Эффективность проведения элективного курса «Селен и его производные. Роль в процессах жизнедеятельности» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Эффективность проведения элективного курса «Селен и его производные. Роль в процессах жизнедеятельности»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Шведский ученый-химик Йонс Якоб Берцелиус открыл селен в 1817 г. и назвал его в честь Луны (от греческого selene), т. к. этот элемент всегда находили вместе с теллуром, получившим свое имя в честь Земли. Жизненно важным для человека селен был признан в 1973 г., когда были установлены его свойства и биологические функции [2].

Селен принадлежит к числу незаменимых пищевых факторов, адекватное поступление которых - необходимое условие обеспечения здоровья человека. Селен - достаточно мощный антиоксидант, входит в состав фермента глутатион-пероксидазы, участвующего в антиокислительной системе организма и, тем самым, защищает клетки от действия свободных радикалов [3, 6]. Селен стимулирует образование антител и повышает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, участвует в выработке эритроцитов. Он участвует в активном выведении из организма тяжелых металлов, таких как ртуть, марганец, свинец, кадмий. По последним полученным данным селен  признан одним из самых важнейших элементов, участвующих в защите организма от развития раковых клеток, а также обеспечении долголетия [4, 6]. Адекватное поступление селена особенно важно в раннем детском возрасте, когда все метаболические процессы особенно напряжены и сочетаются с определенной незрелостью механизмов их регуляции. В этой связи вопросы  обеспеченности селеном организма человека, особенно детского, являются актуальными [1, 5].

Целью нашего исследования явилось выявление уровня знаний учащихся о роли селена, его пищевых источниках и мерах профилактики недостаточности этого элемента, а также разработка элективного курса «Селен и его производные. Роль в процессах жизнедеятельности» для средней школы и его апробация.

Материалы и методы исследования. Экспериментальные исследования проводились на базе МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин Кошехабльского района. Всего было проанкетировано 42 школьника.  В качестве экспериментального класса был выбран 9 «А», в котором проводился электив, в качестве контрольного - 9 «В» класс, в котором электив не проводился.

Исследовательская работа проводились по следующим направлениям: анкетирование, разработка и апробация элективного курса и повторное анкетирование.

Результаты анкетирования до и после проведения занятий в рамках элективного курса представлены на рис. 1

На вопрос знают ли они о роли селена в процессах жизнедеятельности,  положительно ответило только 5% опрошенных до элективного курса и 80% - после. Источники селена смогли назвать 10% учащихся.  После курса это число увеличилось в 9 раз. Далее мы попросили школьников назвать проявления недостаточности селена, которые они знают. И только 3% анкетируемых смогли дать правильный ответ. После изучения данного вопроса в рамках элективного курса на этот вопрос ответило 65%.  На вопрос знают ли они меры по профилактике недостаточности этого микроэлемента ни один из опрошенных не смог дать ответа. Уровень знаний по этому вопросу после электива повысился значительно,  65% учащихся ответили на вопрос правильно.

Для выявления эффективности разработанного и проведенного нами элективного курса мы провели тестирование экспериментального и контрольного классов специально разработанным тестом «Физические и химические свойства селена», включавшего 7 вопросов. Результаты тестирования представлены на рис 2.

В экспериментальном классе справились с заданиями 5% учащихся, а в контрольном - 73%.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень знаний учащихся о роли селена, пищевых источниках и мерах профилактики недостаточности селена очень низкий в связи с отсутствием материала по данным вопросам в учебниках по химии для средней школы;
  2. В результате проведения элективного курса «Селен и его производные. Роль в процессах жизнедеятельности» уровень знаний в экспериментальном классе значительно повысился, учащиеся получили более углубленные знания.
  3. После проведения занятий в рамках элективного курса повысился интерес учащихся не только к селену, но и в целом к предмету.

Список использованной литературы

  1. Авцын А. П. Недостаточность эссенциальных микроэлементов и ее проявление в патологии. Арх. пат. №3.
  2. Гмошинский И.В., Мазо В.К. Селен в питании: краткий обзор. Medicina Altera.-1999.-№4.-C.18-22.
  3. Ермаков В. В., Ковальский В. В., Биологическое значение селена. М.: Наука.
  4. Тутельян В. А. Селен в организме человека: метаболизм, антиоксидантные свойства, роль в канцерогенезе. В. А. Тутельян, М.: Издательство РАМН, 2002 г.
  5. Цикуниб А.Д. Завгородный С.А. Обеспеченность селеном населения Республики Адыгея. Издание: Вопросы питания, 2008;
  6. Victoria Chatziargyriou, Stefanos Dailianis. Toxicology in Vitro, 25 January 2010, №24, 1363-1372.
Просмотров работы: 7