Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки. Заранее разрабатывалась программа этого мероприятия. Дети участвовали в его подготовке. Накануне оформлялось место проведения праздника. Так, в 1904 г. в Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской губернии в зале, где проходила елка, была поставлена эстрада, задрапированная еловыми ветвями. Установленная елка освещалась «пороховыми нитками» [1]. В программу рождествеского праздника входило чтение стихотворений, басен, хоровое пение, постановка музыкальных пьес и т. д. Церковно-школьное управление настаивало на том, чтобы праздник был «отзвуком церковного торжества в память Рождества Христова». В конце праздника дети, как и в современных школах, получали гостинцы. Чаще всего это были «сласти». Учащимся учительских церковных школ вручались более практичные подарки (камертоны, микроскопы, подзорные трубки, карандаши, чернильницы и ручки и др.).
Елки устраивались на средства попечителей, учителей, заведующих школами, родителей и другие частные пожертвования. На рождественском празднике присутствовали родители, учителя, в том числе и соседних школ, окрестное духовенство, члены церковно-школьного управления, местное население. Елки оставляли «массу отрадных воспоминаний на долгое время».
Рождественский праздник был самым любимым у детей. В военное время дети даже отказывались от него. Известно, что в 1905 г. ученики Абакумовской церковной школы Покровского уезда Владимирской губернии вместо елки произвели сбор "разными вещами" в пользу раненых воинов. В число «разных вещей» входило: 1 пачка колотого сахара, 40 кусков мыла, 7 фунтов табаку, 5000 спиц, 46 кисетов, 8
сорочек, 6 кальсон, 2 нагрудника, 8 полотенец, 8 пар шерстяных носков, 22 платка и 14 портянок [2].
Традиционным праздничным днем в православных школах был день памяти святых Кирилла и Мефодия. Во всех духовно-учебных заведениях в этот день ученики освобождались от занятий. 11 мая в церквях проводились литургии и молебны в честь святых Мефодия и Кирилла, причём учащиеся во время богослужений принимали участие в чтении и пении. После обеда проводились торжественные собрания, где ученики читали о великих подвигах Мефодия и Кирилла. Школьные помещения, где проходили торжества окончания учебного года, украшались флагами, зеленью, искусственными цветами, лентами. Портреты императора и императрицы обрамлялись гирляндами, венками из полевых, древесных цветов. В церковных школах 11 мая стало также днем выдачи свидетельств и наград для окончивших курс обучения. Наградами служили картины и книги духовно-нравственного содержания.
Учащиеся церковных школ принимали участие в государственных праздниках: воспоминание о войне 1812 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля), 300-летие Дома Романовых. Программа мероприятий была традиционна: богослужение в храмах и акты в школах. На школьном торжестве проходили чтения «относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами». В школах, где был хор, исполнялся народный гимн «Славься, славься ...» и другие песнопения. Эти торжественные воспоминания являлись воспитательным средством «воздействия на умы и сердца учащихся».
Общим для всех церковных школ Российской империи было празднование 25-летия существования школ духовного ведомства в 1909 г.[3, c. 143]
В православных учреждениях отмечали и местные храмовые праздники. В этот день после Божественной литургии служили молебен, на котором присутствовали все учителя и учащиеся школы. В первый день праздника, после обеда, все учащиеся собирались в школу на назидательные чтения, проводимые учителем, на них пелись церковные гимны и песнопения, после чего в тех школах, где это было возможным, детям раздавались гостинцы или книжки. На второй день праздника учащиеся освобождались от занятий до обеда, а после обеда проводились пения и чтения, потом проводились игры на открытом воздухе под руководством учителя [4, с. 130-133].
Традиции праздневств в церковных школах дореволюционной России, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, основаны были на принципе «преданности Православной церкви и престолу». Они являлись по сути частью воспитательного процесса, считавшегося главным в содержании образования школ ведомства православного исповедания, направленного на укрепление идеи самодержавия, особо пошатнувшейся в начале XX вв. После закрытия учебных заведений духовного ведомства школьные традиции не исчезли бесследно, часть из них, спустя десятилетия, претерпев некоторую трансформацию, возродились вновь.
Литература