СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ФАНДРАЙЗИНГ И ЭНДАУМЕНТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ФАНДРАЙЗИНГ И ЭНДАУМЕНТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях усиливаются тенденции преобразования и видоизменения институциональных форм организации общественного сектора. Все большее значение в его структуре занимают некоммерческие организации (НКО), как государственные, так и  негосударственные, созданные на добровольно-общественной основе. Наряду с государственными и муниципальными некоммерческими учреждениями последние выполняют роль производителя и поставщика общественных благ, а также участвуют в реализации благотворительных программ. Для осуществления уставной деятельности неприбыльным организациям нужны определенные доходы. Они  могут быть получены из собственных источников, то есть как взносы учредителей и членов НКО. Большая часть средств НКО поступает из внешних источников:  от частных корпораций,  государства,  благотворителей. В современной практике многих стран  для получения доходов из внешних источников используется фандрайзинг  как форма финансирования НКО .

Фандрайзинг" - понятие, хорошо известное узкому кругу лиц, имеющих хоть какое-то отношение к некоммерческому сектору. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о чем не говорит. В переводе с английского языка: fund - фонд, денежные средства, raise - сбор, повышение, увеличение. Следовательно, фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска и сбора  финансовых и иных средств  для реализации социально значимых проектов..

Термин «фандрайзинг» был заимствован в США, где он используется многие десятилетия преимущественно для привлечения финансов в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца XIX - начала XX вв. и функционирующий наряду с частным и государственным секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные  устранять «провалы» рынка и государства.

В России фандрайзинг стал применяться в 1990-х гг. с развитием некоммерческих организаций, деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач. Понятие «фандрайзинг» переплетается с такими сферами деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама. Такое взаимодействие обеспечивает разработку новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки НКО, а, следовательно, и развития фандрайзинга. Данная проблема является актуальной для России, где участие населения и государства в формировании доходов НКО находится на невысоком уровне.

Основной организационно-правовой формой фандрайзинга являются частные благотворительные и государственные фонды. Последние имеют узкую направленность и ограниченный круг грантополучателей и, как правило, финансируют программы, не выходящие за пределы страны. Главной задачей фандрайзинга является привлечение финансовых, материальных, информационных и трудовых (работа волонтеров) ресурсов, а  также приобретение новых партнеров и друзей организации. Выполнение этих задач осуществляется с помощью разных видов фандрайзинга: телефандрайзинга (обращение к потенциальным донорам по телефону и факсу), почтового фандрайзинга, индивидуального фандрайзинга (персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе), солофандрайзинга (приобретение поддержки) и событийного фандрайзинга (проведение различных мероприятий аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.).

Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России", усредненный бюджет НПО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы - 18%; индивидуальные пожертвования - 12%, спонсорские взносы - 12,6%; средства российских фондов - 2,8%; средства иностранных фондов - 22,7%; государственные источники - 8,9%; средства политических организаций - 5,1%; собственные доходы от услуг - 0,6%; прочие источники - 9,3%. Сгруппировав данные поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, получим следующее: благотворительные фонды - 25,5%; предпринимательские структуры - 12,6%; органы исполнительной власти и местного самоуправления - 8,9%; физические лица - 30%; другие НПО - 5,1 процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются средства физических лиц и благотворительных фондов.

В последнее время для проведения фандрайзинговой кампании привлекаются специально обученные люди, менеджеры по фандрайзингу, или даже целые фандрайзинговые агентства на договорной основе. Чтобы привлечь достаточные средства для решения поставленных задач, специалисты по фандрайзингу - фандрайзеры - устанавливают множество контактов, проводят многочисленные беседы. Так же создаются специальные школы фандрайзеров. Одна из первых школ была создана при Центре развития некоммерческих организаций ( ЦРНО) в Санкт-Петербурге. С 2006 года на базе этой школы проводится ежегодная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» с международным статусом, где участники из разных стран делятся своим опытом и получают новые знания и умения по современным технологиям фандрайзинга.

Основные сферы деятельности фандрайзеров это культура, социальная помощь, экология. Фандрайзинг в образовании обращен на начальное, среднее и профессиональное образование. Для спонсоров эта сфера обладает своими привлекательными чертами. Создается имидж заботы о подрастающем поколении, устанавливаются связи с молодыми перспективными специалистами. Фандрайзинг в культуре направлен на поддержку изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек. Бизнесменов привлекают в этой формирование положительной репутации фирмы в культурной среде, которая дает максимальный «выход на общество».

Социальные программы направлены  на оказание  помощи незащищенным группам населения, малоимущим гражданам, пенсионерам, ветеранам. Это наиболее традиционная сфера спонсорской поддержки, которая осуществляется чаще всего соответствующими общественными и государственными организациями и фондами, имеющими правовые, финансовые и экономические льготы.

