ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Поэтому особое внимание привлекает проблема агрессивности детей младшего школьного возраста, которые оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: средства массовой информации, кино - и видеоиндустрия, компьютерные игры, регулярно пропагандирующие культ насилия.  Таким образом, агрессивность в детском возрасте нарушает процесс благоприятной социализации.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.  Одна из главных проблем остается в том, что эти термины подразумевают большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

При изучении психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были рассмотрены различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.

Таким образом, агрессивность рассматривается, как свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру; а агрессия или агрессивное поведение, как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Анализ литературы позволил узнать, что в современной психологии  различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия как правило  рассматривается как отдельные действия, поступки, агрессивность  -  как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивное поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации. Кроме того, агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми.

Формирующаяся личность ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.

Социализация ребенка и в особенности эмоциональные отношения, складывающееся с родителями, влияют на то, проявит ли себя агрессивность как психологическое свойство, нейтральное в нравственном плане, в виде социально позитивного, одобряемого поведения, либо девиантного поведения.

Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира.

Агрессия проявляется в микросоциальных, групповых и межличностных взаимоотношениях (школа, двор, сверстники). Ведущим пусковым механизмом агрессии был неуспех в отдельных видах учебной деятельности, чувство обиды, несправедливости, ущемленного самолюбия.

Диагностическая программа позволила нам выявить особенности проявления агрессии у младших школьников: у большинства испытуемых в выборке (у  90% детей)  присутствуют признаки наличия агрессии; у 10% детей признаки агрессии имеют латентную форму; для   большинства испытуемых характерен низкий уровень агрессии, он присущ 75% детей в группе.  3 детей, что составляет 15%. имеют  средний уровень  агрессии. У  2 детей высокий  уровень агрессии, что составляет 10%. Результаты наблюдения свидетельствуют о низком уровне агрессии у всех детей. Это говорит о том, что в школе дети не проявляют агрессию по следующим показателям: вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности; проявление агрессии в присутствии других; проявление агрессии направленной на других детей; проявление агрессии направленной на взрослых; проявление агрессии направленной на себя; проявление агрессии направленной на животных; проявление вербальной агрессии; проявление физической агрессии.

В младшем школьном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления агрессивных тенденций в поведении.

Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Также можно разработать программу для  профилактики  агрессивности у детей младшего школьного возраста, в задачами которой будет:  научить ребенка контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме; нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии; закрепить положительные коммуникативные модели поведения; сформировать положительное отношение к сверст­никам;  научить анализировать поступки, находить причину конфликта;  научить понимать чувства, переживаемые другими, стимулиро­вать желание оказать помощь, утешить.

Просмотров работы: 7