальных услуг - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Роль негосударственных некоммерческих организаций в решении задач общественного обслуживания сферы социальных услуг

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система регулирования отношений бизнеса, власти и населения опосредуется в рамках «поля институционализации» связями и взаимодействиями бизнеса, государственных органов управления, населения, общественных организаций. Формированию и укреплению таких связей способствуют создаваемые в российских регионах независимые исследовательские центры, службы «связей с общественностью», центры социального консультирования. Целью таких объединений является разработка стандартов по обслуживанию и их  утверждение, упорядочение взаимоотношений, укрепление контактов с заказчиками и клиентами. Это придаёт институционализированным связям весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, определения форм его социализации, участия в социально значимых программах и проектах обслуживания населения.

Важной тенденцией развития сферы социальных услуг является то, что негосударственные некоммерческие организации играют все более значительную роль в решении общественного обслуживания, рассматривают его как приоритетное направление формирования гражданского общества. Цель некоммерческих организаций - прежде всего направление инициативы «снизу» в социально полезное русло. Этим создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения всеобщих государственных интересов, интересов бизнеса и населения через форму интереса определенных общественных групп - в рамках гармоничного, неконфликтующего гражданского общества.

В силу исключительности своего положения государство является монополистической организацией, несущей, с одной стороны, возможность стабильности, устойчивости, а с другой - негибкость, опасность реализации не общественных, а групповых и личных интересов, а при отсутствии продуманной экономической программы возможно развитие деформационных процессов, которые могут вызвать разрушительный экономический кризис. Важным элементом государственного регулирования и обеспечения стабильности экономики являются институты, социально-экономическая сущность которых с точки зрения участия в стабилизирующих и антикризисных процессах проявляется в следующих воздействиях:

  • институты играют интегрирующую роль, способствуя консолидации средств субъектов общественного производства реализации их функций в целях решения задач, обеспечивающих целостность не только экономической системы, но и всего общества;
  • информационное воздействие институтов заключается в накоплении, обработке и передаче специализированной экономической информации, необходимой как для деятельности хозяйствующих субъектов, так и для обеспечения иных экономических и социальных процессов. Выполняя информационную функцию, институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства;
  • институты оказывают и ориентационное воздействие, являясь одним из инструментов направления деятельности экономических субъектов по курсу, наиболее приоритетному для общества и экономики, и  приостановления деятельности субъектов, приносящей отрицательные последствия.

Указанные воздействия способствуют обеспечению устойчивости, повышению уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие кризисные явления на основе урегулирования возникающих противоречий. В свою очередь, выступая в качестве системы стабилизации, рыночные институты должны обладать механизмами адаптивности и устойчивости, которые формируются в результате взаимодействия существующих противоречивых сил. Развитие подобных механизмов требует формирования ряда теоретико-методологических принципов построения и функционирования системы экономического управления. Стабильность и устойчивость институциональной среды определяются совокупностью состояний всех ее элементов и связей, которая оценивается надежностью.

Перечень представленных научных результатов свидетельствует о значительных разработках в сфере обеспечения экономической устойчивости. В то же время институциональные аспекты устойчивости еще недостаточно освещены в научной литературе, что обусловливает актуальность данного исследования. Исходя из вышеприведенных  положений,  институциональная устойчивость может быть определена как совокупность свойств институтов рынка выполнять свои функции в условиях резкого изменения воздействий окружающей среды. Наличие внутренних механизмов институциональной устойчивости является одним из основных направлений макроэкономической стабилизации. Общие моменты формирования механизмов институциональной устойчивости могут быть охарактеризованы следующим образом. Исходным элементом обеспечения институциональной устойчивости, который должен быть реализован при формировании комплекса мер по стабилизации функционирования социально-экономической системы в рыночных условиях, является степень учёта индивидуальных влияний (отдельных хозяйствующих субъектов или каких-либо событий) на действие механизмов адаптации. В общем случае индивидуальные действия подстраиваются и приспосабливаются под существующие способы функционирования, в ином случае они могут быть пресечены и остановлены.

