ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст довольно интересный и сложный период в жизни каждого человека. «Открытие» подросткового возраста в психологии по праву принадлежит С.Холлу. Основываясь на разработанной им теории рекапитуляции, С.Холл полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни. Сложность его заключается в том, что человек в этом возрасте, испытывает переломные моменты сразу в двух направлениях: психофизиологическом (это половым созреванием, и всё, что с ним связано) и социальным (конец детства, постепенное вступление в мир взрослых). Часто подростки чувствуют себя, как неопытный летчик за штурвалом самолета. Самолет их настроения не поддается контролю, то это стремительный взлет, то резкое пике. И, конечно же, данные перепады отражаются  на проблеме поведении подростков, которое вызвано многочисленными стрессами и вечным поиском себя. Общение в подростковом возрасте является доминирующей деятельностью и напрямую зависит от перепадов настроения подростков, их сильных эмоциональных всплесков и от физического самочувствия. Данная проблема всегда интересовала многих ученых.

Одним из наиболее интересных подходов является подход  американского антрополога Маргарет Мид, которая занималась изучением жизни подростков на острове Самоа. В результате её исследования оказалось, что подростки на острове Самоа не испытывают таких серьезных кризисов связанных с подростковым возрастом. В результате своей работы она ставит ключевой вопрос: «Если доказано, что период полового созревания необязательно привносит с собою особые трудности в жизнь девушки на острове Самоа (а это можно считать доказанным, если находится общество, где дело обстоит именно так), то с чем тогда связаны бури и стрессы у американских подростков?» Пытаясь ответить на этот вопрос, Маргарет Мид приходит к выводу о том что, безусловно,  в этих двух цивилизациях должно быть заложено нечто такое, что и объясняет существование этого различия. Отличительной особенностью является непосредственное социальное окружение подростков их положение и отношение к ним в обществе. Одним из таких факторов, например является то, что, как только ребенок подрастает до того возраста, когда его своеволие становится невыносимым, па его плечи возлагается забота о младшем. Каждый ребенок, поэтому здесь дисциплинируется и социализируется ответственностью за младшего брата или сестру. Ему с самого детства поручают работу и относятся к нему на равных со взрослыми. Так же Маргарет Мид, считает одной из причин множество противоречий встречающихся тут и там в нашей цивилизации.  Особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте составляет противоречие существующее между прежним социальным статусом подростка (такой же школьник, как и младший школьник) и его стремление быть взрослым. Однако ряд существенных моментов мешает построению нового отношения, а именно:

  1.  неизменность общественного положения подростка: он был и остается учеником, школьником;
  2.  его полная материальная зависимость от родителей;
  3.  привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;
  4. сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно.

Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности.   

Специфические трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношении взрослых - дружеского содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, доверия, помощи.

Принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами способствует развитию отношений со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Данная потребность порождает разного рода не формальные объединения подростков - субкультуры, которые могут быть

  •  просоциальные, или социально-положительные- экологические общества, культурологические и общественно-политические организации;
  • асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями) - «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры»
  • антисоциальные, или социально-отрицательные - криминогенные группировки.

Все эти стихийные группы являются следствием постоянного поиска себя и своих единомышленников. На данном этапе времени так же довольно актуальным способом решения этой волнующей темы для подростков является интернет общение. Все более популярны становятся социальные сети, чаты, сайты, где каждый кто хочет, может высказаться и найти своего единомышленника. Американские психологи пришли к интересным выводам. Они создали специальный интернет-форум для общения подростков, и открыли, что общение подростков положительно сказывается на общем уровне их развития. В частности, общение в формате блога помогает им научиться грамотно излагать свои мысли и пересказывать тексты, а также положительно влияет на развитие навыков коммуникации и формирование правильных моделей поведения, развивает рефлексию и эмпатию. Однако, есть и другая сторона медали данного способа общения - интернет - зависимость это навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета. По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире, среди которых есть и множество подростков. Почему подростки так много уделяют времени интернету?  Во-первых, они быстро учатся и приспосабливаются к новым технологиям. Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12. Во-вторых, как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно. Поэтому они стремятся быть одобренными в социальных сетях и самоутверждаться. Плюс развлечение в интернет сетях помогает отвлечься от будничных проблем.

Таким образом, можно сказать, то что общение и социальная среда подростка является определяющим фактором который может сгладить  или обострить «американские горки» подросткового кризиса.
Просмотров работы: 14