ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не так давно предложенный термин «психология Интернета» (Wallace, 1999) уже прочно вошел в современную научную литературу, посвященную особенностям деятельности современного человека во Всемирной Паутине. Это не удивительно, ведь количество пользователей Интернета во всем мире стремительно растет.  Например, в сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по числу интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе. Число интернетчиков в России составило 50,81 миллиона. Второе и третье места в рейтинге заняли Германия и Франция с показателями 50,14 миллиона и 42,35 миллиона соответственно. В мире же наибольшее количество пользователей Сети проживает в КНР, США и Японии. Таким образом, человечество все активнее осваивает новую для себя среду жизнедеятельности.

В экологической психологии Интернет относят к так называемой информационной среде (ноосфере), которая окружает современного человека. Ее роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности современного общества невозможно переоценить. Объем информации, воспринимаемой индивидом, за несколько десятков лет вырос многократно, что, конечно же, не могло не отразиться на степени развития всех психических процессов. Особенно важным представляется исследование влияния деятельности человека в Интернете на развитие личности, ведь все большее количество не только взрослых людей, но и подрастающего поколения получают доступ к Всемирной Сети, а правительство осуществляет национальную программу «Электронная Россия», в которую, помимо всего прочего, включено оснащение всех школ страны компьютерами с доступом в Интернет.

Одной из базовых тем изучения влияния Интернета на личность явилась проблема Интернет-аддикции, то есть зависимости от поиска информации, коммуникации в Сети и других видах деятельности человека в информационном пространстве. Это во многом объясняется тем, что, по наблюдениям К. Янг, формирование стойкой зависимости у 25% пользователей Интернета происходит в первые полгода работы, 58%  становятся аддиктами за второе полугодие, а 17% - по прошествии года. Согласно этим данным и с учетом стремительно растущей аудитории Сети, проблема Интернет-аддикции становится актуальной для современного общества и уже в ближайшем будущем будет играть немалое значение для психического здоровья человека новой информационной эры.

Так в чем же привлекательность Интернета? Сеть позволяет человеку не только получить необходимую ему для профессиональной деятельности или повседневной жизни информацию, но и самореализоваться среди таких же пользователей, что не всегда возможно в реальном мире. В данном случае интересным представляется исследование мотивации деятельности человека в Интернете, проведенное Арестовой О.Н., Бабаниным Л.Н., Войскунским А.Е. Авторы проводят лонгитюдное исследование с 1992 года, считая, что «одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции». Участие в исследовании является добровольным, а целевая выборка постоянно увеличивается. Так, в 1992 году было получено всего 170 ответов на анкету, рассылаемую с помощью Сети, а в 1998 году уже 950 ответов.

В ходе данного исследования авторы смогли выделить основные виды мотивов, которые «репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую».

В последнее время пользователи все чаще используют Интернет не только для поиска информации или для профессиональной и учебной деятельности. Все больше пользователей начинают коммуницировать через Сеть, создавая так называемые «социальные сети» - «веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети» («Википедия»). Например, самая многочисленная социальная сеть российского сегмента Интернета (vkontakte.ru) недавно перешагнула рубеж в 100 млн зарегистрированных пользователей.

Еще одним доказательством, подтверждающим увеличение роли Интернета в межличностной коммуникации, явился огромный рост популярности Интернет-блогов. Из статьи в «Википедии»: «Блог (англ. blog, от weblog, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости». Характерной особенностью блога является то, что другие пользователи могут комментировать все выкладываемые автором в личном дневнике материалы. То есть получается, что пользователь, который завел свой блог, намеренно выкладывает на всеобщее обозрение свою жизнь, надеясь таким образом привлечь внимание окружающих к себе, найти собеседников с похожими увлечениями. Таким образом, все больше реальных людей оставляют след своей личности в виртуальном пространстве, производя так называемое «очеловечивание» информационного пространства.  

Коммуникационные возможности Сети в общем и социальных сетей и блогов  - в частности, очень обширны. Любой пользователь может найти для себя такой круг общения, в котором ему наиболее комфортно. Соответственно, во время наиболее активной социализации юный пользователь отдает предпочтение виртуальному общению, а не реальному, в котором намного проще, чем в реальной жизни, найти психологически комфортную группу общения.

С другой стороны, связь посредством Интернета (за исключением видеочатов) предоставляет обоим собеседникам значительную анонимность, что обуславливает большую открытость и психологическое удобство в процессе общения и обмена мнениями. Это является очень существенным фактором для людей, имеющих довольно низкую самооценку. Так, в рамках исследования «Я-образа» российских пользователей Интернета, Чудовой Н.В. было отмечено: 20% пользователей обладают низкой самооценкой, 40% «нереалистическими индифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни», 20% оценивают свою «независимость» как довольно высокую, что свидетельствует об определенной обособленности человека от окружающих. Таким людям действительно удобно общаться с окружающими не лично, а посредством компьютера. Это, скорее всего, избавляет их от испытываемого ими психологического дискомфорта во время личного контакта.

