Социально-педагогические аспекты воспитания репродуктивного поведения молодёжи - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Социально-педагогические аспекты воспитания репродуктивного поведения молодёжи

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В конце прошлого века, по данным научной литературы, произошли негативные изменения в распространенности заболеваемости среди детей подросткового возраста. Согласно официальной статистической отчетности (1992-2001 гг.) заболеваемость среди детей до 14 лет возросла в 1,5 раза, а среди 15-17-летних - более чем в 2,5 раза, что примерно в 3,5 раза больше, чем среди взрослых. Темпы прироста отмечены практически по всем классам болезней.

Среди детей подросткового возраста значительно снизилось число здоровых и произошло увеличение числа подростков с хроническими заболеваниями (Ильин А.Г., Куинджи Н.Н., Степанова М.И., 1999; Беляева Н.Н., Ревазова Ю.А. и др., 2003; Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2004; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2004; Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р., 2004; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р., 2005).

По данным ряда авторов видно, что проблема репродуктивного здоровья актуальна для всех стран мира (Баранов А.А., 1997; Кулаков В.И., 1997; Гаврилова Л.В., Зелинская Д.И., Баклаенко Н.Г., 1999; Измеров Н.Ф., Сивочалова О.В. и др., 2004; Bernstein P.S., Rosenfield A., 1998; WHO, 1998; Henshaw S.K., Singh S., Hass T., 1999).

В Российской Федерации, согласно демографическим прогнозам, до сих пор сохраняется отрицательный прирост населения, обусловленный не столько низкой, сколько недостаточной для воспроизводства населения рождаемостью (Бодрова В.И., 1999; Захаров С.В., Иванова Е.И., Сакевич В.И., 2000; Вишневский А.Г., 2002; Захаров С., 2004; Сакевич В., 2004). Поэтому, на фоне сложившихся условий, приоритетное значение в стране приобретает охрана репродуктивного здоровья подрастающего поколения (Кулаков В.И., Серов В.Н., Адамян Л.В. и др., 2001, Тарусин Д.И., Румянцев А.Г. и др., 2005; Уварова Е.В., Кулаков В.И., 2005).

При анализе современного состояния репродуктивного поведения молодежи выявляется ряд противоречий:

  • между потребностью в целостном воспитании подростков (молодежи) с целью формирования знаний о репродуктивном здоровье и отсутствием системы полового воспитания и сексуального просвещения в образовательных учреждениях разного уровня и грамотных педагогических кадров для проведения данной работы в организованных подростковых коллективах и среди молодежи;
  • между достигнутым уровнем разработки педагогических вопросов по репродуктивному здоровью подростков (молодежи) и отсутствием у них навыков самосохранительного сексуального и репродуктивного поведения, в формировании которых первичным звеном являются знания, согласно принятой в педагогике дидактической триады: знания ® умения ® навыки.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: изучение уровня информированности молодежи о репродуктивном здоровье, сексуальном поведении, как  критерии семейных отношений и детности.

Насущная необходимость научного обоснования изучения репродуктивного поведения молодежи позволяет определить актуальность избранной темы: «Социально-педагогические аспекты воспитания репродуктивного поведения молодежи».

Объект исследования - репродуктивное поведение молодежи

Предмет исследования - социально-педагогические аспекты воспитания репродуктивного поведения молодежи.

Цель исследования - выявление социально-педагогических условий воспитания репродуктивного поведения современной молодежи; определение профилактических подходов актуальных для современных инновационных поисков в области организации репродуктивного образования молодежи в вузе, направленного на профилактику нарушений репродуктивного здоровья.

Представленные выше объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:

  1. Изучить особенности медико-демографической ситуации в Дальневосточном Федеральном округе.
  2. Дать медико-социальный портрет юношей и девушек с разными типами сексуального поведения.
  3. Определить осведомленность юношей и девушек по вопросам гигиенических основ профилактики нарушений репродуктивного здоровья.
  4. Обосновать выводы конструктивного плана актуальные для современных поисков в области профилактики  нарушений репродуктивного здоровья и организации репродуктивного образования молодежи.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем знаний молодежи по вопросам репродуктивного здоровья и избираемой ими стратегии сексуального поведения  в социуме, а именно: чем ниже уровень знаний по вопросам репродуктивного поведения, тем чаще избирается стратегия социальной безответственности в отношении семьи и деторождения.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные концепции в сфере проблем народонаселения (Б.Ц. Урланиса, А.И. Антонова, Д.И. Валентея, Э.К. Васильевой, А.Г. Вишневского А.Г. Волкова, Р.А. Галина, А.Я. Кваши, Ю.Н. Козырева, В.М. Медкова, О.В. Лармина, А.А. Петракова, Р.Т. Насибуллина, Н.М. Римашевской, М.Н. Руткевич, Г. Струмилина, и т.д.), позволяющие оценить демографическую ситуацию в Российской Федерации, и разработать пути сохранения репродуктивного здоровья населения, а также  Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (9 октября 2007 года, № 1351).

