ЭКЗАМЕНЫ В ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭКЗАМЕНЫ В ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛАХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

В конце XIX-начале XX в. в России ведущую роль в системе образования, наряду  с земскими, играли церковные школы. Они имели свою струткутру управления и внутреннюю организацию. Учебно-воспитетельный процесс был основан на принципах религиозного образования. Сам  процесс образования был подчинен единым требованиям. Одним из немаловажных его элементов было окончание учебного года, который завершался «предварительными и переводными» экзаменами для всех учащихся и выпускными для старшего отделения.

Учащиеся церковных школ, желавшие получить свидетельство об окончании курса начальной школы (девочки), льготу (сокращение срока службы) по воинской повинности (мальчики) сдавали еще раз экзамены специальной комиссии. К «льготным» испытаниям из церковно-приходских школ допускались лишь воспитанники «не менее 11 лет от роду и не свыше призывного возраста» и православного исповедания.

«Предварительные» экзамены в начальных учебных заведениях принимала комиссия, составленная из учителей и законоучителей школы, учителей соседних школ (иногда   присутствовали   наблюдатель,   председатель   отделения епархиального училищного совета), а льготные - с обязательным присутствием еще представителей местного церковно-школьного управления, Министерства народного просвещения. В некоторых случаях присоединялись благочинные, земские начальники, попечители школ. На экзаменах разрешалось присутствовать родителям учеников.  В учительских образовательных учреждениях духовного ведомства (второклассных и церковно-учительских) экзамены принимал совет школы.

«Испытания» в школах проводились по заранее составленным (уездным наблюдателем) расписаниям. Начинались и заканчивались экзамены молитвой.

Воспитанники начальных церковных школ (согласно программе) сдавали экзамены по всем изучаемым предметам, причем все в один день. В церковно-учительской школе во время «переводных» экзаменов так же сдавали все предметы, а на выпускных - только те, которые были на последнем курсе. «Выпускные воспитанники» школ должны были предоставить в день экзамена письменные работы (диктовки и списывание с книги) за последний год или за вторую его половину и собственноручно написанное прошение. От испытаний по церковному пению освобождались воспитанники, лишённые слуха и голоса. Каждый из предметов отмечается в списке своим баллом. Из этих баллов высчитывался средний, который записывался и объявлялся по 5-ти бальной системе. Он вносился в общий экзаменационный список.

Во второклассных школах «по определению совета школы» ученики могли переходить из одного отделения в другое без экзаменов.

Лучшие ученики старшего отделения школ получали от церковно-школьного управления похвальные листы, Библию, Евангелие. Успешно окончившим второклассную школу выдавалось свидетельство на звание учителя школ грамотности. В церковно-учительской школе учащиеся, имевшие средний балл не менее 4 1/2 и по каждому предмету не ниже 4, получали аттестаты, остальные - свидетельство со званием учителя или учительницы начального училища.

Таким образом, в разных типах церковных школ существовал свой порядок экзаменов. Результативность экзаменующегося  выпускника влияла на форму документа об окончании школы, что, безусловно, служило показателем его багажа знаний.

Просмотров работы: 31