Ресторанный бизнес в настоящее время является одним из ведущих в сфере обслуживания. И это не только высокодоходный вид экономической деятельности, но и весьма рискованный. В конкурентной борьбе владельцы ресторанов вынуждены решать множество проблем, большая часть которых в настоящее время связана с экономической эффективностью деятельности, управлением персоналом ресторанов и конечно же самой системой обслуживания.
Отрасль общественного питания, а точнее та ее часть, которая связана с системой обслуживания, имеет особую специфику, не присущую, пожалуй, не одной другой отрасли народного хозяйства. Эта специфика, называется - гостеприимство. Цель формирования системы обслуживания на предприятии общественного питания (в первую очередь в барах, кафе и ресторанах) - создание атмосферы комфорта и радушия. Что делает тему обслуживания особенно актуальной.
Проблема качества оказания услуг общественного питания, и в частности, работы системы обслуживания на предприятиях стоит довольно остро. В рамках данной работы будет рассмотрена технология построения системы обслуживания на предприятии общественного питания, проанализирована эффективность системы обслуживания практикуемой в ресторане «Малиновка», ее плюсы и минусы, будут сделаны выводы о возможных методах устранения недостатков.
Цель работы: провести анализ построения системы обслуживания на предприятии общественного питания, проанализировав при этом эффективность системы обслуживания практикуемой на предприятии, и сделать выводы о возможных методах устранения недостатков.
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи :
Объект исследования - ООО «Малиновка», предмет исследования - деятельность данного ресторана.
При выполнении заданий и написании работы были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, анализ литературы, документов.
Была использована литература: Кучер Л.С., Шкуратова Л.М. «Организация обслуживания общественного питания», Богушева В.И. «Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров», внутренние документы организации, периодика, сайты и многое другое.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав и приложения.
•1. Теоретические аспекты тенденций развития предприятий общественного питания и форм обслуживания на них
•1.1. Современное состояние и тенденции развития общественного питания
Экономические перемены и связанные с ними процессы приватизации в общественном питании привели к изменению организационно-правовых форм ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных. Смена собственности этих предприятий привела к расширению ассортимента и улучшению качества услуг, что способствовало обеспечению прибыльности предприятий общественного питания, созданию реальной конкуренции. В результате в нашей стране стал возрождаться рынок общественного питания, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции.
Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования в сфере общественного питания путем поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют: создание и укрепление инфраструктуры общественного питания, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, конкурсов, усиление контроля за качеством продукции и услуг, соблюдение правил торговли.
Предприятия общественного питания в зависимости от функционального назначения, ассортимента реализуемой продукции, разнообразия и сложности изготовления продукции, технической оснащенности, методов обслуживания, квалификации персонала, качества обслуживания, номенклатуры предоставляемых услуг подразделяются на следующие типы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная и другие. Величина каждого из указанных типов характеризуется вместимостью (количеством мест в обеденном зале) и количеством выпускаемых блюд в смену. Оптимальное количество мест в обеденных залах предприятий разных типов составляет: ресторан 50-200; бар винный, молочный, гриль - 25-50; бар пивной - 25-100; кафе общего типа- 50-200; кафе специализированное (молодежное, детское, кондитерская, мороженое, молочное и т. д.) - 25-100; столовая общедоступная 50-200; столовая диетическая - 50-100; столовая раздаточная - 25-50; закусочная общего типа - 25-50; закусочная специализированная - 25-50; кафетерий - 8-50.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на классы: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
а) люкс - художественная выразительность архитектурного ансамбля и интерьера торговых помещений предприятий питания, не имеющих аналогов, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг и ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, кулинарных и кондитерских изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей и закусок для баров;
б) высший - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков, коктейлей и закусок для баров;
в) первый - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных, для баров.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Общие требования к предприятиям общественного питания различных типов определены ГОСТ Р 50762-95.[1]
Для любого типа и класса предприятия общественного питания существуют определенные признаки идентификации услуг, которые применяются при аттестации типа и класса предприятия, а также при сертификации.
Ресторан - предприятие общественного питания, отличающееся широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные напитки, табачные и кондитерские изделия, высоким уровнем обслуживания потребителей в сочетании с организацией их отдыха (музыкально-развлекательная программа, танцы, шоу-балет и так далее). По ассортименту реализуемой продукции различают рестораны: рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран.
