ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БУХГАЛТЕР И ЕГО СТАТУС - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БУХГАЛТЕР И ЕГО СТАТУС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Бухгалтерский учет породил интересную, творческую и хорошо оплачиваемую профессию. В большинстве средних крупных организаций бухгалтерский аппарат является самым многочисленным и делится в основном на счетоводов и учетчиков, которые ведут подробные оперативные регистры, и дипломированных бухгалтеров высшей квалификации, которые решают, как должны быть представлены статьи в отчетности, составляют и интерпретируют ее, подготавливают специальные анализы, разрабатывают и управляют системами движения информации и удостоверяются в ее точности. Бухгалтерские отчеты многих организаций проверяются независимыми аудиторами.

Во все времена для бухгалтера находилась работа. Бухгалтеры, как доказали историки, появились на земле даже раньше, чем деньги. Это не шутка: на стенах древнейших усыпальниц, найденных археологами, высечены реестры драгоценностей усопших царей и фараонов. Некоторые историки полагают, что письменность берет свое начало именно в учете и контроле. Людям было необходимо считать свое (и чужое, разумеется) добро, для этого они и придумали буквы и цифры.

Во времена Пачоли профессия бухгалтера считалась весьма романтичной и привлекательной. Ведь он как бы властвовал над сокровищами, а поэтому обладал почти мистической силой.

 В XX в. образ бухгалтера трансформировался: из повелителя денег и интеллектуала он превратился в простого, скучного исполнителя чужой воли, иногда хитрого и вороватого, но всегда лишенного блеска и индивидуальности. Такое представление о профессии особенно ярко проявилось в нашей стране, в советские времена. И это понятно, ведь плановая экономика требовала от бухгалтеров монотонного исполнения годами не меняющихся инструкций и законов. Сохранение и приумножение прибыли, элегантный уход от налогов, налаживание отношений с налоговыми органами - ничего из этого не требовалось в бюджетных организациях.

В России профессия бухгалтера стала особенно востребованной в начале 90-х г. XX в., когда на рынок вышли тысячи предприятий малого и среднего бизнеса. И сегодня спрос на бухгалтеров очень устойчив. Меняются лишь требования к профессионализму. Время дилетантов прошло, и нынешние руководители хотят видеть в бухгалтере человека экономически и юридически грамотного, корректного в общении, способного к нестандартному мышлению.

Для нас, как для будущих бухгалтеров эта тема особенно актуальна, так как в ней рассматриваются все необходимые качества бухгалтера такие как: личные качества, необходимые базовые знания по специальности, знание прав и обязанностей своей профессии, критерии по проведению аттестации профессиональных бухгалтеров, и многие другие аспекты, знание которых необходимо нам, как будущим профессионалам своего дела.

1 ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

Бухгалтер - это довольно сложная профессия. Существует мнение, что настоящий бухгалтер хронически никому и ничему не доверяет и всю информацию воспринимает через призму недоверия. Сначала он должен проверить и проанализировать факт и только после этого делать выводы о его правдивости.

Так каким же должен быть настоящий бухгалтер? Человек, связавший себя с бухгалтерией, обязан четко это понимать и стремиться к профессиональному росту. И, конечно, необходимо гибкое мышление. Нужно уметь принимать самостоятельные решения и концентрироваться на работе. Любая мелочь - неверная цифра, малейшая арифметическая ошибка - может привести к искажению учета, а последствия могут быть весьма плачевны.

На что следует обратить внимание в бухгалтерской профессии: бухгалтер должен самостоятельно принимать решения, иметь опыт руководства, вести бухгалтерский учет в полном объеме в соответствии со стандартами национального законодательства и корпоративными требованиями. 

Также он должен работать с налоговыми органами и внешними аудиторскими консультантами, взаимодействовать с руководством компании для успешного решения поставленных задач и многое другое. Главное - уметь показать свою заинтересованность в работе, что называется "с блеском в глазах".

Настоящим и успешным бухгалтером надо просто родиться, поскольку эта профессия требует максимум скрупулезности, ответственности, внимательности и усидчивости. Важен еще и интерес к этой рутинной работе, которую подразумевает профессия. Все перечисленные качества так просто человеку не даются.

Продвинутые руководители тщательно относятся к подбору кадров и впоследствии бережно к бухгалтеру - второму лицу в фирме. Кроме того, они ищут не просто специалиста, а верного помощника. Причем процесс поиска такого человека может занимать месяцы. Ведь бухгалтеров хоть и много, но идеально подойдет, возможно, только один.

Бухгалтер (от нем. «Buch» - книга и «Halter» - держатель) - специалист в области бухгалтерии.

В настоящее время профессия является важной, без неё не обходится ни одно предприятие.

Слово «бухгалтер» возникло в конце средневековья. В 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I назначил «бухгалтером» Христофора Штехера.

Профессиональный бухгалтер - официальный термин Международной ассоциации бухгалтеров. Согласно стандартам, принятым этой международной организацией, к «профессиональным бухгалтерам» относятся следующие профессии: главный бухгалтер, аудитор, финансовый директор и налоговый консультант.

