Место проведения: лесной участок;
Время проведения: май или сентябрь-октябрь;
Задачи:
Образовательные: изучить лесное сообщество, взаимоотношения между растениями и средой, цепи питания, развитие сообщества, роль человека, влияющего на растения и сообщество в целом; научиться работать на геоботанической площадке;
Развивающие: развитие умений выявлять признаки приспособления, виды взаимоотношений, логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие понятий « лес», «сообщество», «растительное сообщество», «формообразующие факторы», «симбиоз», «микориза», «паразитизм», «конкуренция», « растительность», «флористический состав», «ярусность», «всходы», «подрост»;
Воспитательные: сознательное отношение к природе (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не нарушая их), совершенствование навыков коллективной работы в группах; формирование научного мировоззрения, экологическое (на примере антропогенного воздействия: вырубка, разведение костров, загрязнение территории леса бытовыми отходами), эстетическое, на примере красоты натуральных объектов (дуб обыкновенный, береза повислая, рябина обыкновенная).
I.Подготовка к экскурсии
1.Подготовка к экскурсии учителя
Для ознакомления учащихся с характерными признаками растительного сообщества педагогически целесообразно провести экскурсию в биоценоз леса.
Задача учителя: так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы учащиеся, прежде всего, увидели явления, присущие растительному сообществу; его структуру, количественное и качественное соотношение растительных видов, их влияние друг на друга и на окружающую среду, цепи питания, развитие сообщества, и на основе этого смогли сделать обобщения о растительном сообществе в целом и усвоить его основные закономерности. Руководствуясь программными требованиями, учитель изучает литературу, посещает местный лес, определяет и составляет маршрутный лист, а так же места площадок, где учащиеся будут выполнять самостоятельные задания. В задания необходимо ввести следующие пункты:
Заранее обдумываются основные вопросы обобщающих бесед, которые завершают каждое задание.
2. Подготовка учащихся к экскурсии
За день до экскурсии учитель и учащиеся посещают место экскурсии, измеряют температуру воздуха около школы, у дороги, на опушке леса и в разных участках леса и в лесу вывешивают смоченные водой носовые платки (одинаковых размеров и из одной ткани) и отмечают время их полного высыхания.
Влажность почвы в лесу, на лесной поляне и незадернованной поверхности проезжей части дороги можно определить по степени комковатости почвы.
Полученные данные могут продемонстрировать воздействие лесного сообщества на среду.
Вместе с учащимися учитель находит места геоботанических площадок и обозначает границы с помощью колышков. Число площадок соответствует числу звеньев. При выборе учитывают характерные особенности местного леса.
Учитель в классе проводит вводную беседу, которая позволяет определить задачу экскурсии: для того, чтобы знать, как правильно относиться к лесу, разумно использовать его природные богатства, не истощая их, надо изучить лес как растительное сообщество, знать его структуру и исторически сложившиеся взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами, неживой природой.
Учащиеся вспоминают правила поведения в природе и кратко знакомятся с тем, что они будут делать на экскурсии.
Для каждого звена готовятся карточки с правилами поведения в природе (с кратким обоснованием).
Примерная структура карточки
II.Проведение экскурсии
1. Вводная беседа
Учитель: Лес - это один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам, второстепенная - травам, кустарничкам, мхам, лишайникам и т.п. В сложных по составу лесах умеренного пояса различают следующие ярусы: первый, состоящий из деревьев первой величины и лесообразователей (сосна, ель, лиственница, дуб, ясень и др.), второй - из деревьев второй величины (пихта, бук, липа, клён и др.), третий ярус, или подлесок, образованный кустарниками (лещина, бересклет, крушина, калина и многие др.); нижние ярусы - четвёртый и пятый, представленные травяно-кустарничковым и мохово-лишайниковым покровами (последний иногда отсутствует). В лесах иногда встречается внеярусная растительность из вьющихся и лазящих растений. Кроме того, на стволах, пнях развиваются мхи, лишайники, многочисленные грибы и водоросли, занимающие присущую им экологическую нишу.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
После беседы каждая группа получит по маршрутному листу, где будут представлены задания.
2. Самостоятельная работа учащихся по группам
Каждая группа работает на выделенной ей геоботанической площадке (100м2) .
Маршрутный лист.
Первое задание.
1. Какие деревья и кустарники растут на площадке №1? Подсчитайте их количество.
2. Подрост каких видов имеется имеются на площадке и в каком количестве? Есть ли всходы деревьев и кустарников на площадке? Укажите их количество.
Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Название растений |
Количественные данные |
||
Взрослые растения |
Подрост |
Всходы |
|
|
|
|
|
3. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко?
Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Встречающиеся растения |
|
Обильно |
Редко |
|
|
4. Растут ли на площадке папоротники, плауны, хвощи, мхи? Имеются ли лишайники и грибы на почве и деревьях?
Заполните таблицу 3
Таблица 3
Группы растений |
Наличие на площадке |
Папоротники |
|
Плауны |
|
Хвощи |
|
Мхи |
|
Лишайники |
|
Грибы |
|
(Перед выполнением первого задания учитель инструктирует учащихся, дает время для ознакомления с содержанием задания, демонстрирует дидактический материал с изображением особенностей подроста и всходов деревьев и кустарников, объясняет, как правильно заполнить таблицы.
При подведении результатов первого задания школьники в группах подсчитывают количество видов растений на площадке; учатся давать название леса по преобладающим видам древесных и травянистых растений; находят причины появления на площадке всходов рябины, бузины, черемухи и отсутствия взрослых растений этих видов; устанавливают обилие древесного подроста или его отсутствие; определяют прошлое и будущее леса. Будущее леса можно определить по виду, преобладающему в подросте, прошлое - по редко встречающимся травянистым видам.)
Второе задание.
Выяснить, как распределяются растения в лесу, не мешая друг другу и извлекая пользу из совместного обитания. Учащиеся знакомятся с особенностями ярусного расположения растительности. Учитель сообщает число ярусов данного леса и предлагает установить:
1. Какие растения составляют первый ярус или полог леса?
2. Каковы условия жизни растений в этом ярусе?
3. Каковы особенности строения листовых пластинок деревьев первого яруса по сравнению с листовыми пластинками растений других ярусов и почему?
4. Каковы особенности строения плодов и как распространяются плоды деревьев первого яруса?
Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Ярусы |
Формообразующие факторы среды |
Общие черты приспособленности растений |
Примечание |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
(Заполнение данной таблицы конкретизирует знания о взаимосвязях между неживой природой и растениями, между растениями и животными.
Обобщая результаты второго задания, учитель отмечает, что надземная ярусность не случайное явление, а результат длительного исторического развития, в процессе которого возникли виды каждого яруса; ярусность - это приспособление растений к экономному расходованию солнечной энергии и земной поверхности.)
Третье задание
(Учащиеся выясняют основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в биоценозе, вспоминают об их разнообразии. Им предлагают в течение 10-15 минут наблюдать окружающую жизнь леса, подыскивать примеры продолжительного и отрицательного воздействия живых организмов друг на друга и данные наблюдения внести в таблицу 5.)
1. Дайте определение «симбиоз» и приведите примеры на вашей площадке.
2. Дайте определение «микориза» и приведите примеры на вашей площадке.
3. Дайте определение «паразитизм» и приведите примеры на вашей площадке.
4. Дайте определение «конкуренция» и приведите примеры на вашей площадке.
Заполните таблицу
Таблица 5
Виды взаимоотношений |
Организмы, |
Значение |
Симбиоз |
|
|
Микориза |
|
|
Паразитизм |
|
|
Конкуренция |
|
|
(После обсуждения результатов наблюдения учитель демонстрирует те или иные объекты или явления и раскрывает их биологическую сущность. Задача учащихся - определить вид взаимоотношения.)
Четвертое задание
Каждому звену предлагается пронаблюдать за пищевыми взаимоотношениями животного организма и составить пищевую цепочку своей площадки.
(С цепями выедания учащиеся справляются, как правило, самостоятельно, но о цепях разложения и о цикле питания рассказывает учитель. Учащиеся рассматривают лесную подстилку, знакомятся с ее ролью в лесном биоценозе. Учитель сообщает о круговороте минеральных веществ в растительном сообществе, о расходовании органических веществ, синтезируемых растениями.)
Пятое задание
III. Заключительный этап
Отчет групп по заданиям
Учитель: Леса - это важная составная часть окружающей среды. Как экологическая система, лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом.
Влияние лесов на окружающую среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:
Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.
Учитель сообщает, что должно входит в отчет групп.
Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонажождение; ярусное расположение растений в лесу; схема, списки растений каждого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей растений каждого яруса; примеры доказательств, что лес - это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, животных и микроорганизмов, влияющих на среду; положительные и отрицательные примеры поведения человека в данном лесу; предположения по охране местного леса.
Учитель объявляет конкурс на лучший групповой письменный отчет об экскурсии.
Список литературы