МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Славянская мифология является основой развития традиций в искусстве, литературе, зодчестве, живописи. Эти традиции и в настоящее время определяют самобытность народа, национальный дух. К сожалению, русская мифологическая традиция сохранилась не полностью. По отдельным фрагментам мы можем пытаться восстановить дух прошлого. Но миф, традиция любого народа развивается. Он получает новую жизнь в восприятии художников и писателей, и истинно русский человек может понять, что такое русский миф, русский дух. Прежде всего, русский миф выражается в образах славянской мифологии . Типичные образы русского духа - жрец славянских богов - волхв и святилище. Хорошо передан образ волхва в "Песни о Вещем Олеге" А.С.Пушкина. Ещё один образ - певец-поэт Боян, играющий на гуслях . Гусли - воистину русский инструмент. Именно на струнных инструментах должны исполняться песни, пронизанные русским духом.Дух русского рыцарского времени чувствуется в русских сказках о странствующих царевичах, в былинах о богатырях, в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" и его "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях".

Нельзя упомянуть и о низшей славянской мифологии (А.С.Пушкин перечисляет некоторых её персонажей во вступлении к "Руслану и Людмиле"). Это и Баба-Яга, и Кащей Бессмертный, и Змей-Горыныч, лешие, водяные, русалки, вилы, ведьмы, волкодлаки. Это, так сказать, наша русская параллель западным драконам, гоблинам, эльфам, троллям... Среди художников хотелось бы отметить К.Васильева. Его эпические картины замечательно передают русский дух, истинную русскую традицию. Это отражено и в его полотнах  таких как: « Бой Добрыни со змеем»; «Алеша Попович и красна девица»; «Гуси - лебеди » и.т.д.  В картинах Васильева мы видим живое изображение персонажей мифологии и действительности. Художник обращается к мотивам не только русским, но и к германо-скандидавским, которые были близки русским традициям, к древним легендам и героям нашей эпохи. Это видно в его картинах «Свентовит»; «Дар Свентовита»; «Валькирия».Нельзя не упомянуть  Васнецова Виктора Михайловича  его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось не только благодаря образной связи с "богатырской" темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, "национального" направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке",Хотелось бы отметить Михаила  Александровича Врубеля, источник своего вдохновения он находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием. Его картины связанны единством мифологического сюжета, это полотна: "К ночи" и "Царевна-Лебедь"."Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» . Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения. Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно - мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Сейчас русский дух почти не чувствуется над просторами былой Руси, русский миф остался где-то в прошлом. Пустоту, образовавшуюся от забвения русской традиции, в лучшем случае заполняет западная мифологическая традиция, в худшем - американская псевдокультура. Но стоит вспомнить ещё недавнее прошлое. В атеистической стране, несмотря на бездуховность, снимались замечательные фильмы по мотивам старых русских сказок. Похоже, это был последний отблеск русского мифа... Но хочется верить, что русское самосознание, русская национальная культура возродится, ибо только она может противостоять распространению американской псевдокультуры, ибо только русские, знающие наше прошлое, наши традиции, смогут возродить Россию к новой жизни.

Просмотров работы: 546