На практике предприятие либо имеет специальный отдел, ведающий бухгалтерскими операциями - бухгалтерию, либо заключает договор со сторонней организацией на бухгалтерское обслуживание (аутсорсинг).

Бухгалтерию чаще всего возглавляет главный бухгалтер, кроме того обычно имеются заместитель главного бухгалтера и рядовые бухгалтеры. В зависимости от численности предприятия и его документооборота эти должности могут быть совмещены или дополнены другими (например, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-кассир и т. д.).

Главный бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности. Ст. 81 п.9, ст. 243 Трудового кодекса РФ. Ст. 15.11 КоАП РФ.

Перечень должностных обязанностей главного бухгалтера представлен в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.

Бухгалтер должен обладать знаниями по следующим направлениям:

  • бухгалтерский учет, налоговый учет,
  • финансовый анализ, основы аудита,
  • законодательство в бухгалтерской сфере,
  • сведения о МСФО,
  • базовые знания компьютера, 1C, Excel.

Бухгалтер обязан постоянно заниматься самообразованием, следить за изменением основных правил бухгалтерского учета, изменениями в законодательстве, по возможности посещать специализированные семинары, курсы повышения квалификации.

Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда бухгалтеров 23-50 лет; бухгалтеры в возрасте до 30 лет составляют 60 % от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет - 25 %, в возрасте от 40 до 50 - 12 %;
95 % бухгалтеров - женщины;57 % бухгалтеров владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы; на разговорном и на свободном уровнях - 8 %;64 % бухгалтеров имеют высшее образование; 20 % - неполное высшее; 16 % - среднее специальное;42 % бухгалтеров имеют водительские права категории «В».

Уровень заработной платы бухгалтера зависит от отрасли, в которой он работает, компании, профессионального опыта. Профессия бухгалтера имеет хорошие перспективы карьерного роста до должности главного бухгалтера, финансового директора, возможность профессионального развития в сфере налогового учета и консультирования, аудита.

Бухгалтер должен обладать счетно-аналитическими способностями и оперативной памятью. Естественно, чтобы стать бухгалтером, необходимо освоить такие науки, как математика, информатика, экономика, менеджмент, а также изучить специальные дисциплины (бухгалтерский учет, экономический анализ хозяйственной деятельности, аудитд, международный бухучет).

Помимо знаний от бухгалтера требуются умение концентрироваться, усидчивость, хорошая память и аккуратность.

Еще недавно эта профессия считалась исключительно женской. Но современное общество отходит от стереотипов, и сегодня бухгалтерией охотно и успешно занимаются многие представители сильного пола. Важным критерием для бухгалтера также является умение ладить с людьми, коммуникабельность.

В настоящее время многие бухгалтера, работающие в организациях различных отраслей, прошли специальную аттестацию и получили аттестат профессионального бухгалтера. Они являются членами Института профессиональных бухгалтеров России. Институт профессиональных бухгалтеров осуществляет сертификацию (аттестацию) дипломированных специалистов бухгалтерского учета. В состав данного Института входят также многие преподаватели бухгалтерского учета высших учебных заведений, которые также прошли аттестацию на звание профессионального бухгалтера.

Профессия профессионального бухгалтера (аудитора) является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров и аудиторов общество включает клиентов, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на профессиональных бухгалтеров (аудиторов) ответственность за соблюдение общественных интересов.

Обязанности профессионального бухгалтера (аудитора) заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельного клиента или работодателя - на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета и аудита значительное влияние оказывают интересы общества.

Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в получении компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение к исполнению профессиональных обязанностей и поведение профессиональных бухгалтеров (аудиторов) в процессе предоставления услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.

Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими вышеназванных услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Профессиональные бухгалтеры (аудиторы) во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что эти услуги выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

2 АТТЕСТАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ

Аттестация профессиональных бухгалтеров России началась в 1997 г. по инициативе Министерства финансов РФ после одобрения Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК) Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров и Программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (утверждёнными решением Президентского совета НП «ИПБ России» (протокол № 1/11 от 27 января 2011 г.))

Аттестация профессиональных бухгалтеров ставит перед собой следующие цели:

  • повысить уровень знаний бухгалтеров;
  • изменить менталитет бухгалтера;
  • определить квалификационные требования к главному бухгалтеру и путем его аттестации на соответствие этим требованиям выделить тех из них, которые достойны получить звание профессионального бухгалтера и стать действительными членами ИПБ России.

Программа аттестации профессиональных бухгалтеров была разработана в соответствии с рекомендациями Международной федерации бухгалтеров и Международной программой учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, принятой на 16-й сессии в Женеве 17-19 февраля 1999 г.

При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров - «обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить», поэтому профессиональный бухгалтер обязан « поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков». Система повышения квалификаций должна помочь бухгалтеру разбираться в экономических процессах, применять новые методы в своей работе, а также выполнять возложенные на него обязанности с учетом предъявляемых к ним требований.

Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России активно занимаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), решает следующие задачи:

  • отбор и аттестация преподавателей, которым разрешено проводить повышение квалификации в соответствии с принятой системой спецкурсов;
  • организация процесса повышения квалификации;
  • контроль над уровнем (качеством) проведения повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает следующее:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетентности (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационные коммерческие службы;
  • приверженность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованные профессиональные бухгалтеры объединяются в общественное некоммерческое профессиональное объединение (Институт профессиональных бухгалтеров), которое призвано оказывать им юридическую, социальную и методическую помощь и поддержку.

Специалисты, претендующие на получение квалификационного аттестата, должны отвечать следующим требованиям:

  • наличие высшего или среднего специального экономического образования или диплома кандидата (доктора) экономических наук;
  • прохождение специальной послевузовской учебной подготовки для обеспечения необходимого уровня современных профессиональных знаний и навыков по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, утверждаемой Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Содружества и Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации;
  • наличие стажа работы по специальности (или на руководящих должностях) - не менее трех лет (при наличии среднего специального экономического образования - не менее пяти лет);
  • наличие положительной характеристики по месту работы или рекомендаций не менее двух профессиональных (аттестованных) бухгалтеров;
  • отсутствие судимостей за экономические преступления.

Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиум Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) утверждают учебно - методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров.

Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества (АБиАС) совместно с другими профессиональными общественными организациями проводит экзамены для получения квалификационных аттестатов, их оформление и выдачу по итогам экзаменов.

Квалификационный аттестат по форме, утвержденной Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации и президиумом Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, дает равные права по его использованию на территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации (утверждёнными решением Президентского совета НП «ИПБ России»
(протокол № 1/11 от 27 января 2011 г.)) могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в конгрессах, съездах, спецсеминарах, стажировка, публикация монографий, учебников, статей.

Порядок отбора и аттестации преподавателей, которым позволено проводить повышение квалификации профессиональных бухгалтеров, формализован и изложен в Положении о повышении квалификации Ассоциированных членов ИПБ России - преподавателей. Все преподаватели, желающие проводить обучение профессиональных бухгалтеров, должны стать Ассоциированными членами ИПБ России - преподавателями. Это сделано для того, чтобы преподаватели, желающие вести обучение по программам подготовки и повышения квалификации учетных кадров, утвержденным ИПБ России, взяли на себя определенные Институтом обязательства. Например: выполнение этических норм, готовность в течение года подготовить и предоставить в ИПБ России методические и другие материалы, необходимые для определения квалификации и аттестации, готовность постоянно повышать свою квалификацию. С момента принятия преподавателя в Ассоциированные члены ИПБ России ему разрешается преподавать по программам подготовки и повышения квалификации, утвержденным ИПБ России. Процедура аттестации преподавателей, как правило, проводится заочно на основании подготовленных претендентом методических разработок (учебники, пособия, статьи, тесты, задачи и т.п.).

Преподавателю, прошедшему аттестацию, присваивается статус действительного члена ИПБ России - преподавателя и разрешается преподавать по тем дисциплинам, по которым он прошел аттестацию.

Аттестованный преподаватель, став Действительным членом ИПБ России, обязан постоянно повышать свою квалификацию. Положением предусмотрено, что преподаватель должен повышать свою квалификацию в объеме не менее 60 часов в год.

Количество часов по каждому виду повышения квалификации определяется ИПБ России специальным документом. В принятом ИПБ России в настоящее время Положении о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России максимальное количество часов (200 часов) дается за защиту докторской диссертации, за публикацию монографии, учебника или учебного пособия по профильным дисциплинам объемом не менее 20 пе­чатных листов. Этим же документом определено, что за кандидатскую диссертацию дается 80 часов, за печатный лист книги, статьи и т.п. - 10 часов, за разработку про­екта методических рекомендаций или положений по бухгалтерскому учету - 60 часов, а за разработку одного теста, экзаменационного вопроса или задачи - 1 час.

Наряду с указанными формами повышения квалификации преподаватели, как и профессиональные бухгалтеры, могут прослушать спецкурсы или участвовать в конгрессах, конференциях, «круглых столах» и т.п. и получать за участие в них соответствующее количество часов, засчитываемых как повышение квалификации.

Создание программ повышения квалификации в соответствии с принятой ИПБ России системой спецкурсов является постоянной работой, которая еще далека от завершения.

В настоящее время принято более 40 программ повышения квалификации.

Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. В ИПБ России могут быть рассмотрены и программы, разработанные отдельными специалистами.

ИПБ России будет рассматривать эти программы и в случае их соответствия современным требованиям сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.

Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение 5 лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.

Вся организационная работа по повышению квалификации проводится ИПБ России бесплатно за счет членских взносов. Это является одной из причин того, что тот, кто имеет соответствующий аттестат, но не является членом ИПБ России, не сможет получить от ИПБ России сертификаты, подтверждающие, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 200-часовую переподготовку за пять лет.

Организация контроля качества обучения включает в себя контроль за:

- полнотой и качеством процесса повышения квали­фикации, проводимого УМЦ, аккредитованными при ИПБ России;

качеством экзаменов, проводимых для получения аттестата профессионального бухгалтера.

В Положении о повышении квалификации предусмотрены возможности проведения как формального контроля, так и контроля по существу.