В исследовании использован комплекс методов: составление анкеты, проведение анкетирования (опрос) юношей и девушек, статистическая обработка полученных данных.

В ходе исследования планировалось выяснить:

  • уровень информированности молодых людей в вопросах планирования семьи;
  • предпочитаемые методы контрацепции (с обоснование выбора);
  • отношение к семье, к рождению детей;
  • отношение к «гражданскому браку»;
  • зависимость числа абортов и выбора метода контрацепции от экономического уровня жизни.

Источниковедческую базу исследования составили: литература по психологии, социологии и педагогике; медицинская периодика и публицистика, в том числе литература по акушерству и гинекологии, включающая  публикации по вопросам детской и подростковой гинекологии; монографии, диссертации и сборники научных статей, посвященные вопросам репродуктивного здоровья населения РФ, в том числе подростков (молодежи); учебники, учебные пособия, материалы международных и республиканских научных конференций, конгрессов, таких как «Здоровье семьи»; «Мать и дитя»; «Новые технологии в акушерстве и гинекологии».

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в нем впервые: составлен медико-социальный портрет юношей и девушек с безопасным и рискованным сексуальным поведением; разработан информационный блок по профилактике нарушений репродуктивного здоровья, который включен в компетенцию профессионального образования медицинских кадров.

Нами были разработаны два варианта анкет для анонимного опроса девушек и юношей. В анонимном анкетировании приняли участие 1002 студента, обучающихся в высших учебных заведениях г. Хабаровска, в возрасте от 17 до 23 лет: из них 526 (52,5%) девушек и 476 (47,5%) юношей.

Анкета «Медико-социальный портрет современной молодежи».

1. В какой семье Вы проживали:

  • полной (оба родителя);
  • неполной (один из родителей);
  • не было родителей.

2. Как Вы оцениваете свое материальное положение:

  • высокое;
  • удовлетворительное;
  • низкое.

3. Что такое репродуктивное здоровье:

  • возможность для воспроизводства;
  • отсутствие венерических заболеваний;
  • наличие половых контактов.

4. Что такое сексуальное здоровье:

  • то же самое, что и репродуктивное здоровье;
  • отсутствие внебрачных половых связей;
  • наличие регулярной половой жизни.

5. Планируете ли Вы иметь детей:

  • да;
  • нет;
  • не задумывались над данной проблемой.

6. Ваше отношение к гражданскому браку:

  • положительное;
  • отрицательное;
  • не задумывались над данной проблемой.

7. В каком возрасте Вы начали половую жизнь:

  • 12-15 лет;
  • 16-17 лет;
  • 18 лет и более.

8. Занимались ли ваши родители с Вами сексуальным просвещением:

  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

9. Ваше отношение к искусственному аборту:

  • положительное;
  • отрицательное;
  • затрудняюсь ответить.

10. Причины, по которым Вы считаете, что аборт может быть оправдан:

  • медицинские показания;
  • материально- бытовые условия;
  • другие причины.

11. Какими методами контрацепции Вы пользуетесь:

  • барьерные (презерватив, колпачок);
  • противозачаточные таблетки;
  • прерванный половой акт;
  • внутриматочные средства;
  • календарный метод;
  • спермициды;
  • не предохраняемся.

12. Мотивы выбора Вами данного метода:

  • надежность;
  • наличие нерегулярных половых контактов;
  • отсутствие побочных эффектов;
  • доступность;
  • другие причины.

13. Источники информации о методах контрацепции:

  • врач, фармацевт;
  • родители;
  • сверстники;
  • партнер (партнерша);
  • средства массовой информации, интернет.

