ВТОРОКЛАССНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВТОРОКЛАССНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Частью церковно - школьной образовательной системы в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. являлись  специальные трехгодичные школы, получившие название второклассные. Это были учебные заведения, находящиеся в ведении Русской Православной Церкви, которые готовили учителей для школ грамотности.  Специфика второклассных школ состояла в том, что преподавательские кадры должны были готовиться из крестьянских детей, прекрасно знавших жизнь на селе и еще не испытавших на себе губительных соблазнов городской жизни.

Причиной их появления стало желание обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева и его сподвижников «покрыть Россию школами грамоты, чтобы сравнительно дешево и скоро дать русскому народу всеобщую грамотность» под руководством Церкви [ 1, 1907. № 15. С. 239-245]. Но для этого нужно  было «ускорить развитие школ грамот» и создать новый контингент учителей, который мог бы повести обучение грамоте лучше и продуктивнее, чем простые «грамотеи».

Уже тогда само название - второклассная школа - вызывало нарекания со стороны многих известных церковных деятелей. Указывалось, что это название «не отвечало действительному их существу, не указывало на их профессиональные задачи и... смущали людей, малознакомых со школьным делом, предполагая существование каких - то первоклассных школ» [2, С. 186]. По мнению современников целесообразней их было назвать младшими учительскими или трехклассными школами.

Второклассные школы учреждались Синодальным Училищным Советом по представлению епархиальных училищных советов. На их открытие выделись государственные средства. На каждую второклассную школу в среднем выделялось ежегодно по 3000 рублей, из них: заведующему школою священнику - 360, старшему учителю - 540, двум другим учителям - по 480 каждому, за преподавание пения - 200, на библиотеку и учебные пособия - 140, на содержание учеников в общежитии - 200, на содержание здания и прочие расходы - 600 [ 4, С. 3-4].

Первые второклассные школы появились  в 1896 году, но до начала ХХ века согласно официальной терминологии «функционировали в виде опыта и проекта».

По планам, расположение второклассные школы предписывалось строить вдали от города и фабричных центров, чтобы уменьшить «дурное  влияние» на учеников. Но расположение их в губерниях объяснялось, главным образом, наличием финансовых средств и земельными участками.

 Распространение второклассные школы получили в основном в Европейской части России. Больше всего школ было открыто в Вологодской, Вятской, Киевской, Костромской, Новгородской, Пензенской, Подольской, Симбирской, Смоленской и Тамбовской епархиях. Минимальное количество низших учительских школ было в Азии и на Кавказе.

Во второклассные церковно-приходские школы могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания от тринадцати до семнадцати лет, получившие начальное образование.

Возрастной предел при поступлении во второклассную школу являлся препятствием для многих желающих получить педагогическое образование, т.к. начальную школу многие заканчивали в 11 лет.  Дожидаясь поступления во второклассную школу как минимум год, дети многое забывали из пройденного материала в начальной школе. Для устранения этого недостатка было разрешено открывать при второклассных школах подготовительные отделения, куда могли поступать дети 11 лет.

При поступлении в низшие учительские школы учащиеся походили «проверочное испытание».

Во второклассных школах главным образом преподавались Закон Божий, общая церковная история, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная (гражданская и церковная) история, «география в связи со сведениями о явлениях природы», арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, методика преподавания предметов начальной школы, начальные практические сведения по гигиене, землемерие,  чистописание и рукоделие. Практические уроки во второклассных школах преобладали над теоретическими.

Во второклассных школах с разрешения епархиального училищного совета преподавали факультативные курсы (иконописание, музыку, ремесло и сельское хозяйство).

 Преподаватели назначались из лиц, окончивших церковно-учительскую школу, высшее или среднее учебное заведение и назначаются на службу епархиальным училищным советом. В штат работников входили законоучитель - священник, заведующий школой, старший учитель, младший учитель и учитель школы грамоты (одноклассной церковно - приходской школы), устроенной с целью практических занятий

Обучение в школе было бесплатным, деньги приходилось платить только ученикам из дальних селений, которые жили в школьном общежитии.

Учащиеся жили в особо устроенных при второклассных школах "общежитиях". Свое проживание в нем воспитанники оплачивали. Размер платы за содержание в общежитии определялся советом школы.