К формальным методам контроля относятся: регистрация и контроль проведения всех спецкурсов по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров в ТИПБ или ИПБ России, учет и контроль за выданными УМЦ сертификатами, подтверждающими прохождение спецкурсов, учет и контроль выданных и продленных аттестатов профессиональных бухгалтеров и т.п.

Методы контроля по существу включают:

  • контроль учебных программ повышения квалификации,
  • возможность посещения уполномоченными специалистами ИПБ России проводимых УМЦ спецкурсов в целях осуществления контроля за соответствием объявленных и фактически проводимых учебных часов,
  • посещаемостью спецкурсов, качеством чтения лекций преподавателями и т.п.

В последней редакции Положения о повышении квалификации принято решение о проведении зачета слу­шателей спецкурса, позволяющего установить, насколь­ко они освоили материал.

Существенные отклонения в работе УМЦ по полноте и качеству аттестации и повышения квалификации могут привести к расторжению договора с ними на обуче­ние профессиональных бухгалтеров.

Программой реформирования бухгалтерского учета предусмотрено проведение переподготовки и повышения квалификации не только высшего звена - главных бухгалтеров организаций, но и бухгалтеров других уровней.

3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА

Создателем современной этики бухгалтера можно счи­тать американца Джона Ленсинга Кэри (1900-1984).

Представление о моральных правилах ведения учета дает Кодекс, принятый Американской ассоциацией бухгалтеров в 1987 г. Считается, что наличие Кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд.

В Кодексе содержатся следующие требования к бухгалтерам:

  • бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;
  • профессиональный долг обязывает предшественника дать исчерпывающий и правильный ответ на запрос преемника;
  • если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает действующее законодательство, то бухгалтер должен отказаться от предложения;
  • бухгалтер может в любое время разорвать трудовой договор с работодателем;
  • бухгалтер сам не может требовать повышения по службе;
  • бухгалтер должен немедленно отвечать на все вопросы администрации, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия;
  • бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах работодателя. Уход с работы не освобождает бухгалтера от этой обязанности;
  • все справки о хозяйственной деятельности предприятия сторонним лицам бухгалтер может предоста­вить только по письменному согласию работодателя;
  • бухгалтер не должен советовать работодателю как совершить и скрыть следы правонарушения;
  • за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;
  • бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию.

По сравнению с представителями других профессий для бухгалтеров понятие профессиональной этики является особо важным. Профессиональные организации, объединяющие профессиональных бухгалтеров, играют важную роль в создании и распространении стандартов бухгалтерской этики.

В Российской Федерации инструментом общественного регулирования (саморегулирования) деятельности профессиональных бухгалтеров является « Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России» (утвержден Президентским советом ИПБ России от 24 мая 1999 г. №21), согласно которому для достижения профессиональных целей профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов

  • Честность: при предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен действовать открыто и честно. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все профессиональные бухгалтеры (аудиторы) должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
  • Объективность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы.
  • Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер (аудитор) предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться пре­имуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий.
  • Конфиденциальность: профессиональный бухгалтер (аудитор) должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
  • Профессиональное поведение: действия профессионального бухгалтера (аудитора) должны поддерживать хорошую репутацию его профессии и не дискредитировать ее.
  • Регламентирующие документы: профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Профессиональный бухгалтер (аудитор) обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

Личные качества

  • усидчивость, терпеливость;
  •  настойчивость;
  • обязательность;
  • "педантизм" в работе;
  • ответственность;
  • честность;
  • аккуратность;
  • эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);
  • справедливость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрена профессия бухгалтера, как профессионала, знающего свое дело, обладающего различными качествами как личными, так и профессиональными. Обсуждается тема аттестации и повышения квалификации.

Бухгалтер - это специалист, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Он должен самостоятельно принимать решения, иметь опыт руководства, вести бухгалтерский учет в полном объеме в соответствии со стандартами национального законодательства и корпоративными требованиями. Бухгалтер обязан постоянно заниматься самообразованием, следить за изменением основных правил бухгалтерского учета, изменениями в законодательстве, по возможности посещать специализированные семинары, курсы повышения квалификации.

Так же профессиональные бухгалтер обязан каждый пять лет проходить аттестацию и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров.

Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России активно занимаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), решает следующие задачи:

  • отбор и аттестация преподавателей, которым разрешено проводить повышение квалификации в соответствии с принятой системой спецкурсов;
  • организация процесса повышения квалификации;
  • контроль над уровнем (качеством) проведения повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

Сама по себе карьера бухгалтера - это медленное и скрупулезное восхождение вверх. Сделать себе имя и быстро подняться достаточно сложно. Карьера бухгалтера заранее определена, опять же - было бы желание. Дойти до высокооплачиваемой руководящей должности может практически каждый начинающий бухгалтер. Возраст бухгалтера оказывается важен в данной профессии - с годами человек становится профессионалом в своей области, обладает многими навыками и способностями. Хотя многое зависит от самого специалиста. Как говорят: "Под лежачий камень вода не течет".