14. Ваша тактика при задержке менструации у партнерши:

  • тест на беременность;
  • обращение к гинекологу;
  • ожидание в течение 1-2 недель;
  • партнерша должна решать сама.

15. Ваша тактика при наступлении беременности:

  • сохранение беременности;
  • аборт;
  • партнерша должна решать сама;
  • совместное обсуждение.
  • 16. Регулярность посещения гинеколога (вопрос для девушек):
  • 1-2 раза в год;
  • 3-4 раза в год.

Результаты анонимного анкетирования молодежи по вопросам регулирования рождаемости (%)

Вопросы анкеты

Девушки, п = 526

Юноши, п = 476

Р

1.Отношение к искусственному аборту:

♦ положительное

12,9+1,5

18,1+1,8

<0,05

♦ отрицательное

20,2±1,8

30,5+2,1

< 0,001

♦ затрудняюсь ответить

66,9±72,1

51,5+2,3

< 0,001

2. Причины аборта:

 

 

 

♦ медицинские показания

23,6±1,9

19,8+1,8

>0,05

♦ материально-бытовые условия

43,5±2,2

33,2±2,2

< 0,001

3.Используемые методы контрацепции:

 

 

 

♦ барьерные (презерватив, колпачок)

40,9±2,1

70,4±2,1

< 0,001

♦ противозачаточные таблетки

24,1±1,9

-

 

♦ прерванный половой акт

11,4±1,4

4,4±0,9

< 0,001

♦ внутриматочные средства

1,5+0,5

-

 

♦ календарный метод

8,6+1,2

-

 

♦ спермициды

4,6±0,9

-

 

♦ не предохраняются

1,0+0,4

1,7+0,6

> 0,05

4.Мотивы выбора данного метода контрацепции:

 

 

 

♦ надежность

29,1 ±2,0

38,7±2,2

< 0,001

♦ нерегулярные половые контакты

24,1+1,9

1 5,3+1,7

< 0,001

♦ отсутствие побочных эффектов

26,8±1,9

22,3+1,9

>0,05

♦ доступность

20,2±1,8

44,8±2,3

< 0,001

♦ другие причины

11,6+1,4

5,0+1,0

< 0,001

5.Источники информации о методах контрацепции:

 

 

 

♦ врач, фармацевт

25,0±2,2

5,04±0,45

< 0,001

♦ родители

7,0±1,1

7,4±2,0

>0,05

♦ сверстники

15,4+1,6

31,1+2,1

< 0,001

♦ партнер (партнерша)

23,2+1,8

33,8±2,2

< 0,001

♦ средства массовой информации, интернет

28,7±2,0

39,5±2,2

< 0,001

6.Тактика при задержке менструации более 3 дней:

 

 

 

♦ тест на беременность

40,9±2,1

36,3±2,2

>0,05

♦ обращение к гинекологу

28,1 ±2,0

38,7±2,2

< 0,001

♦ ожидание в течение 1-2 недель

29,9±2,0

9,7+1,4

< 0,001

♦ партнерша должна решать сама

-

10,1 ±1,4

 

7.Тактика при наступлении непланируемой беременности:

 

 

 

♦ сохранение беременности

34,0+2,1

40,6±2,23

< 0,001

♦ аборт

39,9+2,1

17,7+1,8

< 0,001

♦ партнерша должна решать сама

-

39,3±2,2

 

♦ совместное обсуждение

-

4,2+0,9

 

8.Регулярность посещения гинеколога:

 

 

 

♦ 1-2 раза в год

65,8+2,1

-

 

♦ 3-4 раза в год

20,3±1,8

-

 

 

 

 

 

Результаты исследования

Анализ анкетирования показал, что большая часть опрошенных респондентов (более 80%) оценила свое материальное положение как удовлетворительное (60%) или низкое (27,4%). Наличие высокого уровня благосостояния отметили 4,8% девушек и 7,8% юношей.

48,3% (254 чел.) девушек и 52,5 % (250 чел.) юношей проживали в неполных семьях; а 2,9% (15 чел.) девушек и 4,4 % (21 чел.) юношей вообще не имели родителей.

На вопрос, что такое «репродуктивное здоровье» опрашиваемые респонденты ответили следующим образом: отсутствие венерических заболеваний и других заболеваний органов половой сферы (80,8% девушек и 94,5% юношей); наличие половых контактов (87,1% девушек и 92,0% юношей). Затруднились ответить на данный вопрос 12,9% девушек и 5,5% юношей.

