ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Наряду с явными и вербализованными формами агрессии нередки случаи её скрытых проявлений, часто ускользающих от внимания.

      Сегодня можно утверждать, что совершение насильственных действий детьми по отношению к другим детям напрямую связано с их собственным психологическим неблагополучием, как правило, в основе жестокого поведения детей и подростков лежит собственный травматический опыт.

    С точки зрения Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой, школьному насилию способствуют:

  1. Анонимность больших школ и многообразие выбора образовательных учреждений. В большом школьном количестве меньшая вероятность выявление акта насилия и его ограничения, в силу того, что учителю трудно «дойти до каждого», углубится в его проблемы.
  2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Раздражительность, неудовлетворённость учителей может выплёскиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. К сожалению, профессиональное выгорание учителя зачастую вымещают на учениках.
  3.  Равнодушие и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются, предпочитая оставлять решение ситуации самим детям.

Анализ современных и отечественных работ, посвященных проблемам буллинга в образовательной среде, показывает необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена.  Общими признаками буллинга в образовательной среде стали:

  1. буллинг - это насилие (физическое, психологическое, эмоциональное)
  2. буллинг - осуществляется в одиночку или группой людей
  3. буллинг - направлен против человека, который заведано слабее( психологически, физически)
  4. буллинг - носит систематический и длительный характер.

Наиболее полным и одновременно тонким является определение  буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивидов  или группы   в отношении индивида, который не способен защищать себя в данной   ситуации».

К сожалению, проблема  буллинга в школе до сих пор не получила должного внимания в нашей стране.

Буллинг   не является обособленным  поведением, которое основано на таких переменных как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, которое проявляется в относительно устойчивых группах и способно вовлекать других. Буллинг включает в себя несоответствие силы, которое приводит жертву в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий.

Целесообразно выделить следующие типы буллинга:

  • прямой (и физический, и вербальный)
  • косвенный (социальные депривации, сплетни, заговоры и т. д.)

Буллинг - наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в котором включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные.

Буллинг  воздействует не только на непосредственных жертв. Дети, которые травят других, получают удовольствие от власти высокого статуса по сравнению с жертвами. Поэтому у агрессоров возникают проблемы с симпатией по отношению к другим людям, что приводит к девиантному поведению.

Типологические особенности участников буллинга.

1. «Преследователи» - При низком социометрическом статусе и них самый высокий коэффициент удовлетворённости в общении, т.е. они чётко осознают круг общения, в котором их принимают. Они значимо

более авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта  особенность помогает им подчинять «помощников» является внутренним оправданием при «травле» жертв и создаёт ощущение субъективной правоты.

«Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т.е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т.е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники» - у них достаточно низкий социометрический статус, т.е. помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т.к. часто именно они обзывают, бьют и т.д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план.

 «Помощники» испытывают острый дефицит общения с отцом.

Возможно, они находят качества отца в «преследователях», и поэтому   стремятся полагать им даже в преследовании. Показатели по  самооценке к  уровню притязаний у «помощников» средние.

 4. «Защитники». У «защитников» самый высокий социометрический статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в  целом    довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы.

У «защитников»  довольно высокая самооценка, особенно по надёжности  и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т.е. доброта для них - постоянная ценность.

Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

5.«Нейтральные участники». У «нейтральных участников» достаточно высокие социометрический статус и коэффициент осознанности положительных отношений. Они наименее зависимы, что позволяет вообще не вмешиваться в конфликты. Они просто смотрят со стороны, но это далеко не всегда хорошо, т.к. «нейтральные участники» - те самые зрители, для которых играется спектакль - «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг, более того, «преследователи» зачастую являются лишь исполнителями воли «нейтральных участников».

Уровень притязаний по качеству «терпимость» у них самый высокий. Это ещё раз подтверждает правильность деления на группы, т.к. во многих именно терпимость позволяет им остаться в стороне от конфликтов.

Классные руководители в достаточной мере понимают ситуацию в классе, тем не менее не предпринимают никаких действий по урегулированию буллинга, даже не смотря на то, что обстановки в классе во многом зависят именно от них.

Профилактика и урегулирование буллинга.

  • Программа развития коммуникативных навыков
  • Формирование системы ценностей
  • Формирование адекватной самооценки

К этой работе обязательно должны быть подключены и родители, и учителя, и администрация школы.

Просмотров работы: 228