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 30.11.1996 № 14-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный Закон от 26.01.2001 № 146-ФЗ
  3. Федеральный закон  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08. 1996 № 125-ФЗ
  4. Федеральный закон «О ведении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ
  5. Положение об аттестации ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров России - претендентов. Утверждено Решением Президентского Совета Института профессиональных бухгалтеров России (протокол от 23 июня 2003 г. № 22).
  6. Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера. Утв. Институтом профессиональных бухгалтеров (протокол № 14 от 29.09.1998 г.)
  7. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нор-Аверян Г.Г. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. - М.: Приориздат, 2004
  8. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Хахоновой Н.Н. -Москва: Март, 2003.
  9. Федеральный закон «О ведении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ

Приложение А

 

Положение об аттестации

УТВЕРЖДЕНО

решением Президентского Совета

НП  «Институт профессиональных

бухгалтеров и аудиторов России»

(протокол 9/10 от «05» октября 2010 г.)

Президент НП «ИПБ России»

 

____________________ О.М.Островский

 

Положение

об аттестации претендентов на получение квалификационных аттестатов профессионального бухгалтера, резерва профессионального бухгалтера и профессионального бухгалтера-практика

С изменениями, утверждёнными решением

Президентского совета НП «ИПБ России»
(протокол № 1/11 от 27 января 2011 г.)

1.  Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок аттестации кандидатов в члены Территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (далее - ТИПБ), претендующих на получение одного из видов квалификационных аттестатов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) (далее - претендентов), указанных в Приложении № 1.

1.2. Документооборот по подготовке и проведению аттестации претендентов организуется в порядке, установленном ИПБ России.

1.3.  Аттестация включает:

  соответствие претендента квалификационным требованиям;

  обучение претендента по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;

  сдачу претендентом всех необходимых квалификационных экзаменов (далее - экзамены).

1.4.Аттестация претендентов может осуществляться:

по стандартной схеме - предполагает прохождение обучения и сдачу экзаменов сразу по всем блокам программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;

по блочной схеме[1] [1] - предполагает поэтапное прохождение обучения и сдачу экзаменов по отдельным блокам программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Разделы программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций сформированы в пять блоков (Приложение № 2). Состав и структура блоков утверждаются Президентским советом ИПБ России.

1.5.Аттестация подтверждает:

уровень специальной подготовки специалиста, приобретённых им знаний и навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности;

для профессионального бухгалтера: способность организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учёта и управления финансами;

для профессионального бухгалтера-практика: способность качественно выполнять работу на соответствующем участке бухгалтерской службы в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности.

1.6. Претенденту, соответствующему установленным настоящим Положением квалификационным требованиям, прошедшему обучение и успешно сдавшему экзамены по стандартной схеме аттестации, выдаётся соответствующий квалификационный аттестат сроком на пять лет.

1.7. Претенденту, соответствующему установленным настоящим Положением квалификационным требованиям, прошедшему обучение и успешно сдавшему экзамены по блочной схеме аттестации, выдаётся свидетельство по каждому блоку сроком на два года. Свидетельство претендента, который проходит обучение в ВУЗе, действительно в течение всего периода обучения в ВУЗе. Претендент, успешно сдавший экзамены по всем блокам, предусмотренным настоящим Положением, получает соответствующий квалификационный аттестат ИПБ России.

1.8. ИПБ России является реестродержателем выданных квалификационных аттестатов и свидетельств.

2. Квалификационные требования

2.1. Претендент на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера должен удовлетворять одному из требований:

2.1.1. иметь высшее образование при наличии стажа работы не менее 3-х лет в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической или юридической[2] [2] служб и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учёта, а также аудиторов, юристов2, консультантов, методологов и преподавателей ВУЗов по бухгалтерскому учёту;

2.1.2. иметь неоконченное высшее образование или среднее профессиональное экономическое образование при наличии стажа работы не менее 5 лет в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учёта, а также консультантов, методологов и преподавателей ВУЗов по бухгалтерскому учёту.

2.1.3. иметь среднее профессиональное неэкономическое образование при наличии профессиональной переподготовки по экономическим специальностям (в объёме не менее 500 часов) и стажа работы не менее 5 лет в должностях главного бухгалтера, руководителя финансово-экономической службы и их заместителей или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учёта.

2.2. Претендент на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера должен:

2.2.1. иметь высшее образование и опыт работы в должностях, требующих знания бухгалтерского учета;

2.2.2. обучаться по экономическим специальностям: на старших курсах ВУЗов, начиная с 4-го, в аспирантуре или в магистратуре.

2.3. Претендент на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера-практика должен иметь не ниже среднего профессионального экономического образования или среднего профессионального неэкономического образования при условии прохождения курсов для начинающих бухгалтеров в аккредитованном при ИПБ России учебно-методическом центре (далее - УМЦ ) или при наличии профессиональной переподготовки по экономическим специальностям в объёме не менее 500 часов и стаж работы не менее одного года в должностях, требующих знания бухгалтерского учёта.

2.4. Квалификационные требования к претендентам могут быть изменены по решению ИПБ России.

