ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема агрессии весьма актуальна в силу ее повсеместной распространенности. И особенно тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов неоправданного агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Интерес к заявленной теме определяется нарастающим вниманием к проблеме агрессивности исследователей самых разных специальностей - психологов, педагогов, социологов, что отражает запросы общества, испытывающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости.

Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

По мнению А.Г. Долговой «Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям».

А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

Соответственно, агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий.

На базе МОУ гимназия №11, г. Тулы нами было проведено исследование по выявлению особенностей проявления агрессии в младшем школьном возрасте . Выборку составили 26 учащихся младших классов (2а класс), среди которых мальчиков- , девочек.

Цель диагностической программы - выявить уровень агрессивности. Диагностическая программа исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностическая программа исследования  особенностей проявления  агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

№ п/п

 

Название, автор методики.

 

Цель

 

1.

 

Методика «Крокодилы»

 

Выявление у детей агрессивных тенденций

2.

 

Методика «Несуществующее животное», М.З. Друзкевич

Оценка уровня агрессивного поведения ребенка

3.

 

Графическая методика «Кактус»

Выявление качеств личности испытуемых

4.

 

Агрессивность (модификация теста Розенцвейга)

 

Определение степени развитости у ребёнка черты личности «агрессивность»

 

5.

 

Методика «Анкета для педагога» Г.П. Лаврентьева, Т. М Титаренко

Диагностика уровня агрессивного поведения у школьников

Результаты диагностики по методике «Крокодилы»: 50% детей с высоким уровнем тревожности;  42%- высокий уровень агрессивности;  у 4% опрошенных выявлена ситуативная агрессия;  58% - чувство неполноценности (незащищённости); депрессивное состояние присутствует у 3% детей.

На рисунках у респондентов с высоким уровнем агрессивности ярко выражены такие элементы, как крупное изображение крокодила, зубы, шипы, изображение нескольких животных, прорисованная пасть у крокодила.

Результаты диагностики по методике «Несуществующее животное».

31% испытуемых с высоким уровнем агрессии, у остальных выявлен низкий уровень агрессии. У детей с высоким уровнем агрессивности крупное изображение, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога), изображение двух животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, агрессивности, неумение контролировать эмоциональное состояние.

Результаты диагностики по графической методике «Кактус».

По результатам обработанных данных мы видим что:

агрессивность- 39% (наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу);

импульсивность- 31% (отрывистые линии, сильный нажим);

эгоцентризм (стремление к лидерству)- 62% (крупный рисунок, расположенный в центре листа);

неуверенность в себе, зависимость- 15% (маленький рисунок, расположенный внизу листа);

демонстративность, открытость- 58% (наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм);

скрытность, осторожность- 35% (расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса);

оптимизм- 77% (изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов);

тревожность- 27% (преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами);

женственность- 39% (наличие мягких линий и форм, украшений, цветов);

экстравенртированность- 4% (наличие на рисунке других кактусов или цветов);

интровертированность- 96% (на рисунке изображён только один кактус);

стремление к домашней защите, чувство семейной общности- 89% (наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса);

отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества- 11% (изображение дикорастущего, пустынного кактуса).

Результаты диагностики по методике «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга). Проявление агрессии в ситуации в семье, в школе, со сверстниками было обнаружено у 19% испытуемых детей. У остальных 81% проявления агрессивности не обнаружено.

Результаты диагностики по методике «Анкета для педагога» (Г.П. Лаврентьева, Т. М Титаренко): 23%- высокий уровень агрессии;  77%- низкий уровень агрессивности.

Анализ результатов проведенного нами исследования   позволяет утверждать, что у большинства детей младшего школьного возраста  преобладает высокий уровень агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Просмотров работы: 255