Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, целенаправленно, систематически овладевающая знаниями и профессиональными умениями. В студенческой группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. В силу этого, в ней могут возникать самые разнообразные конфликты.
Проблемой конфликтов занимались многие отечественные и зарубежные ученые - Козер Л., Вебер М., Дарендорф Р., Мэйо Э., Гришина Н.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Дмитриев А.В., Емельянов С.М., Кибанов А.Я., Дружинин В.В., Линчевский Э.Э. и др. Анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей очень актуально. Общим для всех является то, что большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Также большинство исследователей едины в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции, без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
В студенческой среде имеют место конфликты различного вида и уровня, наиболее распространенными среди которых являются: внутриличностный конфликт: вызванный внутригрупповыми проблемами, привнесённый извне и вызывающий внутригрупповую напряжённость; межличностный конфликт: ценностно-нормативный, статусно-ролевой, психологической несовместимости; конфликт между группой (подгруппой) и членами группы; конфликт между подгруппами в отдельной группе; конфликт между формальной и неформальной системами отношений; межгрупповые конфликты.
В рамках своего исследования мы придерживаемся позиции, согласно которой предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая либо сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними, либо способствует конструктивному, «безболезненному», разрешению возникающих противоречий.
Исследование по профилактике конфликтов в студенческой группе проводилось на базе Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Выборку составили студенты-бакалавры факультета психологии направления «Педагогика», профиль «Практическая психология в образовании».
Составленная нами диагностическая программа позволила выявить особенности поведения студентов в конфликтах. Диагностическую программу составили следующие психодиагностические методики: тест А. Ассингера, тест на оценку самоконтроля в общении, тест описания поведения К. Томаса,опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн), методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующие выводы: у 100% студентов средний уровень агрессивных реакций, у 70% опрошенных высокая степень коммуникативного контроля, в группе нет преобладающей формы поведения в конфликтной ситуации (30% опрошенных - с формой поведения приспособление; 30% опрошенных - с формой поведения в конфликтной ситуации соперничество (конкуренция), 80% испытуемых имеют средний уровень эмпатических тенденций, большинство испытуемых (80%) имеют средний уровень коммуникативной толерантности.
Для профилактики конфликтов в студенческой группе нами была составлена программа, направленная на понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта; развитие навыков коммуникативного контроля в общении; развитие эмпатических тенденций, толерантности; снижение интолерантных установок и агрессивности в отношениях; выработку оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.
Содержание программы представлено 16 практическими занятиями, длительностью 90 -120 минут. Каждое занятие состоит из трёх этапов: вводного, основного и заключительного; для достижения цели тренинга и создания эмоционально комфортной атмосферы установлены групповые нормы и правила проведения занятий.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается:
Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости и важности профилактики конфликтов в студенческой группе.