Методологические аспекты формирования у школьников знаний о проблемах йоддефицитных состояний - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Методологические аспекты формирования у школьников знаний о проблемах йоддефицитных состояний

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Йод является одним из важнейших микроэлементов, необходимых для нормального функционирования организма, особенно молодого. От обеспеченности йодом школьников зависит не только их здоровье, но и способности к учебе. Недостаток йода является самой распространенной причиной умственной отсталости и  замедленного развития детей [1,2,3]. Распространенность йоддефицитных состояний достаточно велика во всем мире. Для России проблема йодного дефицита  чрезвычайно актуальна, так как более 70% густонаселенных территорий страны имеют недостаток йода в воде, в почве и продуктах питания местного происхождения [1,3]. Снижение в 70-е годы массовой йодной профилактики в эндемичных по зобу территориях привело к росту напряженности зобной эндемии. Эпидемиологические исследования, проведенные сотрудниками Эндокрилогического научного центра РАМН, свидетельствуют, что среднее потребление йода россиянами  составляет 40-80 мкг в день, что в 2-3 раза меньше рекомендуемой нормы [2]. Обнаружено, что йодный дефицит наиболее широко распространен в сельской местности  и  среди  малообеспеченных групп населения. Согласно данным Всемирной  Организации Здравоохранения, 1,5 млрд. людей на нашей планете имеют риск развития йододефицитных заболеваний по причине недостаточного потребления йода, 655 млн. имеют эндемический зоб, более 40 млн. человек страдают умственной отсталостью вследствие  дефицита йода,  у 30 млн. имеется кретинизм, обусловленных дефицитом йода[5]. Республика Адыгея так же относится к регионам с йодной недостаточностью, что делает актуальной формирование у школьников знаний о проблемах йоддефицитных состояний и мерах их профилактики.

Целью нашего исследования явилось разработка и апробация элективного курса в средней школе «Роль йода в процессах жизнедеятельности» направленная на   информирование родителей и детей о последствиях недостаточности йода и способах устранения йоддефицита.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на базе МОУ  СОШ №5 п. Зарево Шовгеновского района  во время педагогической практики в 2011 году. В эксперименте принимали участие учащиеся 9 классов (9 «А»- экспериментальная группа, в которой проводился элективный курс и 9 «Б»- контрольная группа, где  не проводился элективный курс). Всего было проанкетировано 35 школьников.

До проведения элективного курса нами было проведено  анкетирование, по специально разработанным анкетам.

Затем мы провели  занятия в рамках элективного курса, и для определения эффективности данных уроков по формированию знаний о роли йода нами было проведено повторное анкетирование, результаты которых представлены на рис.1  

Полученные данные показывают низкий уровень грамотности учеников по данным вопросам до проведения элективного курса.

Так, на вопрос знают ли учащиеся о роли йода, положительно ответили всего 15 % до проведения электива, после- 80 %. Далее ученикам было предложено ответить на вопрос об источниках йода,  который знали  только 10 % респондентов.  После изучения  данного вопроса в рамках элективного курса, на него  ответило уже 91% школьников. При анализе ответов на вопрос о методах профилактики йодной недостаточности  получены следующие результаты:  до элективного  курса только 5% учащихся  были информированы, а после число учеников, знающих методы профилактики недостаточности увеличилось до 60%. Выявлено, что о последствиях йодного дефицита до прохождения электива  знали  13% ребят, после число увеличилось в 5 раз. Нами анализировался также вопрос, об использовании йодированной соли в домашних условиях для приготовления пищи. До начала эксперимента только у  11% респондентов  дома применялась йодированная соль, а после проведения элективного курса стали использовать йодированную соль дома в рационе питания- 78% школьников, о чем свидетельствует интерес к проведенными нами мероприятиями в рамках элективного курса (конкурсы, мини-лекции, практические занятия, стенгазеты)  не только со стороны учащихся, но их родителей.

Для определения эффективности проведенного нами исследования было проведено тестирование в экспериментальном и контрольном классах. В экспериментальной группе  справились с заданиями 75%, а в контрольной группе 10% (рис.2.)

 По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

  1. В связи с недостаточностью  материала в школьных  учебниках о биологической роли  йода, его  источниках, а также  очень малым количеством часов выделяемых для изучения раздела «Галогены» на уроках химии, у школьников выявляется  низкий уровень знаний по  поставленным вопросам.
  2. После проведения элективного курса «Роль йода в процессах жизнедеятельности»  ребята получили устойчивые знания о йоде,  у них повысился интерес к предмету, углубились знания по химии, сформировалось знание о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние, создались условия для развития познавательных интересов, развились умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания.

  Список использованной литературы:

  1. Агаджанян Н. А., Скальный А.В. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека//М., Москва, 2001.
  2. Герасимов А. Г. Как достичь цели устранения йоддефицитных заболеваний в России: проблемы и решения. Обзор. Москва- 2008г.
  3. Дедов И. И., Г. А.Герасимов, Н. Ю. Свириденко. Йододефицитные заболевания в Российской Федерации (эпидемиология, диагностика, профилактика) //Методическое пособие МЗ РФ, Москва 1999.
  4. Цикуниб А. Д. Профилактика йоддефицитных состояний в современных условиях. Методическое пособие. Майкоп-1999 г.
  5. Michael B. Zimmermann, Seminars in Cell & Developmental Biology, № 22, 645-652.
Просмотров работы: 9