Известие о начале первой мировой войны вызвало в России небывалый взрыв патриотизма. Как известно, история воины, в частности и 1-ой мировой, это не только военные действия, но также и история тыла.
В начале войны школа служила прежде всего своими помещениями, по преимуществу для сборов, призываемых в армию солдат, подготовки сестер милосердия, лазаретов и вещевых складов. Так как церковные школы, в большинстве своем находились в селах и деревнях, а церковно-школьные здания были небольшие, то немногие из них могли быть использованы для таких нужд. Однако, насчитывалось 624 церковных здания, использованных для нужд военного времени [1, C. 285 ].
В годы Первой Мировой войны в армию были призваны учителя церковных школ. В подотчетных епархиях насчитывалось 4 962 вступивших в войска учителей церковных школ, в том числе около 27 добровольцев. Известно, что 36 человек были возвращены вследствие непригодности к военной службе. Из указанного числа учителей, вступивших в войска, до 147 человек удостоены офицерского чина, 29 воинских знаков отличия за выдающиеся военные подвиги, 106 захвачены в плен, а 55 убиты в сражениях. Один светский епархиальный наблюдатель церковных школ покинул свою службу и вступил добровольцем в ряды армии, а 1 священник отправился в армию, как указано, для «удовлетворения духовных нужд воинов» [1, C. 286 ].
Несколько молодых людей, имевших отсрочку, под влиянием патриотического подъема, покинули школу и вступили добровольцами в ряды армии. В некоторых школах после выпускных испытаний в 1915 году, почти весь выпуск перешел на военную службу. Был произведен подсчет военнослужащих из выпускников церковных школ и, оказалось, что 48 из них погибли в сражениях, 14 удостоены военных наград за подвиги (георгиевских крестов и медалей) [1, C. 286 ].
Известно, что учительницы церковных школ как в городах, так и в селах, где были устроены лазареты, уделяли большое количество времени уходу за ранеными и больными. Делали они это абсолютно бесплатно. Некоторые из них покинули школу и поступили в ряды сестер милосердия. По 50 подотчетным епархиям их указано 38 [1, C. 287].
С сентября 1914 года, с того времени как вновь возобновились учебные занятия учителя стремились усилить в детях, а через них и во взрослом населении патриотическое настроение и бодрость духа. Учителя на уроках, а при удобном случае и в беседах во внеурочное время, старались объяснить причины и характер войны, определить врагов и союзников. По свидетельствам наблюдателей, дети разбирались по карте в военных действиях. Кроме того, в школах устраивались, так называемые, чтения, на которые вместе с детьми приходили и взрослые. Церковная школа таким образом стремилась поддерживать веру в «правом деле Родины» [1, C. 288].
В школах находили утешение жены и родные воинов, когда приходили с просьбами прочитать полученное с фронта письмо. Школа превратилась как бы в почтовое отделение.
В беседах с детьми учителя старались развивать добрые чувства и настроения. Учителя часто водили детей в лазареты, это имело глубокое воспитательное влияние на детей. Дети очень часто приносили с собой скромные подарки раненым.
Иногда учащиеся в церковных школах давали концерты, устраивали литературно-музыкальные вечера в пользу раненых. Таких концертов и вечеров за период 1914-1915г. насчитывается до 146. В 1914 году учащимся Ликинской школы Покровского уезда с двух концертов удалось собрать 200 рублей [2, C. 59].
Были случаи, когда учащиеся занимались обучением неграмотных из числа раненых и больных. Такой вид помощи оказывали учителя и старшеклассники Свято-Владимирской церковной школы в Александровском лазарете.
Преобладающее большинство учащихся и учителей проявляли свое участие в войне своими пожертвованиями на различные нужды. Весьма обычно пожертвования вещами соединялись с трудом жертвующих. Дети просили у своих родителей какой-либо материал - полотно, шерсть и сами шили и вязали. Наблюдателями отмечалось, что некоторые школы превращались в мастерские. Дети своими руками изготовляли необходимые вещи для раненых. Их вклад был довольно существенным.
Согласно данным отчетов обер-прокурора Св. Синода в армию было отправлено 804 молитвенника, 2 870 шейных крестиков, 36 340 рубашек, 94 532, как указано, разных предмета(белье, теплая одежда, простыни, одеяла, подушки, шерсть, ситец и др.). От школ было пожертвовано большое количество продуктов питания (387 пудов овса, 981 пуд хлеба, 7 пудов чая, 138 пудов табака и др.) [1, C. 294 ].
Многие учащиеся, также как и учителя производили процентные отчисления, кроме разовых пожертвований на нужды военного времени, учащиеся, как сказано в документах, « с радостью приносили свои детские копеечки», которые сами зарабатывали различными способами. Известно так же, что дети отказывались от какого-либо блюда в столовой, чтобы деньги, которые расходовались на это, были отправлены на нужды солдат. Денежные взносы за 1914-1915 годы насчитывали свыше 292 тысяч рублей.
За счет пожертвованных денег и вещей в 1914-1915 г. содержались 7 лазаретов, при церковных школах действовало 515 яслей, 8 небольших приютов [1, C. 295].
Таким образом, церковная школа в годы Первой Мировой войны разделяла тяжелое положение Родины, старалась послужить ей в меру своих сил.
Литература