На вопрос, что такое «сексуальное здоровье» опрашиваемые респонденты ответили следующим образом: то же самое, что и репродуктивное здоровье (87,1% девушек и 94,5% юношей). Затруднились ответить на данный вопрос 12,9% девушек и 5,5% юношей.

На вопрос «планируете ли иметь детей» опрашиваемые респонденты ответили следующим образом: «да» - 40,8% девушек и 30,0% юношей; «не задумывались над данной проблемой» - 51% девушек и 58% юношей; «нет» - 8,2% девушек и 12% юношей.

Положительное отношение к гражданскому браку высказали большинство опрошенных (70,7% девушек и 71,0% юношей). Значительная часть девушек (40,5%) и юношей (31,7%) отметили, что 16-17 лет - это возраст полового дебюта: именно в этом возрасте начали половую жизнь большинство девушек, тогда как юноши половую активность достоверно чаше проявляли в возрасте 12-15 лет (35%).

На вопрос «занимались ли родители сексуальным просвещением»: «да» ответили 7,0% девушек и 7,4% юношей.

Подавляющее большинство девушек (78,7%) и юношей (91,4%), заполнивших анкеты, имели половые отношения и только 8,4 и 2,9% из них, соответственно, были зарегистрированы в официальном браке. Анализ осведомленности молодых людей о методах контрацепции показал, что более половины респондентов затруднялись определить свое отношение к искусственному аборту как методу регулирования рождаемости. Большинство из высказавшихся подчеркивали негативное отношение к аборту, при этом число юношей было достоверно выше (р<0,001). Основной причиной прерывания беременности достоверно (р<0,001) чаше, по сравнению с причинами, связанными со здоровьем, назывались трудности материально-бытового характера.

Основным методом контрацепции как девушками, так и юношами был назван барьерный метод (презерватив). Данный метод контрацепции, по мнению респондентов, является доступным, а также, что немаловажно, наиболее надежно защищает от инфекций, передающихся половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Частота использования презерватива среди юношей была достоверно (р<001) выше. Применение оральной контрацепции девушками отмечено в 24,1 % случаев. Наиболее распространенными гормональными контрацептивами были регулон, новинет, марвелон.

Среди юношей о методе гормональной контрацепции были осведомлены 8,6%. На вопрос, какие конкретно гормональные контрацептивы они знают, юноши ответили следующим образом: постинор - как препарат, используемый в экстренной контрацепции. Прерванный половой акт как метод контрацепции используют 11,4% девушек и 4,4% юношей, внутриматочную контрацепцию - 1,5% девушек; календарный метод - 8,6% девушек; спермициды - 4,6% девушек.

Таким образом, респондентами-девушками наиболее распространенным методом контрацепции был признан презерватив (40,9%); далее следуют применение комбинированных оральных контрацептивов (24,1%) и другие методы контрацепции (26,1%). Среди респондентов-юношей также наиболее популярным был презерватив (70,4% случаев); прерванный половой акт использовался в 8,6% случаев; о других методах контрацепции, которые применяют их партнерши, юноши были осведомлены в 23,7% случаев. Не использовали методы контрацепции 1,0% девушек и 1,7% юношей, которые состояли в официальном браке и планировали беременность.

На вопрос о мотивах выбора того или иного метода контрацепции были получены следующие ответы: надежность (девушки - 29,1 %; юноши - 38,7%); нерегулярные половые контакты - (24,1 и 15,3% соответственно); отсутствие побочных эффектов (26,8 и 22,3% соответственно); доступность (20,2 и 44,8% соответственно); другие причины (11,6 и 5,0% соответственно). Следовательно, наиболее частой мотивацией в выборе метода контрацепции у не состоящих в официальном браке молодых людей являются, во-первых, надежность и доступность метода, во-вторых, отсутствие побочных эффектов.

Основным источником информации опрошенные девушки (25,0%) указали советы, полученные от медицинских работников. По мнению юношей (5,0%), основным источником информации являются СМИ (интернет).

