Внутренний строй жизнедеятельности церковно-приходских школ был направлен на практическое осуществление поставленных перед ними задач таких как, религиозно-нравственное развитие и просвещение общества.
Вспомогательным средством воспитания и образования детей в церковно-приходских школах служили чтения. Самым распространенным видом чтений были религиозно-нравственные. Нередко два вида чтений соединялись в единой программе, например, одна часть программы включала религиозно-нравственные чтения, а другая историческое или литературное. Число слушателей было неодинаковым и колебалось от 20 человек до 100 и более.
В школах беседы проводились как по воскресеньям после вечерни, так и Великий пост, и в праздники. Слушатели собирались по сигналу церковного колокола. Темы чтений были различны.
Мероприятие включало в себя чтение книг по церковной истории, статей по сельскому хозяйству, медицине, русской истории, географии. Все беседы сопровождались пением молитв и других церковных песнопений.
Народ охотно посещал чтения. Религиозно-нравственные чтения давали возможность оживить и восполнить знания тем, кто когда-то учился в школе, а научившимся и безграмотным сообщали как важнейшие и необходимые религиозно-нравственные сведения, так иногда и полезные житейские советы. Кроме этого, подобные беседы и чтения отвлекали простой сельский люд от пьянства и пустого времяпрепровождения. Впечатления от этих чтений каждый раз получалось громадное. Во многих приходах религиозно-православные чтения постепенно становились важным компонентом культурной и духовной жизни населения.
Но религиозно-нравственные чтения не были широко распространенным явлением в жизни всех церковных школ. Согласно статистике 1898 году религиозно-нравственные чтения проводились в: Самаре (1), Самарском уезде (1), Ставрополе (3), Ставропольском уезде (2), Бузулук (18), Бузулукском уезде (8), Бугурусланском уезде (1), Николаевске (4), Николаевском уезде (43).
Таким образом, организуемые в церковных школах региона религиозно-нравственные чтения, являлись не только одной из наиболее эффективных форм образовательной и культурной деятельности Русской Православной церкви, но они еще и выступали в качестве механизма идеологического влияния самодержавного государства на общество, культивируя такие социальные ценности, как религиозность, преданность престолу. Они проводились с целью, чтобы помочь народу разобраться в глубинах его души, чтобы хоть немного его заставить подумать о себе, о том, что он христианин и должен жить по-христиански, а главное развить его умственный кругозор.