БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ: РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЛИ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ: РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЛИ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в разговорах об отечественном образовании все чаще звучит словосочетание "Болонский процесс". Болонская декларация, подписанная 29-ю министрами образования от имени своих правительств 19 июня 1999г., положила начало  созданию европейского единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные его принципы. Как известно, главные принципы Болонской декларации сводятся к нескольким основным положениям:  введение двухуровневого обучения (бакалавра и магистра), расширение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов и введение концепции общественного контроля высшего образования на основании единых систем тестирования.

В российском обществе имеются различные мнения относительно тех изменений, которые  Болонский процесс должен внести и уже  вносит в отечественную модель образования.

Многие эксперты вполне обосновано заявляют, что с введением Болонской системы уровень образования в России снижается. Они отмечают, что отечественная высшая школа уже много лет считалась лучшей и наша система образования готовила специалистов наивысшего класса, которые ценились во всём мире.

Никто не поспорит с тем, что у России с древних времен есть свои, характерные только для неё особенности менталитета, восприятия информации, способов общения и взаимодействия, мышления и много другого. Говоря о системе образования, мы должны помнить, что она складывалась в течение длительного периода российской истории со всей присущей нам уникальностью.  Поэтому, «европеизация» отечественной высшей школы приводит к потерям наших национальных достижений и традиций. В частности теряется такое человеческое качество как партнёрство и помощь. Болонская система заставляет российские, и даже европейские университеты ориентироваться на англоамериканскую модель, то есть на конкуренцию во всех сферах жизни. Что удивительно, с этим согласилась директор департамента внешних связей Союза ректоров университетов Италии г-жа Джанини на недавно прошедшем форуме ректоров университетов России и Италии 26 ноября 2011года.

Интеграции российской системы образования в Болонский процесс выявляет ещё одну проблему для ВУЗов - качественное обновление базы для оценивания студентов. Иными словами, мы говорим о бально-рейтинговой системе,  которая на данный момент имеет в себе множество пробелов Это происходит, потому что, исходя из новых стандартов, необходима переработка старой учебной информации, что само по себе занимает много времени, следовательно, обновление учебной базы происходит не всегда качественно и корректно в силу человеческого фактора. Последствия очевидны: такая база оценивания во многом действует некорректно, двусмысленно и необъективно.

Также, в России существует не менее острая проблема, связанная с переходом системы образования на двухуровневую, которая делит процесс обучения на две ступени: бакалавр (четыре года) и магистр (два года). В России не все вузы смогут, не снижая качества образования, за четыре года выпустить квалифицированных специалистов, которые будут владеть не только теоретическими знаниями, но и иметь достаточно развитые  практические навыки. Получается, что сама суть высшего образования теряется, и тогда студентам не остается выбора, как доплачивать деньги и идти на вторую ступень системы. Выбора не остается и вследствие того, что работодатели зачастую отказывают в приеме на работу бакалаврам, отдавая предпочтение специалистам или магистрам, а некоторые даже не информированы о текущем положении дел в российском и европейском образовании, они отказывают выпускникам с таким дипломом в принятии на работу.

Оценивая Болонский процесс в России,  специалисты отмечают положительные стороны реформирования образовательной системы. К ним относятся новые возможности в расширении мобильности студентов и преподавателей за счет единой европейской системы обучения и получаемого европейского диплома. Благодаря этому, нет необходимости повторно проходить обучение в другой стране-участнице, а выбор их широк - 47 стран. Также уменьшаются проблемы с трудоустройством российских студентов за границей, которые существовали раньше.

Кроме того, Болонская система даёт возможность получать комбинированные знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования. 

Как бы ни была полна разногласий тема введения Болонской системы в России, ясно одно - Россия бесповоротно встала на путь Болонского процесса и это абсолютно новая для нас ступень развития. Никто не принуждает слепо копировать предложенные форматы образования, просто нужно, как стране с одним из лучших в мире высшим образованием, с уникальной системой подготовки специалистов, не только критиковать или нахваливать новую систему образования, но и действовать. Делиться приобретенным веками опытом, разрабатывать новые стандарты обучения совместно, комбинировать действенные методы преподавания, как из прежней системы образования, так и из новой. Будущее нашего общества всегда будет оставаться в наших руках, ведь не стоит забывать, что формирование и совершенствование европейской образовательной доктрины всё ещё продолжается.

Просмотров работы: 3