Таким образом, можно утверждать, что Интернет давно перестал быть только средством получения информации. Он занял очень важное и значимое место в жизни большинства современных людей. Сегодня в Сети можно не только найти необходимую информацию, но и познакомится, развлечься, сделать покупки, пообщаться с друзьями и т.п., что вынуждет пользователя с каждым разом все больше времени проводить в Интернете. Для современной психологии в контексте всего вышесказанного особенно актуальной проблемой должно стать исследование воздействия Интернет-активности на личность человека. Следует во всех аспектах изучить зависимость между временем, проведенным в Интернете, и развитием способностей юного поколения, которое в настоящее время является наиболее активными пользователями Интернета.

В современной научной психологической литературе уже имеются некоторые исследования в области влияния Интернета на личность человека. Так, в университете Карнеги-Меллона в результате длительного исследования было выявлено, что постоянное использование Интернета не только на рабочем месте, но и дома ведет к ухудшению семейных отношений, разрыву социальных связей, возникновению депрессий.

Также очень важным аспектом изучения данного вопроса является характер деятельности субъекта в Интернете. Деятельность современного человека становится все менее предметной, ведь информация воспринимается в виде сложных текстовых структур и изображений. Поэтому такая деятельность не может не влиять на развитие способностей, ведь способности человека развиваются вследствие внешнего воздействия окружающей реальности и её отражения в сознании. В настоящее время происходит увеличение темпа жизни, значительно расширяется поток той информации, которая воспринимается субъектом и его сознанием.

В первую очередь в ситуации информационного общества должны адаптироваться перцептивные способности, должна увеличиваться скорость, объем и точность восприятия информации современным человеком. Перцептивные способности и возможности восприятия являются наиболее значимыми в непосредственном контакте субъекта с окружающей его действительностью. «Восприятие представляет собой отражение предметов и явле­ний в совокупности их свойств и частей при непосредственном воз­действии их на органы чувств», - писал в своей работе В. Д. Шадриков. Восприятие является системообразующим звеном, которое связывает внутренний мир человека и окружающую его среду. Воспринимаемая информация из физического мира и виртуального пространства имеет совершенно разную природу. Современный человек все чаще оперирует не предметами, а образами, в результате чего многократно развиваются не только возможности восприятия, но и мыслительные процессы, в особенности словесно-логического и наглядно-образного типа. В этот процесс вовлечены также способности представления и воображения. Это необходимо для получения информации по современным каналам связи, коими являются телевидение, радио, Интернет.

Полученная субъектом информация должна прочно сохраняться в памяти, поэтому должны развиваться и мнемические способности человека. В особенности следует отметить, что не вся воспринимаемая информация должна сохраняться в памяти. В этом случае развитие мнемических способностей должно предполагать развитие избирательного запоминания именно того, что представляется субъективную значимость для человека, что отвечает его интересам, склонностям, т.е. имеет важное значение для успешной деятельности. Это позволяет избежать «информационных перегрузок» психики человека лишней информацией, которая непосредственно к нему не относится.

Следует также отметить и развитие психомоторных способностей, от которых зависит точность выполняемых субъектом действий. Современные технические приборы все более усложняются, требуя от пользователя максимально аккуратного и точного оперирования. В этом контексте следует упомянуть об участившихся случаях карпального тоннельного синдрома, вызываемого продолжительной работой на компьютере. Длительные однообразные движения кистью (характерные движения во время работы компьютерной мышью или на клавиатуре), усугубляющиеся неправильным положением рук при работе, приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей. Через некоторое время возникает воспаление и отек тканей, что приводит к еще большему сдавливанию нерва.

Проблема изучения влияния деятельности субъекта в Интернет-среде еще далеко не изучена. Даже можно сказать, что мы сейчас только в начале пути изучения последствий влияния Интернета на личность. Следует узнать, насколько феномен «социальных сетей» и блогов может заменить реальное общение для человека. Интересным представляется и феномен «тысячников» (выражение, используемое маркетологами для характеристики наиболее популярных персонажей в социальных сетях и блогах) - являются ли они и в реальной жизни лидерами мнений. Действительно ли использование Интернета в быту ведет к структурным изменениям не только психики, но и направления развития способностей субъекта. Важной проблемой по-прежнему остается Интернет-аддикция, проявляющаяся в сильной зависимости от компьютера и Интернета. Важно всестороннее изучение этого явления, степени его влияния на личность человека и его опасности.

На данный момент можно утверждать, что Интернет состоялся как «пятое измерение», то есть как новая сфера жизнедеятельности человека. В скором времени Всемирная Сеть будет играть все большее значение в повседневной деятельности каждого жителя планеты, поэтому в задачи современной психологии входит всестороннее изучение этой новой «среды обитания» современного человека.

Список используемой литературы:

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. -Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 245-246.
  2. «Википедия»// ru.wikipedia.org
  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.  М.: Экопсицентр РОСС. 2000. - С. 240-245.
  4. Войскунский А.Е. - Психологические исследования феномена интернет-аддикции// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 251-253.
  5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека // М.: Логос. 1996
  6. Чудова Н.В. - Особенности образа Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2 000. - С.269-270.
Просмотров работы: 15