Селен принадлежит к числу незаменимых пищевых факторов, адекватное поступление которых - необходимое условие обеспечения здоровья человека. Селен - достаточно мощный антиоксидант, входит в состав фермента глутатион-пероксидазы, участвующего в антиокислительной системе организма и, тем самым, защищает клетки от действия свободных радикалов [3, 6]. Селен стимулирует образование антител и повышает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, участвует в выработке эритроцитов. Он участвует в активном выведении из организма тяжелых металлов, таких как ртуть, марганец, свинец, кадмий. По последним полученным данным селен признан одним из самых важнейших элементов, участвующих в защите организма от развития раковых клеток, а также обеспечении долголетия [4, 6]. Адекватное поступление селена особенно важно в раннем детском возрасте, когда все метаболические процессы особенно напряжены и сочетаются с определенной незрелостью механизмов их регуляции. В этой связи вопросы обеспеченности селеном организма человека, особенно детского, являются актуальными [1, 5].
Целью нашего исследования явилось выявление уровня знаний учащихся о роли селена, его пищевых источниках и мерах профилактики недостаточности этого элемента, а также разработка элективного курса «Селен и его производные. Роль в процессах жизнедеятельности» для средней школы и его апробация.
Материалы и методы исследования. Экспериментальные исследования проводились на базе МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин Кошехабльского района. Всего было проанкетировано 42 школьника. В качестве экспериментального класса был выбран 9 «А», в котором проводился электив, в качестве контрольного - 9 «В» класс, в котором электив не проводился.
Исследовательская работа проводились по следующим направлениям: анкетирование, разработка и апробация элективного курса и повторное анкетирование.
Результаты анкетирования до и после проведения занятий в рамках элективного курса представлены на рис. 1
На вопрос знают ли они о роли селена в процессах жизнедеятельности, положительно ответило только 5% опрошенных до элективного курса и 80% - после. Источники селена смогли назвать 10% учащихся. После курса это число увеличилось в 9 раз. Далее мы попросили школьников назвать проявления недостаточности селена, которые они знают. И только 3% анкетируемых смогли дать правильный ответ. После изучения данного вопроса в рамках элективного курса на этот вопрос ответило 65%. На вопрос знают ли они меры по профилактике недостаточности этого микроэлемента ни один из опрошенных не смог дать ответа. Уровень знаний по этому вопросу после электива повысился значительно, 65% учащихся ответили на вопрос правильно.
Для выявления эффективности разработанного и проведенного нами элективного курса мы провели тестирование экспериментального и контрольного классов специально разработанным тестом «Физические и химические свойства селена», включавшего 7 вопросов. Результаты тестирования представлены на рис 2.
В экспериментальном классе справились с заданиями 5% учащихся, а в контрольном - 73%.
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Список использованной литературы