ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время проблема буллинга становится все более актуальной. Этой проблеме посвящено несколько международных серверов. Также существуют национальные организации, которые занимаются борьбой с буллингом, сотрудничающие с детьми, родителями и учителями.

Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, направленный на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха. Раньше проблема буллинга не была так распространена, но в последние 20-25 лет она захватила многие страны.

В настоящее время проблема буллинга стала довольно распространенным и массовым явлением. Некоторые люди понимают под буллингом серьезные акты агрессии, другие - любые оскорбления, угрозы со стороны других людей.

Буллинг характеризуется несколькими особенностями: агрессивное, негативное поведение, отличающееся регулярностью, происходящее в отношениях между людьми, обладающими неодинаковым уровнем власти; такое поведение является умышленным. Оно также имеет свои возрастные, гендерные и некоторые другие особенности.

Зачастую с проблемой буллинга сталкиваются в детском возрасте, в школе. Но нередко с ней сталкиваются и взрослые. Как правило, люди, подвергшиеся притеснением со стороны других людей, неоднократно попадают в аналогичные ситуации. Здесь можно говорить о создании стабильных отношений между жертвой буллинга и булли (тем, кто выражает агрессию), когда такое поведение всегда направлено против одних и тех же людей.

Когда дети переходят в среднюю школу, буллинг немного ослабевает, однако у некоторых детей такое поведение закрепляется и становится устойчивой чертой личности, что способствует проявлению такого поведения в подростковом возрасте.

Булли (агрессоры) имеют несколько характерных черт. Например, они испытывают  сильную потребность в господстве и подчинении себе других учеников для достижения каких-либо своих целей. Они вспыльчивы, агрессивны, причем не только по отношению к жертве, но и к другим окружающим - родителям, учителям. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам. Иногда такое поведение можно объяснить гормональными особенностями, например, повышенным уровнем гормона тестостерона.

Также некоторые типичные черты присущи и потенциальным жертвам буллинга. Такие люди замкнуты, застенчивы, необщительны, пугливы, тревожны. У них низкая самооценка, они не уверены в себе. Нередко впадают в депрессию. Также выделяют категорию жертв, называемую провокативными жертвами. К ним относятся дети, испытывающие трудности в обучении, страдающие какими-либо расстройствами и повышенной возбудимостью. Эти дети не агрессивны, но их поведение нередко вызывает раздражение у одноклассников, иногда даже у учителей.

Самое страшное в том, что при таком агрессивном поведении булли действуют не спонтанно, под воздействием момента, а осознанно, оставаясь при этом спокойными и равнодушными. Свою агрессию они вымещают на тихих, отчужденных учениках, либо наоборот на тех, кто выделяется, активно проявляет себя. К тому же объектом притеснений могут быть ученики из других социальных или этнических групп, дети из неблагополучных семей. Своими действиями агрессоры заставляют жертв остро почувствовать свое отличие от других, чувство неполноценности по сравнению с тем, кто пытается установить свое господство.

В подростковом возрасте появляются новые, несколько другие причины буллинга. Мальчики пытаются выделиться, привлечь к себе всеобщее внимание, особенно со стороны противоположного пола. И пытаются они это сделать за счет участия в драках, каких-либо проявлений себя в спорте. Нередки попытки установления доминантных отношений с девочками, проявление грубости, наглости при общении с ними. Мальчики пытаются самоутвердиться не за счет каких-либо личных достижений, а за счет проявления насилия.

Большую часть булли составляют именно мальчики. Это не всегда связано с повышенной агрессивностью мальчиков, которую им приписывают как гендерную особенность, а также и с особенностями их нормативной культуры, которая с возрастом изменяется. Например, в детстве такая манера поведения сопровождается неприятием этого мальчика группой, а вот в подростковом возрасте все меняется. Такое поведение становится одобряемым.  Таких мальчиков чаще выделяют сверстники, на них чаще обращают внимание девочки.

Мальчикам в большей степени присуща физическая форма буллинга, тогда как девочки чаще прибегают к его психологическим, косвенным формам. Мальчики пытаются все более «отдалиться» от девочек, боясь каких-либо проявлений женственности, при этом стремятся к подавлению девочек, превосходству над ними, ставя себя выше них. Такая установка может способствовать тому, что жертвами буллинга в этом возрасте чаще становятся девочки. Самое страшное в этой ситуации то, что такой стиль поведения принимается окружающими и закрепляется. Такое поведение становится нормой.

Те ученики, которые в младшем школьном возрасте подвергались притеснениям со стороны одноклассников, находясь в подростковом возрасте, продолжают исполнять роль жертвы. Особенно это наблюдается в классе, где отношения между учениками фиксированы и стабильны. В этой ситуации жертвам очень сложно избавиться от своего статуса.

В связи с принятием такого поведения в подростковом возрасте, буллинг становится частым явлением. А в связи с тем, что булли выбирают себе в друзья таких же активных и агрессивных людей, как они сами, буллинг становится массовым явлением.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что жертвами буллинга может стать довольно широкий круг людей, равно как  и стать булли.  С возрастом данное явление становится все более частым, поскольку подобный  стиль поведения в определенной степени принимается обществом. Необходимо заметить, что буллинг, подчас рассматриваемый как редкое, сравнительно безобидное явление, в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Бывшие жертвы становятся тревожными, застенчивыми, менее общительными, у них снижается  самооценка, теряется самоуважение.

Просмотров работы: 3