Окончившие курс второклассной школы могли преподавать в школах грамоты, а также, при желании, могли продолжать обучение в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т. д.

Численность второклассных школ на рубеже веков, благодаря государственной поддержке, росла с каждым годом. В первый год их официального существования в Российской империи была открыта 131 второклассная школа, а к началу 1898 года уже функционировало 255 школ подобного типа [ 3, С. 18]. К 1908 году в Российской империи действовало уже 426 (328 мужских и 98 женских) второклассных школ [6, С. 28]. Рост количества церковных школ данного типа свидетельствовал о том, что кадровый дефицит светских учителей и учительниц одноклассных церковно - приходских школ и школ грамоты в начале ХХ века не прикрывался за счет имевшихся специализированных учебных заведений.

После 1914 года  численность второклассных школ в стране стала заметно уменьшаться. Причинами этому послужили - недостаточное финансирование, заинтересованность населения в более правильно организованных школах и исключение школ грамот из сетей всеобщего обучения. И как следствие этого, выпускники второклассных школ не могли устроиться на работу по своей специальности.

На государственном уровне встал вопрос о целесообразности их существования. С этого времени церковно-школьное управление для спасения низших учительских школ начинает разрабатывать проекты их преобразования.  В частности, предлагалось «обратить» второклассные школы в учебные заведения для подготовки низших членов клира. Но из-за недостатка средств этого сделать не удалось. Не получила развитие идея о преобразовании их в общеобразовательные школы повышенного типа, аналогичные городским училищам того периода.  Такое предложение со стороны церковно-школьного управления на межведомственном совещании вызвало сопротивление со стороны Министерства народного просвещения, которое не хотело допустить, чтобы в ведении Св. Синода были и высшие начальные училища, существование которых не предусматривалось «Положением о церковных школах» 1902 г. [1, 1912. № 10. С.  253].

В решении этого сложного вопроса удалось лишь частично преобразовать  второклассные школы в церковно-учительские. Спасительным кругом для низших учительских школ стала возможность открывать при них одногодичные или двухгодичные курсы для своих выпускников. Они имели разную направленность. На одних осуществлялась подготовка слушателей к сдаче экзамена на получение свидетельства на звание учителя начальной школы.  В 1912 г. подобный опыт был распространен в 31 епархии, где было организовано 55 дополнительных классов  для соответствующей подготовки [5, 1914. № 3. С. 206]. В 1915 г. функционировало чуть меньше прежнего - 48 подобных курсов [5, 1917. № 3. С. 58].   

 На других курсах при второклассных школах велась подготовка кандидатов на должности псаломщиков и дьяконов, способных преподавать Закон Божий  в качестве помощников или заместителей законоучителей-священников. Разрешение на их организацию было получено  в 1911 г., когда вышло соответствующее определение Св. Синода [5, 1912. № 50. С. 2029]. На курсах преподавали Закон Божий, общую и русскую церковную историю, историю русской литературы, церковный устав, церковное пение, практическое руководство для церковных служителей, методику предметов начальной школы, сельское хозяйство. Для педагогической подготовки предназначалось пять практических уроков в образцовой школе. Для каждого предмета специальными комиссиями при Синодальном Училищном Совете были разработаны программы. В первый 1911-1912 учебный год удалось организовать  подобные курсы «более чем при десяти второклассных школах». В 1915 г. в России для подготовки помощников законоучителей было организовано 15 курсов [5, 1917. № 3. С. 58]. Таким образом, этот вариант перестройки второклассных школ получил меньшее распространение.

Несмотря на преобразования, второклассные церковные школы просуществовали до 1917 года.

Литература

  1. Владимирские епархиальные ведомости.- Владимир, 1907-1912.
  2. За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии.- М., 1910.
  3. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее дватипятилетие (1884-1909 гг .).- СПб.,1909.
  4. Узаконения и распоряжения правительства и высшего церковно-школьного управления по делам церковных школ за 1902-1905 гг. Вып. I-IV.- СПб., 1914.
  5. Церковные ведомости- СПб., 1914-1917.
  6. Церковные школы Российской империи к 1908 году. Статистические сведения. - СПб., 1909.
Просмотров работы: 443