ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст является ярким, переломным периодом в развитии ребёнка. Именно на этом этапе происходит формирование мировоззрения, принципов, идеалов, самосознания, осознание себя как личность. Главным новообразованием является возникающее у подростка представление о себе как  не ребенке: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым.

Несмотря на то, что  подростковый  возраст в  психологии  ХХ -  ХХI  столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально - психологических особенностей  (Д.И. Фельдштейн,  И.В. Дубровина, Г.А. Цукерман). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовцева,  Д.И. Фельдштейн, М.М. Рыбакова,  и др.), в межличностном общении со сверстниками (Сорокина,  А.К. Колеченко,  А.В. Дорохова  и др.),  со взрослыми (родителями)  (А.И. Сорокина,  Т.В. Барлас и др.). Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов,  М.В. Цилуйко,  Н.В. Майсак, и др.).

Подросток может вести себя по-разному: то он готов принимать решения, то он проявляет свою безответственность; то ведет себя как взрослый, то как капризный ребёнок. Меняются привычки, поведение, манера вести разговор, появляются интересы, которые стоят на первом месте. Подростки очень часто переживают споры с самими собой, конфликты внутри себя. При этом они сами редко понимают, что с ними происходит. Накапливается эмоциональное неблагополучие и возникает ситуация для конфликта. От подростков ждут того, что он не сможет дать взамен. Такие ситуации происходят часто и не содержат в себе благоприятных аспектов, которые были бы полезны для развития личности подростка.

Так же у подростков огромное значение имеет общение со сверстниками. Разногласия и ссоры с друзьями могут стать причиной психических расстройств. В группе подростки не всегда чувствуют заботу, защищенность - именно это и является одним из источников проявления внутриличностного конфликта. Расставание с любимым человеком может привести к настоящей трагедии, вплоть до самоубийства. Подросткам кажется, что они теряют свою единственную любовь раз и навсегда. Внешний вид подростка так же является источником возникновения внутриличностного конфликта. Здесь уже проявляются свои взгляды, когда он воспринимает себя взрослым.

Подростки проявляют свою потребность в независимости и желают оградиться от других. Они не допускают никого к своим вещам, не хотят отвечать на задаваемые им взрослыми вопросы. В подростковом возрасте, когда дети пытаются доказать свою личность и самостоятельность, происходят и недопонимание со стороны родителей. Подростки становятся грубыми, агрессивными с родителями. Бывает и такое, что родители игнорируют увлечения и интересы ребёнка, чем занижают его самооценку. Из-за этого между членами семьи возникают недоверительные отношения, что так же приводит к спорам внутри себя.

Нельзя не отметить, что последствия конфликтов переживаются подростками по-разному. Результатом конфликта может быть стресс или другие более серьёзные расстройства.

Как и в любом другом возрасте, конфликты в подростковом возрасте могут иметь  как позитивный, так и негативный варианты исхода. Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности подростка.  Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья подростка.

Практика показывает, что в большинстве своем подростки не умеют разрешать возникающие конфликты,  и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных  конфликтов,  подросткам, их родителям, учителям можно использовать в своей практике следующие рекомендации.

  1. Не беритесь за все дела сразу. Имейте чёткую цель и стремитесь к её достижению.
  2. Старайтесь быть искренним по отношению к себе и к другим. Ложь не облегчит вашу душу.
  3. Не копите проблем. Это может привести к неспособности справиться с их решением, а это приведет к внутриличностному конфликту.
  4. Учитесь контролировать свое поведение и чувства. Умейте вовремя «взять себя в руки». Не держите чувство обиды, умейте прощать.  
  5. Не уделяйте повышенного внимания тому, что думают о вас другие.
  6. Реагируйте на факты, а не на представления о них.
  7. Действуйте решительно, целеустремленно.

 Рекомендации родителям:

  1. Не нужно предъявлять претензий подростку.
  2. Нужно разделять чувства подростка, но не нужно залезать глубоко в душу.
  3. Нужно стать терпеливым и внимательным слушателем, т.к. если подросток рассказывает о своих проблемах, то он сможет их решить.
  4. Всегда надо быть готовым для общения с подростком.
  5. Положительные качества подростка нужно поощрять.
  6. Если подросток вас избегает, есть смысл обратиться за профессиональной психологической помощью.
Просмотров работы: 144