Однако подавление различного рода индивидуальных воздействий возможно лишь до определенного предела, за которым следует либо формирование конкурентного института, либо разрушение старого и передача его функций новому институту. Следовательно, изменение институтов является функцией системы устойчивости в целом в результате прохождения длительных и значимых процессов. Изменившиеся институты в свою очередь оказывают влияние не только на функционирование национальной экономики, но и на поведение других институтов и каждого индивида. Для обеспечения институциональной устойчивости указанные аспекты являются наиболее сложными параметрами деятельности, поскольку функционирование цивилизованной рыночной системы основывается на правовых нормах, предполагающих обеспечение абсолютного равноправия всех участников хозяйственной деятельности и не позволяющих принимать и разрабатывать индивидуальные меры в конкретных случаях. Это в определенной мере предопределяет ненадобность выявления и учета различных индивидуальных ситуаций. Определение параметров процессов и явлений, по достижении которых институты, обеспечивающие устойчивость, должны предпринимать различные действия для изменения существующего порядка функционирования (например, согласовывать деятельность экономических агентов), является сложной теоретической задачей, требующей понимания необходимой степени организованности и упорядоченности во взаимодействии специально созданных структур с хозяйствующими субъектами и властными структурами.

Определим теперь некоторые важнейшие направления регулирующего воздействия государства (через совокупность влияния совершенствующихся методов управления на экономику страны в сторону ее социального ориентирования). К ним следует отнести:

  • разработку такой социальной политики сверху донизу и снизу доверху, которая должна стимулировать развитие материальной сферы, стать «мотором экономических реформ»;
  • достижение баланса социальных интересов в случаях неприемлемого развития элементов саморегулирующего рынка;
  • принятие и проведение действенных мер по защите населения от загрязнения окружающей среды: создание нормальных условий для жизни и работы;
  • поддержание и развитие таких социальных отраслей народного хозяйства, как культура, просвещение, здравоохранение: без помощи этим отраслям о социальном ориентировании экономики говорить вообще не приходится.

Выше перечислены те немногие направления регуляционной политики государства, без которых развитие социально ориентированной экономики и, следовательно, социально ориентированных предприятий не представляется возможным. Подчеркнем, что роль регулирования, в первую очередь государственного, не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Если исключить регулирование, соответствующие методы управления из хозяйственной жизни, то рынок может превратиться в экономически примитивный институт обмена, а рыночная экономика - в структуры, развивающиеся в узких интересах отдельных групп. В то же время основные теоретико-методологические изыскания в области регулирования со стороны государства в большей степени ориентированы на поиск путей стабилизации экономического роста, смягчения последствий кризисов, а не на поиск механизмов регулирования. Это представляется определенным сужением рамок научного поиска, хотя разработка средств антицикличного макроэкономического регулирования и позволяет сформировать достаточную теоретическую и практическую базу для формирования механизмов экономического регулирования, что выражается в качественном обновлении приемов и методов государственного воздействия на экономику.

По своей природе государственное регулирование экономикой базируется на принципах административно-властного воздействия на объект управления, которое находит свое выражение в правовых формах, а также на выработке общегосударственных целей для государственных органов власти и управления. Механизм государственного регулирования реализуется внешним и внутренним взаимодействием органов системы управления: по каналу прямой связи к объекту управления поступает распорядительная информация, а по каналу обратной связи - отчётная. Процедуры движения распорядительно-отчетной информации и действия по реализации содержащихся в ней указаний предполагают наличие соответствующих механизмов согласования в структурах управления хозяйствующих субъектов рыночной системы, причем необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о механизмах согласования, а не исполнения, как это свойственно директивной экономике. В этой связи большое значение приобретает развитие различных хозяйственных альянсов (ассоциативных форм организации и управления), что выделяет интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводящих к проявлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. В результате функционирования этих процессов образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп - всё, что повышает организованность и устойчивость рыночной системы. Скоординированность и сплоченность действий бизнес-структур в значительной степени обусловливают установление норм делового оборота, следование существующим правилам ведения хозяйственной деятельности. Значительную роль в консолидации бизнеса, осознании им их своих интересов, прав и возможностей, а также социальных обязанностей могут сыграть различного рода некоммерческие организации: союзы, ассоциации, деятельность которых должна быть направлена на выработку стандартов обслуживания потребителей и правил ведения бизнеса, реализовывать механизмы саморегулирования бизнеса, что проявляется в самых различных сферах экономики.

Просмотров работы: 270