3. Обучение по программам подготовки и аттестации

профессиональных бухгалтеров

3.1. Обучение претендентов проводится по следующим программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров:

программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций;

программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений;

программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров по Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО).

3.2. Структура, содержание и объём программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров утверждаются Президентским советом ИПБ России по представлению Комитета по инновационной политике в области профессионального образования ИПБ. Программы актуализируются с учётом изменений в законодательных и нормативных документах.

3.3. претенденты должны пройти обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров в следующих объёмах:

3.3.1. претенденты, имеющие высшее образование - не менее 240 часов (280 часов - для МСФО и бухгалтеров по налоговому учету - налоговых экспертов-консультантов);

3.3.2. претенденты, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное экономическое (неэкономическое) образование - не менее 500 часов (520 часов - для МСФО и бухгалтеров по налоговому учету - налоговых экспертов-консультантов).

3.3.3. претенденты, являющиеся студентами ВУЗа, заключившим с ИПБ России соответствующее соглашение, должны пройти дополнительное обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров в объёме, определённым УМЦ (ВУЗом). Объём дополнительного обучения определяется на основании сравнения образовательных программ ИПБ России с действующими в ВУЗе программами подготовки студентов и степени их соответствия.

3.4. При блочной схеме аттестации претенденты должны пройти обучение по блокам программ в утвержденном ИПБ России объёме (Приложение № 2).

3.4.1. Последовательность прохождения обучения по блокам претендентом определяется самостоятельно.

3.4.2. Претендент может единовременно пройти обучение как по одному блоку программы ИПБ России, так и по нескольким блокам сразу.

3.5. Обучение претендентов по любой схеме аттестации может осуществляться в следующих формах: очной, очно-заочной и заочной.

3.6. Очное и очно-заочное обучение:

3.6.1 Обучение проводится в аккредитованных при ИПБ России УМЦ .

3.6.2. При очно-заочной форме обучения УМЦ по согласованию с ТИПБ (при отсутствии ТИПБ - с ИПБ России), определяет объём часов для аудиторных занятий и объём часов для самостоятельной подготовки претендентов.

3.6.3. К преподаванию по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров в УМЦ допускаются члены ИПБ России, имеющие аттестат преподавателя ИПБ России, а также руководящие работники налоговых служб и государственных органов, допущенные ИПБ России к преподаванию разделов «Налогообложение», «Правовое регулирование хозяйственной деятельности» и «Правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений».

3.6.4. УМЦ осуществляет набор претендентов в группы для обучения по стандартной схеме аттестации в соответствии с графиком проведения занятий. В эти же группы могут дополнительно включаться претенденты, обучающиеся по блочной схеме аттестации.

3.6.5. УМЦ может также осуществлять набор в группы обучения по отдельным блокам программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.

3.6.6. До начала обучения претендент должен предоставить в УМЦ : заявление на аттестацию и документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям, указанным в разделе 2 настоящего Положения.

3.6.7. После окончания обучения УМЦ выдаёт претенденту сертификат ИПБ России установленного образца. Сертификаты являются бланками строгой отчётности. ИПБ России ведет реестр выданных сертификатов и устанавливает систему контроля за порядком их использования.

3.7. Заочное обучение:

3.7.1. Обучение проводится претендентами самостоятельно с использованием комплекта учебно-методической литературы, рекомендуемой ИПБ России.

3.7.2. По окончании обучения претендент получает свидетельство о прохождении заочного обучения и предоставляет в ТИПБ: заявление на аттестацию и документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям, указанным в разделе 2 настоящего Положения.

4. Квалификационные экзамены

4.1. После прохождения обучения для получения квалификационного аттестата или свидетельства по определенному блоку программы ИПБ России претенденты должны сдать два экзамена:

первый экзамен:

при очной и очно-заочной формах обучения - письменно-устный экзамен;

при заочной форме обучения - дистанционный экзамен (тестирование);

Претендентам, являющимся студентами ВУЗа, заключившим с ИПБ России соответствующее соглашение, в качестве письменно-устного экзамена по определенным блокам может быть засчитан результат сдачи экзамена (зачета) по дисциплинам, соответствующим утвержденным ИПБ России блокам.

второй экзамен:

при любой форме обучения - письменный экзамен (тестирование).

4.1.1. Вопросы экзаменационных билетов и тестов составляются в соответствии с программами подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Содержание экзаменационных вопросов и задач актуализируется с учётом изменений в законодательных и нормативных документах.

4.1.2. В экзаменационные билеты включаются вопросы в соответствии со специализацией претендентов. Состав и структура экзаменационных билетов для первого и второго экзаменов в зависимости от вида заявленного аттестата указаны в Приложении № 3.

4.1.3. При блочной схеме аттестации экзаменационный билет состоит из вопросов по заявленному блоку.

4.1.4. Для проведения экзаменов создаётся Аттестационная комиссия ИПБ России, в которую входят члены Аттестационных комиссий ТИПБ. В состав Аттестационных комиссий ТИПБ могут быть выбраны доктора или кандидаты наук по дисциплинам «Бухгалтерский учёт» и «Аудит», а также руководители финансовых органов регионов (министерств, департаментов и т.п.). Состав Аттестационной комиссии ТИПБ (ИПБ России) утверждается Президентским Советом ТИПБ (ИПБ России) или Президентом ТИПБ (ИПБ России).

