«Железная дисциплина, как струна:
одни натягивают её, другие - на ней играют».
Леонид С.Сухоруков
Весьма большое значение в воспитании детей в церковно-школьной образовательной системе в дореволюционный период имела "твердая дисциплина". С первых дней поступления в церковную школу учащихся знакомили с правилами поведения в учебном заведении. В отчетах Владимирского церковно-школьного управления указывалось, что при входе учителя в класс воспитанник должен был вставать, делать поклон, при встрече на улице снимать шапку. В классе каждый из учащихся должен был находиться на своем месте. Во время уроков не разрешалось разговаривать, садиться за парту без разрешения учителя [2]. Согласно другой довольно обширной инструкции для педагогов Охлопковской второклассной школы Волынской епархии учащиеся должны были соблюдать школьный порядок. Кроме того, они обязаны были быть «всегда почтительными, вежливыми, откровенными, честными и правдивыми; скрытость, лицемерие, двоедушие, ложь и т. п. как в словах, так и в поступках строго преследовалась». К начальникам, учителям и почетным лицам воспитанники школы должны были выражать полное уважение; при обращении к ним должны были соблюдать определенную форму обращения (по имени и отчеству). Во взаимных отношениях воспитанники должны были быть «обходительными и дружелюбными, прямодушными, общительными, ласковыми и услужливыми», не позволять себе неучтивость, грубость и оскорбительных шуток, «не давать прозвищ друг другу, не допускать лжи и обмана, а тем более не заводить брань, сор и драк между собой». Наушничество и клевета между воспитанниками не допускались. Но в то же время «прикрытие действительно дурных поступков товарища» считалось не позволительным, а потому при всяком «требовании начальства», докладывать о «дурном, безнравственном, неуважительном проступке» своего товарища. Запрещалось воспитанникам пользоваться книгами и другими вещами товарища без дозволения последнего; обмениваться между собою книгами, заниматься их продажей. Не дозволено было давать денег для займа, принадлежащих им вещей, тем более недопустимы были «кража и утайка воспитанниками чужих вещей». За подобные проступки учащиеся могли даже исключить из школы. Воспитанникам, живущим в общежитии, запрещалось самовольно распоряжаться школьной прислугой, «отрывать ее от прямых занятий для своих надобностей, обходится с ней грубо» или наоборот, входить «в короткие знакомства». Строго запрещалось учащимся посещение винных и пивных лавок, участие на свадебных пирах, «в обильных попойками обедах, крестинных пирах, гуляньях простонародья», игра в карты, курение [4, с. 166-170].
Школьные правила поведения нередко нарушались: ребята шалили, "дурно" вели себя в церкви, были невнимательны на уроках, ленились и т.д. В качестве мер наказания инструкции предусматривали:
На практике в случае нарушения правил поведения чаще всего учителя церковных школ делали замечания, "выговор наедине", строгий выговор перед всем классом, обязывали стоять на ногах целый урок у парты, в углу, оставляли после уроков в классе» на продолжительное время под присмотром школьной прислуги", лишали общих детских игр и т.д. В некоторых школах педагогами применялись строгие меры: лишали учеников обеда, ставили на колени [6, с. 18-19].
Наказания с применением физической силы в церковных школах не допускались. Но подобное имело место быть в некоторых школах [1; 5, с. 28]. Уездные наблюдатели "предлагали" учителям и заведующим школ употреблять "мягкие" меры наказания. Слабая дисциплина, по мнению школьной, инспекции Костромской губернии, была в тех церковных школах, где учителя являлись "новичками" [6, с. 18-19].
Разработанная в конце XIX-начале XX в. дисциплинарная система для церковных школ являлась частью воспитательного процесса, основанного на религиозных принципах. Во всех школах правила поведения и наказания были построены по общему образцу, но существовали и некоторые отклонения от правил или, же несоблюдения их вовсе. Значительную роль при этом играла личность учителя.
Литература