Раньше Шуя была ограждена стенами Кремля, с одной стороны которого была река, а с другой валы, что защищало город от нападения врагов. Потому город был разделен на две части: Заречную и Центральную.
Единственным храмом Заречной части был храм Пророка Божия Ильи, располагавшийся на Ильинской площади, которая сейчас называется площадью Революции.
На месте храма сначала находилась часовня. Потом на средства наследников Павла Дмитриевича Кокушкина была построена церковь. Это произошло не случайно, т.к. рядом с храмом находится здание ситцепечатной фабрики Кокушкина, и при расширении производства храм не способен был вмещать большое количество народа.
Храм был кирпичным, не оштукатуренным. Купол был голубого цвета с накладными вызолоченными звездами. Над южными дверями стену храма украшало живописное изображение Пророка Божия Илии, возносящегося на огненной колеснице на небо.
Храм закрыли в советский период. И устроили фабричный клуб, в народе прозванный «Безбожником». Помещение было переделано таким образом, что в алтаре находился проектор, откуда показывался фильм, а люди сидели спиной к алтарю. Все убранство храма утрачено, росписи и предметы декора разрушены и сломаны. Кроме кинозала в здании церкви располагался бассейн.
Всего два года назад в день памяти святого пророка Божия Илии, в Ильинской церкви была отслужена первая божественная литургия после долгого молчания.
В настоящее время храм переживает свое новое рождение во многом благодаря стараниям о. Николая. Сейчас службы проходят в бывшем фойе кинотеатра. Число прихожан в праздничные дни достигает 70 человек.
При въезде в центральную часть города во 2-ой половине XIX века располагалась Всесвятская единоверческая церковь, при которой был образован Всехсвятский единоверческий женский монастырь и школа для девочек.
Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал: Успенский собор, символизировавший въездные ворота в старую часть города; Всесвятскую церковь с колокольней; трапезную; кельи; часовню; низкую ограду с башенками.
Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, главным образом, династия Рубачевых.
С шуйскими храмами были тесно связаны судьбы известнейших русских людей. Одним из них является архимандрит Серафим (Чичагов), причисленный к лику священномучеников, которому было видение преподобного Серафима Саровского. После чего он добился встречи с государем Николаем II и сумел убедить его в необходимости освидетельствования останков преподобного старца Серафима.
К сожалению, храмовый комплекс не сохранился: монастырские храмы закрыты в, Успенский собор взорван. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены перед строительством 76 квартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома.
От грандиозного храмового сооружения Единоверческого монастыря остались лишь трапезная и фрагмент монастырской стены.
Такая же трагическая судьба постигла и Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая при мужской гимназии. Здание Мужской классической гимназии сооружено в конце XIX века. Изначально здесь не было храма, но необходимость его строительства чувствовалась всеми. Классическое образование включало в себя и духовное воспитание: изучение Закона Божия, молитвенное правило, хоровое пение и т.д., вследствие чего возникает гимназический храм. Построен на средства шуйского фабриканта купца М.А. Павлова, который впоследствии стал старостой храма.
Никольская церковь не была приходской. Здесь не совершались таинства крещения и венчания. Исключения были лишь для особо почитаемых лиц.
В 1918 году гимназия была преобразована в фабрично-заводскую семилетку. Храм был закрыт и 20-е гг. здание церкви было перестроено в двухэтажное. Теперь на втором этаже находится кабинет физики, на первом - физ. зал, а в алтарной части хранится спортивный инвентарь.
С этим храмом связана жизнь священномученика Павла Михайловича Светозарова. В этой гимназии он исполнял обязанности священника и являлся законоучителем. В марте 1922 года у стен Воскресенского собора участвовал в первом открытом выступлении верующих против носильного изъятия церковных ценностей.
Вообще, сама идея благотворительности была присуща людям того времени. Так, например, на средства купцов Киселевых была построена больница и подарена жителям города. Больница находилась на попечении братьев. Ее фасад и план в качестве примера больничного здания второй четверти ХIХ века приведены в 6-ом томе «Всеобщей истории архитектуры» в качестве образца типичного здания больницы. Планировка больницы была разработана в Московской Академии Художеств.
На втором этаже располагалась Церковь во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского и была главным украшением больницы. Современники отмечали богатство и изящество церковной утвари и внутреннего оформления. Церковь являлась приходской.
Около 40 лет назад произошла полная перепланировка здания. Сейчас помещение церкви используется как служебное.
Самой древней церковью в городе считалась Церковь Воздвижения Креста Господня. Дата основания церкви не известна. Но по утверждению составителя писцовых книг - Афанасия Векова, в начале XVII века она уже существовала.
По преданию рядом с деревянной Крестовоздвиженской церковью существовала отдельная Борисоглебская церковь. По названию Борисоглебской церкви на посаде имелась значительная территория по левому берегу Тезы - Борисоглебская слобода. Возможно, Шуя младше слободы и возникла на ее территории.
Крестовоздвиженская церковь в Шуе по своему наружному и внутреннему благолепию, значительному количеству церковных ценностей, произведений искусства, древностей входила в число лучших во всей Владимирской губернии. Её внутреннее убранство оценивалось в 200 тысяч рублей серебром и все это деньги пожертвований.
После закрытия церкви была снесена колокольня, часовня, главы, ограда, выполнена внутренняя перепланировка, пристроены производственные корпуса. Сейчас в комплексе зданий размещается фабрика «Игрушка».
Будущее невозможно без памяти о прошлом. Нельзя забывать историю, ни светлые, ни темные ее страницы, если мы хотим, чтобы завтрашний день был счастливым... История Шуйских храмов, история судеб их священнослужителей и меценатов являются для нас, живущих в начале XXI века, подлинным духовным сокровищем, поскольку они свидетельствуют о благородном духе, возвышенных духовных ценностях и непреложной вере русского народа.