Современные подростки пребывают в напряженной эмоциональной среде, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом - они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации, в общение им присущи недостатки. У большинства детей повышен уровень враждебности. Учащиеся нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрирую чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны.
В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.
Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении с товарищами, в установлении интимно-личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.
Многие зарубежные и отечественные психологи, отмечая кризис переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков (Г.М. Андреева, С.Л. Беличева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Э.И. Киршбаум, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или не разрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию. Цепочка не разрешенных конструктивным образом конфликтов может привести к возникновению более тяжелых последствий, вплоть до правонарушений и полного разрушения отношений между подростками. Конструктивное разрешение конфликта возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и как сделать так, чтобы она не повторялась.
При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
Вместе с тем, очевидно, что готовность подростков к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта, делающему реальностью его позитивный потенциал - не есть природная данность. Она формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности педагогов, но прежде всего - школьных психологов, специалистов, владеющих методами научной рефлексии особенностей личностного развития подростков и социально-психологических особенностей подростковых групп. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления.
Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости своевременной работы с подростками не столько по выявлению и профилактике конфликтов, сколько по формированию навыков конструктивного разрешения конфликтов, установки принятия, сотрудничества.