4.2. Порядок администрирования первого - письменно-устного экзамена:

4.2.1. Билеты для письменно-устного экзамена составляются и утверждаются ТИПБ (при отсутствии ТИПБ - ИПБ России).

4.2.2. Проведение письменно-устного экзамена по согласованию с ТИПБ осуществляет УМЦ , в котором обучались претенденты.

4.2.3. Для проведения письменно-устного экзамена УМЦ формирует независимую экзаменационную комиссию, состав которой согласовывается с ТИПБ. В состав экзаменационной комиссии включаются специалисты по соответствующим разделам программ.

4.2.4. Не разрешается включать в состав экзаменационной комиссии преподавателей, проводивших занятия в группе претендентов, допущенных к экзаменам.

4.2.5. Председатель экзаменационной комиссии назначается ТИПБ из числа членов Аттестационной комиссии ИПБ России.

4.2.6. К письменно-устному экзамену допускаются претенденты, прошедшие в УМЦ обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и имеющие соответствующие сертификаты ИПБ России.

4.2.7. На письменно-устный экзамен отводится 3 часа 30 минут.

4.2.8. Решение о лимитировании времени, отведенном на сдачу отдельных блоков, для каждого претендента принимает председатель экзаменационной комиссии в зависимости от количества блоков, которые будет сдавать претендент.

4.2.9. Опоздавшие претенденты допускаются к письменно-устному экзамену по решению председателя экзаменационной комиссии.

4.2.10. При проведении письменно-устного экзамена:

разрешается пользоваться исходными материалами, необходимыми для решения хозяйственных ситуаций и задач, рекомендованными ИПБ России;

запрещается вести переговоры, пользоваться средствами мобильной связи, законодательными и инструктивными материалами, справочной и специальной литературой.

4.2.11. При нарушении указанных правил председатель экзаменационной комиссии может принять решение об удалении с экзамена нарушителя, который в этом случае считается не сдавшим экзамен.

4.2.12. Присутствие на экзамене посторонних лиц, кроме наблюдателей от ИПБ России и ТИПБ, не допускается.

4.2.13. При выставлении оценок по каждому блоку экзаменационной комиссии следует руководствоваться критериями, установленными Положением об определении итоговой оценки квалификационных экзаменов (далее - Положение об оценке).

4.2.14. Результаты письменно-устного экзамена оформляются протоколом, подписанным председателем и всеми членами экзаменационной комиссии.

4.2.15. По окончании экзамена претендент обязан сдать билет и письменные ответы на все вопросы и задачи за личной подписью.

4.3. Порядок администрирования первого - дистанционного экзамена:

4.3.1. Дистанционный экзамен проводится претендентом самостоятельно в системе электронного тестирования на сайте ИПБ России.

4.3.2. Для дистанционного экзамена билеты формируются методом случайной выборки из утверждённого ИПБ России перечня вопросов индивидуально для каждого претендента.

4.3.3. На дистанционном экзамене билет состоит из 5 вопросов по каждому блоку, указанному в Приложении № 3.

4.3.4. К дистанционному экзамену допускаются претенденты, прошедшие заочное обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.

4.3.5. Общая продолжительность дистанционного экзамена составляет:

при стандартной схеме аттестации - 1 час 30 минут;

при блочной схеме аттестации - 18 минут на каждый блок.

4.3.6. По окончании тестирования автоматически подводится результат экзамена в соответствии с критериями, установленными Положением об оценке, и формируется протокол результатов первого экзамена.

4.4. Порядок администрирования второго экзамена - тестирования:

4.4.1. Тестирование организует ТИПБ совместно с ИПБ России по месту обучения претендента. Экзамен может проводиться в системе электронного тестирования ИПБ России.

4.4.2. На каждый экзамен ТИПБ назначает администратора, ответственного за проведение экзамена.

4.4.3. Для участия в проведении экзамена ИПБ России имеет право направить своего наблюдателя без согласования с ТИПБ.

4.4.4. Присутствие на экзамене посторонних лиц, кроме наблюдателей от ИПБ России и ТИПБ, не допускается.

4.4.5. Тесты формируются методом случайной выборки из утверждённого ИПБ России перечня вопросов индивидуально для каждого претендента.

4.4.6. К тестированию допускаются претенденты, успешно сдавшие первый экзамен в соответствии с Положением об оценке.

4.4.7. При блочной схеме аттестации претендент может сдавать тестирование как по одному блоку, так и по нескольким блокам одновременно при условии успешной сдачи первого экзамена по соответствующим блокам.

4.4.8. Общая продолжительность тестирования составляет:

при стандартной схеме аттестации - 3 часа 00 минут;

при блочной схеме аттестации - суммарное количество времени для тестирования по каждому блоку, к которым допущен претендент. Продолжительность тестирования по отдельным блокам указана в Приложении № 3.

