Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ - ХХI столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально - психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, Г.А. Цукерман). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовцева, Д.И. Фельдштейн, М.М. Рыбакова, и др.), в межличностном общении со сверстниками (Сорокина, А.К. Колеченко, А.В. Дорохова и др.), со взрослыми (родителями) (А.И. Сорокина, Т.В. Барлас и др.). Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов, М.В. Цилуйко, Н.В. Майсак, и др.).
Подросток может вести себя по-разному: то он готов принимать решения, то он проявляет свою безответственность; то ведет себя как взрослый, то как капризный ребёнок. Меняются привычки, поведение, манера вести разговор, появляются интересы, которые стоят на первом месте. Подростки очень часто переживают споры с самими собой, конфликты внутри себя. При этом они сами редко понимают, что с ними происходит. Накапливается эмоциональное неблагополучие и возникает ситуация для конфликта. От подростков ждут того, что он не сможет дать взамен. Такие ситуации происходят часто и не содержат в себе благоприятных аспектов, которые были бы полезны для развития личности подростка.
Так же у подростков огромное значение имеет общение со сверстниками. Разногласия и ссоры с друзьями могут стать причиной психических расстройств. В группе подростки не всегда чувствуют заботу, защищенность - именно это и является одним из источников проявления внутриличностного конфликта. Расставание с любимым человеком может привести к настоящей трагедии, вплоть до самоубийства. Подросткам кажется, что они теряют свою единственную любовь раз и навсегда. Внешний вид подростка так же является источником возникновения внутриличностного конфликта. Здесь уже проявляются свои взгляды, когда он воспринимает себя взрослым.
Подростки проявляют свою потребность в независимости и желают оградиться от других. Они не допускают никого к своим вещам, не хотят отвечать на задаваемые им взрослыми вопросы. В подростковом возрасте, когда дети пытаются доказать свою личность и самостоятельность, происходят и недопонимание со стороны родителей. Подростки становятся грубыми, агрессивными с родителями. Бывает и такое, что родители игнорируют увлечения и интересы ребёнка, чем занижают его самооценку. Из-за этого между членами семьи возникают недоверительные отношения, что так же приводит к спорам внутри себя.
Нельзя не отметить, что последствия конфликтов переживаются подростками по-разному. Результатом конфликта может быть стресс или другие более серьёзные расстройства.
Как и в любом другом возрасте, конфликты в подростковом возрасте могут иметь как позитивный, так и негативный варианты исхода. Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности подростка. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья подростка.
Практика показывает, что в большинстве своем подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, подросткам, их родителям, учителям можно использовать в своей практике следующие рекомендации.
Рекомендации родителям: