СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В последние годы Правительством РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ уделяется большое внимание реформированию здравоохранения и укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. Соответствующая работа проводится и в регионах.
Качество медицинской помощи (далее - КМП) определяется уровнем развития социально-экономических отношений, достижениями медико-биологических и технических наук, политикой государства в вопросах здравоохранения. Благодаря научно-техническому прогрессу стало возможным создание определенных медицинских технологий, существенно улучшивших КМП и изменивших течение многих заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми. Вместе с тем применение только прогрессивного метода лечения не может существенно повлиять на здоровье людей: необходимы заинтересованность общества в развитии данной технологии, определенные политические решения и социальные программы, достаточное финансирование, укрепление материально-технической базы сферы здравоохранения, подготовка, постоянное обучение кадров, а также соответствующая организация процесса оказания медицинской помощи.
Стратегической целью здравоохранения в целом и Департамента здравоохранения Вологодской области в частности является повышение уровня здоровья и увеличение продолжительности жизни населения. Реализация этой цели невозможна без обеспечения доступности и КМП. В 2009 г. Департаментом здравоохранения Вологодской области разработана концепция управления КМП, подписано соглашение о сотрудничестве по вопросам контроля качества с территориальным фондом обязательного медицинского страхования(ТФ ОМС) Санкт-Петербурга. По программе сотрудничества проводится обучение специалистов Департамента здравоохранения, ТФ ОМС Вологодской области, страховых медицинских организаций (СМО), лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В январе 2009 г. Департаментом здравоохранения и ТФ ОМС Вологодской области подписан совместный приказ «О системе управления качеством медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения Вологодской области». В нем определены составляющие системы управления качеством: автоматизированная технология экспертизы (АТЭ), перечень показателей качества и анкетирование пациентов. Согласно концепции, созданы службы качества в ЛПУ и СМО.
В области разрабатываются и внедряются региональные стандарты и протоколы лечения наиболее распространенных заболеваний. Для этого при Департаменте здравоохранения Вологодской области создан координационный совет, определивший наиболее значимые заболевания, методику и порядок работы над стандартами, процедуру их согласования и т.д., а также сформированы рабочие группы по разработке стандартов конкретных нозологических форм. Цель создания стандартов - обеспечение пациента самыми современными методами диагностики и лечения с учетом медицинской и экономической эффективности и имеющейся в области материально-технических и кадровых ресурсов. Кроме того, стандарты позволяют рассчитать стоимость диагностики и лечения заболевания или группы сходных по этиологии и патогенезу, течению и лечению нозологических форм.
В разработке стандартов в педиатрической практике совместно с больницей принимали участие специалисты государственного учреждения здравоохранения «Вологодская областная детская больница», специалисты Департамента здравоохранения Вологодской области. При разработке стандартов изучался собственный фактический материал, российский и мировой опыт, причем обязательным условием было использование принципов медицины, основанной на доказательствах. Следующим этапом стало внедрение стандартов в клиническую практику. В результате этой работы в больнице оптимизирована антибактериальная терапия у пациентов с диагнозом «пневмония», исключены малоинформативные исследования и неэффективные физиотерапевтические методы, увеличилось финансирование для лечения пациентов с данным диагнозом, что привело к снижению средней длительности лечения с 13 до 9,9 койко-дня. Работа над стандартами предусматривает также их регулярный пересмотр и внесение изменений при необходимости.
Экспертиза КМП - важный элемент, обеспечивающий пациенту качественную медицинскую помощь.
Существуют разные подходы к определению КМП и разные технологии проведения ее экспертизы. Известно, что результат лечения зависит не только от профессионализма врача, но и от множества других факторов. Таким образом, врачебный (лечебно-диагностический процесс) - базовый для изучения КМП.
В.Ф. Чавпецов, СМ. Михайлов, М.А. Карачевцева, П.В. Гуринов, Д.О. Левый с учетом рекомендаций Рабочей группы по обеспечению качества Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (1983 г.) предлагают следующую дефиницию: КМП - это свойство процесса оказания медицинской помощи, определяемое его существенными признаками: риском прогрессирования имеющихся у пациента заболеваний и возникновения нового патологического процесса; выполнением медицинских технологий; оптимальностью использования ресурсов здравоохранения; удовлетворенностью потребителей медицинской помощи. В ходе лечебно-диагностического процесса возможны врачебные ошибки (далее - ВО), которые могут привести к резкому ухудшению состояния больного и даже летальному исходу. Кроме того, ВО связаны с неоптимальным использованием ресурсов, затрудняют планирование медицинской помощи и её экспертную оценку.
АТЭ КМП была разработана кафедрой управления качеством медицинской помощи Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. АТЭ вводит формализованный язык, что дает экспертам возможность использовать единую терминологию, включать количественные показатели, а также, что очень важно, сравнивать эти показатели КМП различных отделений ЛПУ и отслеживать их динамику.
Выводы по результатам экспертизы отдельного случая оказания медицинской помощи позволяют выявить причинно-следственные связи допущенных ВО и неблагоприятного исхода заболевания.
Важно, что результаты экспертизы отдельного случая оказания МП касаются исключительно анализируемого случая, по нему нельзя сделать заключение о работе врача или отделения в целом, и результаты оценки КМП отдельного случая непригодны для решения аналитических задач в целях управления КМП. Именно АТЭ дает возможность проводить статистический анализ совокупности всех случаев. Кроме того, АТЭ помогает определить, с какими причинами - общими (обычными, системными) или особыми (случайными) - связано ненадлежащее КМ П, а это позволяет ответить на вопросы: надо ли вмешиваться в процесс и какое управленческое решение следует принять.
