Приюты и общежития в церковных школах были важной составляющей школьного быта. Дело в том, что детям, живущим вдали от школы, ежедневно приходилось преодолевать расстояния в несколько вёрст. Плохие сезонные погодные условия создавали большие препятствия для исправной посещаемости школ. Решением этой проблемы являлись либо наём квартиры для детей, либо проживание в приюте или общежитии при школе. Причём, количество приютов было на порядок выше числа общежитий при церковных школах, а при воскресных школах и вовсе отсутствовали условия для размещения детей во внеучебное время. Отчет обер-прокурора за 1900 год предлагает следующие данные по церковным школам России: по стране к началу XX века действовали 1721 ночлежный приют и 1391 общежитие. Всего же в общежитиях при церковных школах к 1900 году проживали 36301 ученик [4, с. 80-83].
Ночлежные приюты и общежития часто располагались в классной или особой комнате школы. В лучшем случае комнаты в приюте ранжировались: для девочек и мальчиков. Особенностью организации ночлежных приютов была их кратковременность. Численность ночлежников колебалась: в непогоду возрастая до нескольких десятков, а с наступлением тепла снижаясь до единиц. Дети в ночлежных приютах находились под присмотром своих наставников. Однако в силу большой нагрузки учителя, наблюдение часто возлагалось на сторожей и их жён.
Иную организацию при церковных школах имели общежития. Чаще всего они располагались в специализированных зданиях. Благоустроенные общежития имели классные и спальные комнаты, кухню, столовую, гардеробную, кладовую, библиотеку и квартиру для школьных работников. За редким исключением помещение, освещение и отопление живущим в общежитии давались бесплатно. Известны случаи существования общежитий, где бесплатным было и питание детей. Дети-сироты и беднейшие ученики имели право на бесплатное питание во многих общежитиях. Причём ученики из бедных семей имело право на получение пособия вместо бесплатного питания. В остальных случаях оплата питания производилась. Общий размер её определялся действительной стоимостью содержания одного ученика в течение года.
Распорядок дня в общежитиях воскресных и церковно-учительских школ отличался от такового в церковно-приходских наибольшим совершенством. В первом случае наблюдателями выступали заведующие, учителя школ и «надзирательницы». Так называемый «дежурный учитель» проводил с ребятами весь день, отмечались случаи, когда о благополучии детей справлялись и в ночные часы. Подобное внимание положительно сказывалось на дисциплине и успеваемости в учёбе.
Организация приютов и общежитий для учащихся церковных школ в дореволюционный период являлось насущной необходимостью. Но отстуствие финансовых средств не позволяло их устраиваить повсеместно.
Литература