На сегодняшний день можно привести значительное количество примеров фандрайзинга с участием российских компаний сотовой связи, предприятий по производству продуктов питания, строительных компаний, банков. Большое значение  имеют и пожертвования населения. Результаты социальных опросов, проводимых в больших городах, показывают, что 25% респондентов готовы оказать помощь НКО  с предпочтительной периодичностью взносов - 1 раз в год.  В основном это акции по сбору средств на лечение детей, на охрану окружающей среды.

Таким образом, фандрайзинг - это не выпрашивание денег, а четко спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно, на добровольной и бескорыстной основе.

Другая современная форма финансовой поддержки  НКО - эндаумент (англ. endowment) или целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций науки, образования, медицины, культуры. Эндаумент формируется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Базовую величину фонда нельзя использовать на текущие нужды. Она может быть  инвестирована с целью извлечения дохода; весь полученный доход должен  направляться в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования вложенных средств.  При этом сами пожертвования не тратятся, а формируют так называемый эндаументный целевой капитал, из которого и извлекается доход.  Каждое новое пожертвование лишь увеличивает целевой капитал, увеличивая соответственно и доход. Такая схема позволяет сделать организацию независимой от разовых пожертвований, создает финансовую стабильность посредством получения регулярного дохода от эндаумента. Как правило, государственные учреждения культуры, здравоохранения и образования привлекают пожертвования частных лиц и организаций  на расходы, которые по тем или иным причинам не могут быть покрыты за счет бюджетных средств.

Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В настоящее время эндаумент Гарвардского университета составляет более 34 млрд. долларов, Йельского университета  - 12,7 млрд. долларов, Принстонского и Стэнфордского - свыше 10 млрд. долларов каждый. «Национальный фонд искусств», созданный на основе эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США Министерства культуры.

 Возможность использования доходов от безвозмездно полученного эндаументного целевого капитала появилась в России с принятием в конце 2006 года Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Совместно с этим законом были приняты поправки в Налоговый кодекс, освобождающие доход от капитала фондов от налога на прибыль. В настоящее время рассматривается возможность предоставления налоговых льгот также и жертвователям таких фондов. Для привлечения меценатов создаются сайты, издаются и распространяются журналы об университетах, известных ученых. Меценаты, сделавшие крупнейшие дарения, получают бухгалтерские документы и аудиторские заключения об использовании внесенных средств, что подтверждает прозрачный характер эндаумента

Первый эндаумент-фонд, созданный и зарегистрированный в России - Фонд Развития МГИМО, существующий с 28 марта 2007 года. К марту 2008 года капитал фонда составил 375 миллионов рублей. Меценатами  данного эндаумент-фонда являются богатейшие бизнесмены России - Алишер Усманов, Владимир Потанин, Фаттах Шодиев, Александр Лебедев, Александр Джапаридзе, Андрей Козицын, политики Константин Косачев, Владимир Мединский, общественные деятели, заслуженные наставники из мира спорта, например, тренер олимпийских чемпионов Владимир Колесников, преподаватели, студенты, их родители и друзья.

К крупнейшим эндаумент-фондам при университетах России так же относится фонд Финансового университета при правительстве РФ, который составляет 218 млн. рублей. Наиболее известный меценат этого фонда - М. Д. Прохоров ( его взнос составил свыше 7,5 млн. дол. США).  В данный фонд  направляли средства такие организации как Россельхозбанк, Ингосстрах.

Президент РФ Дмитрий Медведев сделал свой символический взнос в размере 1000 руб. в фонд ЮФУ, на сегодняшний день размер фонда составляет 10 млн. руб. Фонд при НГУ тоже имеет внушительные размеры и составляет 14,4 млн. руб.

Доходы эндаумент-фондов при университетах в основном расходуются на реализацию инновационных проектов, проведение модернизации материально-технической базы, финансирование инвестиционных проектов, повышение качества образования, улучшение экономической поддержки образования, осуществление научно-исследовательской и научно-практической деятельности.

Анализ двух современных форм финансирования некоммерческих организаций позволяет уяснить их сущность и социально-экономическую роль в развитии страны. Фандрайзинг - это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления текущей деятельности НКО. Его эффективность влияет на уровень  развития этого сегмента общественного сектора, а это в свою очередь способствует становлению общественного управления и гражданского общества. Базовую величину эндаумента как целевого фонда нельзя использовать на текущие нужды НКО. Она может быть  инвестирована с целью извлечения дохода; весь полученный доход должен  направляться в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Целевой научно-образовательный капитал способствует формированию молодых конкурентоспособных специалистов и ученых, является фактором инновационного развития страны.

Для успешного развития этих форм в нашей стране необходимо не только  принятие нормативно-правовых актов, но и непосредственное участие государственных органов в финансировании социальных программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями.

Просмотров работы: 264