Для оценки влияния негативных следствий от медицинского вмешательства используется показатель риска ухудшения состояния пациентов (среднее число негативных следствий, влияющий на состояние пациента в пересчете на один случай оказания медицинской помощи) и риска социально значимого ухудшения состояния пациента (среднее число следствий ВО, негативно влияющих на социальные ресурсы в пересчете на один случай медицинской помощи). Для оценки оптимальности использования ресурсов медицины - показатель рисков неоптимального использования ресурсов (среднее число следствий ВО, отрицательно воздействующих на ресурсы здравоохранения в пересчете на один случай). Все эти показатели рассчитываются компьютерной программой в автоматическом режиме.
Оценка статистического состояния системы (процесса) оказания помощи осуществляется по результатам анализа интегрированных (нормированных) показателей КМП. На статистически стабильное состояние системы оказания помощи указывает разброс интегрированных (нормированных) показателей КМП в диапазоне ±3σ. Выход за указанные границы собственного разброса свидетельствует о нестабильном состоянии системы и наличии особых причин отклонений показателей КМП.
После выполнения процедуры нормирования показателей получены результаты, представленные на рис. 1. По оси ординат на данной диаграмме представлены сигмальные отклонения. Мы видим, что разброс показателей превышает 3σ, т.е. состояние системы нестабильное и имеются какие-то причины, ведущие к тому, что КМП в отделении № 4 хуже системного. Уточнить характер этих причин возможно при различных вариантах стратификации данных (по нозологическим формам, по врачам, по сбору информации о пациентах, постановке диагноза и т.д.). Управленческое решение руководителя должно быть направлено на то, чтобы сделать состояние системы стабильным, а затем стабильно хорошим. В отделении № 3, в котором показатели КМП отличаются от системных в лучшую сторону, также следует искать действие особых причин, приводящих к положительным результатам (позитивный опыт).
По результатам проведения АТЭ КМП выявлено, что более половины всех ВО было связано с неполным сбором информации о пациенте, 26% - с неточной формулировкой диагноза (несоблюдение классификации), в 8% имелись ошибки лечения, в 14% - ошибки преемственности с амбулаторно-поликлиническим звеном (прежде всего недостаточное информационное обеспечение).
Среди управленческих решений, кроме традиционного «усиления контроля», были следующие: разработка протокола лечения ранней анемии недоношенных Детей, протокола введения эритропоэтина у недоношенных детей (поскольку именно ошибки в лечении могут оказать негативное следствие на состояние пациента), проведение конференции «Классификация перинатальных поражений ЦНС», создание комиссии по распределению стимулирующих выплат, анализ и учет результатов АТЭ КМП.
На рис. 2 представлена диаграмма Парето, которая также строится в автоматическом режиме. Диаграмма Парето применяется для оценки степени влияния разных факторов на проблему в целом и позволяет выявить группу немногочисленных, но существенных факторов, воздействие на которые в максимальной степени обеспечит решение общей проблемы. Столбики на данной диаграмме отражают интегрированный показатель качества лечения отдельных нозологических форм в отделении № 4 (ортопедотравматологи-ческом), а кривая - накопленный процент.
Таким образом, мы видим, что две нозологические формы (нейротравма и компрессионный перелом позвоночника)определяют 85% ненадлежащего КМП в отделении. Поэтому было принято управленческое решение: разработать карту первичного осмотра в приемно-диагностическом отделении для пациентов с нейротравмой, подготовить и утвердить протокол лечения детей с сотрясением или ушибом головного мозга, улучшить сбор эпидемиологического анамнеза, обеспечить преемственность с детскими поликлиниками.
После выявления основных причин проводится промежуточный контроль по индикаторным точкам. Такими точками, в зависимости от значимости проблемы, могут быть соблюдение стандарта оказания медицинской помощи при сотрясении и ушибе головного мозга, заполнение карты первичного осмотра пациента с нейротравмой, сбор эпиданамнеза, выставление диагноза основного и сопутствующего заболевания в соответствии с классификациями, представление результатов обследования в выписном эпикризе, наличие конкретных рекомендаций по наблюдению, обследованию и лечению на амбулаторном этапе и т.д.
Положение о заработной плате, разработанное в МУЗ, учитывает количественные и качественные характеристики труда. Количественные характеристики определяются временем, затраченным на лечение одного пациента (установлено при проведении хронометрических измерений) и числа пролеченных пациентов. Количественные показатели АТЭ КМП могут быть использованы для определения размеров стимулирующих выплат. Например, сумма премии может быть разделена обратно пропорционально показателям ВО. Учитываются и такие показатели, как наличие/отсутствие обоснованных жалоб, нарушений дисциплины и т.д. Критерии оценки разработаны для каждой категории работников (заместители главного врача, заведующие отделениями, врачи, старшие медицинские сестры, медицинские сестры, младший медицинский персонал). Забота об уникальном ресурсе - кадрах заключается не только в начислении заработной платы по результатам объема и качества труда, но и в систематическом обучении, внедрении информационных технологий, формировании мотивации в улучшении работы, создании комфортных условий труда и социальной защищенности.
ВЫВОДЫ:
КМП является одним из стратегических направлений реформы здравоохранения, АТЭ КМП дает возможность объективизировать показатели качества работы врачей, отделений, стационара в целом. Это один из самых надежных инструментов в арсенале руководителя, позволяющий выявить слабые места, ошибки и принимать адекватные управленческие решения, направленные на улучшение КМП, а значит и современного здравоохранения в целом.