Сегодня можно утверждать, что совершение насильственных действий детьми по отношению к другим детям напрямую связано с их собственным психологическим неблагополучием, как правило, в основе жестокого поведения детей и подростков лежит собственный травматический опыт.
С точки зрения Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой, школьному насилию способствуют:
Анализ современных и отечественных работ, посвященных проблемам буллинга в образовательной среде, показывает необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена. Общими признаками буллинга в образовательной среде стали:
Наиболее полным и одновременно тонким является определение буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивидов или группы в отношении индивида, который не способен защищать себя в данной ситуации».
К сожалению, проблема буллинга в школе до сих пор не получила должного внимания в нашей стране.
Буллинг не является обособленным поведением, которое основано на таких переменных как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, которое проявляется в относительно устойчивых группах и способно вовлекать других. Буллинг включает в себя несоответствие силы, которое приводит жертву в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий.
Целесообразно выделить следующие типы буллинга:
Буллинг - наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в котором включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные.
Буллинг воздействует не только на непосредственных жертв. Дети, которые травят других, получают удовольствие от власти высокого статуса по сравнению с жертвами. Поэтому у агрессоров возникают проблемы с симпатией по отношению к другим людям, что приводит к девиантному поведению.
Типологические особенности участников буллинга.
1. «Преследователи» - При низком социометрическом статусе и них самый высокий коэффициент удовлетворённости в общении, т.е. они чётко осознают круг общения, в котором их принимают. Они значимо
более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников» является внутренним оправданием при «травле» жертв и создаёт ощущение субъективной правоты.
«Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т.е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.
2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т.е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».
3. «Помощники» - у них достаточно низкий социометрический статус, т.е. помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т.к. часто именно они обзывают, бьют и т.д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план.
«Помощники» испытывают острый дефицит общения с отцом.
Возможно, они находят качества отца в «преследователях», и поэтому стремятся полагать им даже в преследовании. Показатели по самооценке к уровню притязаний у «помощников» средние.
4. «Защитники». У «защитников» самый высокий социометрический статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы.
У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т.е. доброта для них - постоянная ценность.
Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.
5.«Нейтральные участники». У «нейтральных участников» достаточно высокие социометрический статус и коэффициент осознанности положительных отношений. Они наименее зависимы, что позволяет вообще не вмешиваться в конфликты. Они просто смотрят со стороны, но это далеко не всегда хорошо, т.к. «нейтральные участники» - те самые зрители, для которых играется спектакль - «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг, более того, «преследователи» зачастую являются лишь исполнителями воли «нейтральных участников».
Уровень притязаний по качеству «терпимость» у них самый высокий. Это ещё раз подтверждает правильность деления на группы, т.к. во многих именно терпимость позволяет им остаться в стороне от конфликтов.
Классные руководители в достаточной мере понимают ситуацию в классе, тем не менее не предпринимают никаких действий по урегулированию буллинга, даже не смотря на то, что обстановки в классе во многом зависят именно от них.
Профилактика и урегулирование буллинга.
К этой работе обязательно должны быть подключены и родители, и учителя, и администрация школы.