Обсуждение ситуации, при которой у девушки наступает задержка менструации, показало, что основная масса девушек и юношей (40,9 и 36,3% соответственно) считают целесообразным использовать диагностический тест на беременность. Несколько меньшее количество девушек (28,1%) и несколько большее количество юношей (38,7%) благоразумным считают обращение к гинекологу. В ситуации, при которой незапланированная беременность все-таки наступила, 34,1% девушек и 40,6% юношей считают целесообразным сохранить беременность. За прерывание беременности категорично высказались 39,9% девушек и 17,7% юношей (р<0,001). При этом 39,3% юношей (р<0,001) считают, что вопрос о прерывании или сохранении беременности должна решать только партнерша, и лишь 4,2% юношей соглашаются обсуждать данную проблему вместе.

Положительным является тот факт, что 86,1% девушек регулярно посещают гинеколога и считают, что в любой момент могут обратиться к врачу за помощью.

Таким образом, результаты проведенного анонимного анкетирования в определенной степени позволяют судить о современных тенденциях в поведении молодых людей, об их взглядах на брак, сексуальное поведение, методы регулирования рождаемости. Основная масса молодежи не считает целесообразным связывать себя узами официального брака и предпочитает добрачные половые связи, мотивируя это тем, что необходимо стать, в первую очередь, материально независимым от родителей, закончить учебу, получить профессию, и только тогда брать на себя ответственность и обязательства в отношении семьи. Большинство юношей не считают целесообразным нести ответственность за сохранение возможной беременности у их партнерши и предоставляют девушке самостоятельно решать эти вопросы, а барьерные методы контрацепции используют в первую очередь как средство предохранения от ИППП. Данные анонимного анкетирования позволяют объективно оценить существующую ситуацию и рационально решать вопросы планирования семьи среди молодежи .

Таким образом, проведенное нами изучение уровня знаний студентов г. Хабаровска по проблеме репродуктивного здоровья, показало следующее:

  • как девушки, так и юноши не имеет четкого представления о таком понятии, как «репродуктивное здоровье»;
  • в вузах г.Хабаровска отсутствуют программы, направленные на обучение молодежи основам репродуктивного поведения.

Полученные нами данные совпадают с мнений ряда исследователей по данной проблеме.

Результаты исследования  могут быть использованы при проведении семинарских занятий и чтении лекционного курса по вопросам регулирования репродуктивного поведения, профилактики абортов, культура семьи и деторождения.

Выводы

  1. Изучение медико-демографической ситуации в Дальневосточном Федеральном округе показало, что на протяжении последних лет сохраняется четкая тенденция к сокращению численности населения округа, а также к снижению удельного веса женщин репродуктивного возраста и детей (до 17 лет) в общей структуре населения.
  2. Медико-социальный портрет юношей и девушек с разными типами сексуального поведения свидетельствует о том, что низкая степень семейной мотивации у студентов определяется тем, что 48,3% девушек и 52,5 % юношей проживали в неполных семьях; а 2,9% девушек и 4,4 % юношей вообще не имели родителей. Более 80% опрошенных респондентов оценила свое материальное положение как удовлетворительное (60%) или низкое (27,4%). Подавляющее большинство девушек (78,7%) и юношей (91,4%), заполнивших анкеты, имели половые отношения и только 8,4 и 2,9% из них, соответственно, были зарегистрированы в официальном браке.
  3. Уровень осведомленности молодежи о методах регулирования репродуктивной функции остается низким, а основным источником информации являются СМИ/интернет (28,7±2,0% девушек и 39,5±2,2% юношей), сверстники (15,4±1,6% девушек и 31,1±2,1% юношей), половые партнеры (23,2±1,8% девушек и 33,8±2,2% юношей). Аборт - как метод регулирования рождаемости, по мнению респондентов, является обыденной процедурой. Четкого мнения о вреде аборта у молодежи не сформировано. Положительно высказались за производство атрифициального аборта 12,9±1,5% девушек и 18,1±1,8% юношей, а 66,9±72,1% девушек и 51,5±2,3 юношей затруднились однозначно высказаться о своем отношении к абортам. При этом 39,3% юношей считают, что вопрос о прерывании или сохранении беременности должна решать только партнерша, и лишь 4,2% юношей соглашаются обсуждать данную проблему вместе.
  4. Необходимо начать подготовку обучения молодежи основам репродуктивного здоровья с младших курсов. В систему мероприятий, направленных на обучение молодежи навыкам рационального репродуктивного поведения, необходимо включить разработку действующего сайта, в том числе действующего в режиме «on line».
Просмотров работы: 105