Во второклассных и церковно-учительских церковных школах кроме общеобразовательных предметов преподавали дополнительные (ремесло, рукоделие и др.) С 1900 г. в педагогических образовательных учреждениях ведомства православного исповедания, располагавшими большими участками земли, разрешено было преподавать сельское хозяйство. Его введение было «вызвано недостатком сельскохозяйственных ...знаний и умений в ... народе» [1, с. 353] Обучение этому предмету должно «было воспитать в детях любовь к земельным работам и сознательное отношение к окружающим явлениям сельского хозяйства». Преподавание сельского хозяйства возлагалось на лиц, которые имели специальное образование. Деятельность педагогов и организация обучения определяласьспециальными правилами, утвержденными в 1900 г . и в 1904 г.
В первую очередь обучение этому предмету основывалось на опыте учителей, а также на наблюдениях и опытах учеников. Таким образом, преподавание носило теоретический и практический характер. Согласно обер-прокурорским отчетам последние превалировали над первыми [2, с. 273] . На освоение теории отводилось от 2 до 4 часов в неделю, эти уроки сопровождались наглядными показаниями, опытами и примерами. На практические занятия отводилось все время сельскохозяйственных работ, т. е. до 8 часов в день. На них дети копали гряды, удобряли землю, ездили в лес за посадками, сажали овощи, деревья, ухаживали за посажанными культурами, смотрели за пасекой и т.д. В некотрых случаях результаты труда поражали. Так, в Семиловской школе Костромской губернии в 1908-9 уч. году учащиеся этой школы в течение лета «дважды перекопали приствольные круги 79 плодовых деревьев и 423 кустов, а также участок, засаженный 1970 «подвоями» яблонь; пересадили 235 яблонь, привили 200 яблонь, посадили 40 кустов малины, 265 - клубники, 18 лип и 29 тополей, 4 сливы и 2 вишни» [6]. Практические занятия велись не только на школьных участках. Например, учащиеся Домнинской и Хрипелевской второклассных школ Буйского уезда Костромской губернии работали «за соответствующую плату» на ферме.
В некоторых учительских церковных школах занятия не прекращались и в летнее время. Учащиеся добровольно оставались при школе. За свой труд они «пользовались бесплатным столом».
Выращенные продукты шли на продажу или в хранилище для школы. В 1900 г. учащимися Дементьевской второклассной школой Костромской губернии был «сделан годовой запас овощей для общежития, собраны были яблоки и ягоды в саду, накошено было значительное количество сена, хотя большая часть его за крайнею дешевизной и недостатком сбыта не была продана». «С пасеки было собрано около 2 пудов меда. От продажи продуктов выручено было ... 206 руб. 94 коп.». На вырученные средства школа смогла приобрести одноконный плуг и лошадь [7].
Учащиеся старших классов учительских школ после прохождения курса сельского хозяйства сдавали экзамен. Полученные при этом удовлетворительные отметки выставлялись в свидетельства и аттестаты воспитанников и давали им преимущества при назначении на места учителей в школах, обладающих участками земли.
Обучение проходило либо в виде дополнительных предметов, либо в виде особых курсов. Так, в Софиевской Слободской школе Киевской епархии находящиеся близ Уманского земледельческого училища во втором классе существовал еще один (третий) год обучения, в течение которого учащиеся проходили теоретический и практический курс садоводства и огородничества, под присмотром особого специалиста. Особые курсы сельского хозяйства в летнее время 1908-9 учебного года проходили при Томской церковно-учительской школе [3, с. 630]
Преподавание сельского хозяйства было поставлено сравнительно хорошо в тех школах, которые имели финансовые средства. Ассигнования на занятия сельским хозяйством шло из трех источников: Государственного казначейства, Синодального училищного Совета и местных. Государственными пособиями пользовались немногие школы. В 1990 г. из 73 учительских церковных школ только 5 финансировались за счет казенных средств. Сумма колебалась от 800 до 1200 рублей [1, с. 353-354]. Данная тенденция сохранялась и последующие годы.
Школ с сельскохозяйственной подготовкой в масштабах всей страны было немного. Согласно статистике в 1898 г. сады, огороды и пасеки функционировали при 15 церковно-учительских и 168 второклассных школах, в 1901 г. соотвественно 15 и 385 [4, с. 377]. В основном они получили распространение во второклассных школах. Лучшими в обучении сельскому хозяйству в разное время признавались среди церковно-учительских школ Шамовская Херсонской губернии и Александро-Николаевская Полтавской губернии., а среди второклассных отмечались Казанская Кубанской области, Колодезная Донской области, Исаклинская Самарской губернии, Потловская Саратовской губернии, Алексеевская Ярославской губернии, Никольская Вологодской губернии.
В большей части церковных школ приусадебные участки не обрабатывались. Одна из причин - отсутствие опытного руководителя в школе. Другая - необустроенность «быта учителей» (отсутствие «удобной учительской квартиры», маленькое жалованье). Отсутствие казенных и местных средств на устройство сельскохозяйственных занятий так же являлось причиной запустения земли [8]. Центральное школьное управление пыталось их устранить. В частности, устраивало курсы огородничества и садоводства, пчеловодства, открывало специальные школы. В помощь, прежде всего, начинающим учителям издавались программы, планы, учебные руководства по преподаванию сельского хозяйства в учительских школах.
Таким образом, в дореволюционный период идея расширения образовательной программы церковных школ за счет преподавания факультативных предметов, в частности сельского хозяйства, несмотря на положительный опыт, на практике в губерниях не получила должного развития.
Литература