Проблема здоровья и здоровьесбережения входит в число приоритетных задач общественного и социального развития, обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Результаты анализа литературы свидетельствуют о том, что на современном этапе ученые подходят к данной проблеме полномаштабно, многоаспектно. Значительное количество исследований (В. К. Бальсевич,
Л. И. Лубышева, В. Н. Беленов, Е. И. Шеенко) ведется в области сохранения и укрепления физического (соматического) здоровья, причем в качестве ведущего средства при этом выступает физическая культура. Проблема формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ поднимается в исследованиях Ю.Е. Амосовой, В. Н. Беленова, Е. В. Витун, В. А. Околеловой, В. М. Сорокиной [1,4, 5, 9,11] .
Поднимается вопрос о необходимости коррекции педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т. Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И. В. Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева,
М. П. Добрынкина, Н. К. Смирнов, З.И. Тюмасева) [2,3,6,7,8,11,12,13].
И.А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбержения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни [10].
Одним из главных условий разрешения проблемы обеспечения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, на наш взгляд, является соответствующая подготовка будущего учителя биологии. При этом подготовка должна быть направлена не только на когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-деятельностный критерии готовности по формированию здорового образа жизни [8], который включает, в частности, профессиональные знания и умения по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьника возможностью сохранения своего здоровья во время образовательного процесса, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Учитель биологии в процессе обучения, в первую очередь должен использовать здоровьесберегающие образовательные технологии. А это значит, обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса. Учитель биологии должен понимать ценность здоровья каждого учащегося, должен оценивать свое преподавание с позиции того, насколько полезны, эффективны уроки технологии с точки зрения здоровьесбережения и, соответственно, должен уметь применять здоровьесберегающие образовательные технологии.
Анализ Госстандарта специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» показывает, что когнитивный компонент готовности к ЗОЖ формируется в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки таких как: «Возрастная физиология, анатомии и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Биологическая химия». Однако, в программах дисциплин «Педагогика», «Теория и методика обучения биологии», в рабочей программе «Педагогическая практика» не предусмотрено обязательное изучение или применение на практике здоровьесберегающих образовательных технологий. На наш взгляд, здоровьесберегающая компетенция будущего учителя биологии по операционному критерию формируется не достаточно комплексно.
Нами было проведено анкетирование среди студентов 5 курса естественно-географического факультета ПГСГА, которое показало, что большинство студентов (68,4%) воспринимают понятие «здоровье» на бытовом уровне как отсутствие болезни, и только 5 человек (13,1%) дали определение понятия «здоровье» близкое к принятому ВОЗ. Здоровый образ жизни характеризуется студентами отсутствием вредных привычек, занятием спортом, правильным питанием. На вопрос о разновидностях здоровьесберегающих технологий обучения в школе студенты только высказывали предположение о роли школы в сохранении здоровья учащихся и формировании ЗОЖ или отождествляли их с внеклассными мероприятиями.
По мнению Н.К. Смирнова, рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:
Необходимо отслеживание момента снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления, который определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательной активности и пассивных отвлечений детей в процессе учебной работы. А так же определять и фиксировать психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы и ее соответствия виду работы в течение урока [10]. По показателям указанных позиций проводится перевод уроков на рациональный, недостаточно рациональный и нерациональный уровень. И если считать урок как средство реализации технологии обучения, то по степени его рациональности можно охарактеризовать технологию обучения в аспекте здоровьесбережения участников образовательного процесса.
Согласно учебного плана специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» педагогическая практика студентов начинается с первого курса и до третьего она является «пассивной», когда студенты только посещают уроки учителей-предметников. На четвертом и пятом курсах она является «активной» и имеет сроки проведения по 8 недель (в 8 семестре - февраль-март и 9 семестре - сентябрь-октябрь). Учитывая сроки проведения, в задачи практики входит:
Преимущественно студенты четвертого курса должны проводить уроки биологии в 5-9 классах, а пятого курса - в 10-11 классах, однако в связи с демографической ситуацией, не во всех школах возможно закрепление в указанных параллелях. Так, в 2011 году студенты пятого курса (38 человека) проходили педпрактику в МОУ СОШ № 25, 38, 90, 102 г.о. Самара, а так же по заявкам школ (студенты-целевики).
Нами было проанализировано 50 уроков студентов с позиции рациональной организации. Уроки были проведены в МОУ СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых г.о. Самара и каждый урок был оценен по критериям гигиенических требований. Пример анализа некоторых уроков представлен в таблице 1.
Таблица 1 Характеристика уроков биологии студентов
Ф.И.О. |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Тема урока |
Историческое прошлое человека (8кл) |
Значение водорослей (7кл) |
Значение опорно-двигательной системы (8кл) |
Факторы урока |
|||
Плотность урока |
67% |
85% |
89% |
рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Число видов учебной деятельности |
5 |
3 |
2 |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
7-8 мин |
13-15 мин |
15-18 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена через 7-8 мин |
Смена через 14-15 мин |
Смена через 15 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Чередование позы |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Недостаточно рационально |
рационально |
Недостаточно рационально |
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Нерационально |
Нерационально |
Нерационально |
|
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Преобладают положительные эмоции |
Урок эмоционально Индифферентный |
Рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Через 30-31 мин |
Через 35-37 мин |
Через 30-32 мин |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
На основании характеристик уроки биологии студентов были распределены на уровни гигиенической рациональности уроков, и их количество отражено в таблице 2.
Таблица 2 Количество уроков студентов по уровням гигиенической рациональности
№ |
Факторы урока |
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
1 |
Плотность урока |
11 |
26 |
13 |
2 |
Число видов учебной деятельности |
14 |
22 |
14 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности |
18 |
17 |
15 |
4 |
Частота чередования различных видов учебной |
16 |
15 |
19 |
5 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) |
31 |
11 |
8 |
6 |
Чередование позы |
18 |
16 |
16 |
7 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток |
3 |
1 |
46 |
8 |
Психологический климат |
20 |
23 |
7 |
9 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
15 |
27 |
8 |
Анализ таблицы показывает что, применяя знания дисциплины «Теория и методика обучения биологии» студенты проводят уроки в большей степени, являющиеся недостаточно рациональными, но такая задача и не ставилась перед ними согласно программе педагогической практики.
Внеклассная деятельность студентов была направлена на проведение таких мероприятий как: «Обменяй сигареты на конфеты», «Веселые старты», «Я против наркотиков», «Здоровый образ жизни», «День здоровья», «Правила питания», «Вода и здоровье человека», «Пища как фактор здоровья». Однако, доля таких мероприятий составила лишь 35 %, от всех мероприятий, проведенных в период практики. Студенты отдавали предпочтение проведению внеклассных занятий на повышение интереса учащихся к биологии и расширению своего кругозора.
На наш взгляд, подготовка будущего учителя биологии к формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся должна осуществляться через введение в стандарт образования специальных курсов (курсов по выбору) и ставится в задачи педагогической практики.
Список литературы