4.4.9. При тестировании:

разрешается пользоваться исходными материалами, необходимыми для решения хозяйственных ситуаций и задач, рекомендованными ИПБ России;

запрещается вести переговоры, пользоваться средствами мобильной связи, законодательными и инструктивными материалами, справочной и специальной литературой.

4.4.10. При нарушении указанных правил администратор экзамена может принять решение об удалении с экзамена нарушителя, который в этом случае считается не сдавшим экзамен.

4.4.11.В ходе тестирования претендент имеет право давать собственные варианты ответов, которые по окончании экзамена рассматриваются в ИПБ России.

4.4.12. По окончании тестирования автоматически подводится итоговая оценка экзаменов в соответствии с критериями, установленными Положением об оценке, и формируется предварительный протокол результатов экзаменов. После вынесения ИПБ России решения о правильности собственных вариантов ответов претендентов формируется окончательный протокол результатов экзаменов, который утверждается Аттестационной комиссией ИПБ России.

4.5. Подведение результатов экзаменов:

4.5.1. Претендент, успешно сдавший экзамены (в соответствии с Положением об оценке) по стандартной схеме аттестации, имеет право получить квалификационный аттестат, по блочной схеме аттестации - соответствующее свидетельство по блоку.

4.5.2. Претендент, не согласный с результатами экзаменов, вправе апеллировать в ИПБ России в соответствии с Положением об апелляции результатов экзаменов.

4.5.3. Претендент, не сдавший экзамены в соответствии с критериями, установленными Положением об оценке, имеет право на пересдачу экзаменов.

4.6. Порядок пересдачи экзаменов:

4.6.1. Претендент имеет право на пересдачу соответствующих блоков первого экзамена в течение одного года с даты письменно-устного экзамена в группе, в которой он был впервые заявлен на экзамен, либо в течение одного года с даты первого дистанционного экзамена.

4.6.2. Претендент имеет право на пересдачу соответствующих блоков второго экзамена в течение одного года с даты тестирования в группе, в которой он был впервые заявлен на экзамен.

4.6.3. По истечении срока, указанного в пункте 4.6.1. или пункте 4.6.2, претендент имеет право на две пересдачи в год соответствующих блоков экзаменов.

4.6.4. Пересдача экзаменов осуществляется в соответствии с действующими на дату пересдачи программами подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.

4.6.5. Продолжительность экзаменов при пересдаче определяется:

на первом экзамене:

на письменно-устном экзамене решение о лимитировании времени, отведённого на пересдачу блоков экзаменационного билета, принимает председатель экзаменационной комиссии;

при дистанционном экзамене на каждый блок отводится 18 минут;

 на втором экзамене:

суммарное количество времени для тестирования по каждому блоку, к пересдаче которых допущен претендент.

4.6.6. По результатам пересдачи определяется итоговый результат экзаменов.

5. Выдача квалификационных аттестатов

5.1. Выдача квалификационных аттестатов производится в соответствии с Положением о выдаче аттестатов ИПБ России.

6. Выдача квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членам ИПБ России (ТИПБ), имеющим квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера или квалификационный аттестат профессионального бухгалтера-практика

6.1. Член ИПБ России (ТИПБ), имеющий квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера или квалификационный аттестат профессионального бухгалтера-практика, может получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера в течение срока действия аттестата резерва или аттестата профессионального бухгалтера-практика:

при соблюдении обязанностей члена ИПБ России (ТИПБ) в соответствии с Положением о членстве в ИПБ России (ТИПБ);

 при соответствии квалификационным требованиям к профессиональным бухгалтерам, изложенным в пункте 2.1. настоящего Положения.

6.2. Для получения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера член ИПБ России (ТИПБ) должен предоставить в ТИПБ, следующие документы:

заявление о выдаче квалификационного аттестата профессионального бухгалтера;

копию аттестата резерва профессионального бухгалтера или аттестата профессионального бухгалтера-практика;

копию документа об образовании, заверенную нотариально или печатью учебного заведения, выдавшего документ;

копии документов, подтверждающих стаж работы в должностях, перечисленных в пункте 2.1. настоящего Положения, заверенные нотариально или печатью организации по месту работы;

копии сертификатов либо других документов, подтверждающих повышение квалификации в соответствии с Положением о постоянном повышении квалификации профессиональных бухгалтеров, в объёме не менее 40 часов в год;

копии документов об оплате ежегодных членских взносов.

6.3. ТИПБ в двухнедельный срок со дня получения рассматривает представленные документы и передаёт их в ИПБ России с соответствующей рекомендацией на заявлении о выдаче квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

6.4. ИПБ России вправе обязать члена ИПБ России (ТИПБ), претендующего на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, к повторному тестированию в случае наличия обоснованных претензий к его деятельности.

6.5. По истечении срока действия аттестата резерва или аттестата профессионального бухгалтера-практика член ИПБ России (ТИПБ), претендующий на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, должен пройти обучение по программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и сдать квалификационные экзамены.

6.6. Оформление и выдача квалификационных аттестатов профессионального бухгалтера осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.


Просмотров работы: 650