В торговых и банкетных залах ресторана предусматривается повышенная сервировка стола, высокое качество приготавливаемых блюд продукции, сервис, а также художественное оформление интерьера. В зависимости от объема и характера предоставляемых услуг, места расположения и связанных с этим расходов создается ценовая политика ресторана, которая определяется размером наценок на реализуемую продукцию и напитки. Потребителю предоставляется возможность ознакомится с ценами на блюда и напитки с помощью меню и карты вин, которые вывешиваются на самом видном месте при входе в ресторан.
Рестораны люкс и высшего класса размещаются в общественных, административных и зрелищных комплексах, в гостиницах, на курортах, аэровокзалах. Рекомендуется также размещать рестораны вблизи исторических и архитектурных памятников. Рестораны первого класса размещают на магистралях (вблизи остановок общественного транспорта), при вокзалах и водных пристанях, в зонах отдыха, в торговых центрах.
В составе помещений для обслуживания потребителей в ресторане обязательным является наличие банкетных залов. Рестораны всех классов самостоятельно разрабатывают ассортиментный перечень блюд с учетом тематической направленности и использования блюд национальной и европейской кухонь.
В ресторанах люкс и высшего класса ассортимент продукции включает преимущественно оригинальные, изысканные и фирменные блюда, напитки и кондитерские изделия.
Фирменные блюда должны отражать особенности национальной кухни, тематическую направленность предприятия. Рекомендуется выполнение особых пожеланий потребителей по изготовлению национальных или фирменных блюд в их присутствии. При наличии на производстве соответствующих продуктов принимаются заказы на изготовление блюд, не включенных в меню.
В ресторанах первого класса обязательным является включение в меню разнообразного ассортимента фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Фирменное блюдо - это блюдо, приготовляемое на основе новой рецептуры и технологии или нового вида сырья и отражающее специфику данного предприятия.
В ресторанах и барах люкс, высшего и первого классов меню и карта вин с эмблемой - фирменным знаком предприятия должны быть напечатаны на двух языках - иностранном и русском. Обложка для меню, поздравительные и пригласительные карточки, буклеты и другие виды печатной рекламы изготовляются на меловой бумаге, картоне или кожзаменителе и содержат название ресторана, эмблему или рисунок, отражающий тематическую направленность предприятия.
Столовая посуда и приборы в ресторанах люкс выполняются по индивидуальному заказу или подбираются с учетом особенностей меню и обслуживания. В ресторанах и барах люкс и высшего класса используются металлическая посуда и столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, фарфоровая посуда с монограммой или художественно оформленная, сортовая посуда из хрусталя и художественно оформленная посуда из выдувного стекла. В тематических ресторанах и в ресторанах с национальной кухней классов люкс, высший и барах класса люкс допускается использование посуды из керамики и дерева. В ресторанах и барах первого класса применяются металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали, полуфарфоровая посуда и посуда из аркопала, сортовая стеклянная посуда без рисунка.
Столовое белье (скатерти фирменные) для ресторанов и баров класса люкс изготавливаются на заказ с учетом художественного замысла, сервировки стола и особенностей интерьера зала. В ресторанах и барах высшего и первого классов используются белые и цветные скатерти и цветные полотняные салфетки индивидуального пользования. В специализированных ресторанах и барах классов высший и первый при наличии столов с полиэфирным покрытием или художественно оформленными крышками допускается замена скатертей индивидуальными салфетками из ткани. В ресторанах и барах первого класса при отпуске комплексных завтраков и обедов вместо полотняных салфеток используются бумажные.
В ресторанах и барах люкс и высшего класса используется мебель повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещения. Основные виды мебели в ресторанах: столы двух-, четырех-, шестиместные (прямоугольные, квадратные, круглые или любой другой конфигурации) с мягкими чехлами; кресла, диваны, банкетки мягкие (в холле и вестибюле); кресла с подлокотниками в обеденном зале, серванты для официантов, столы подсобные, журнальные. В ресторанах и барах первого класса применяется стандартная мебель облегченных конструкций: столы с полиэфирным покрытием и полумягкие кресла.
Обслуживание в ресторанах осуществляется официантами, барменами, метрдотелями, имеющими специальное образование и профессиональную подготовку. В ресторанах, обслуживающих иностранных граждан, работники должны владеть одним из иностранных языков в объеме, необходимом для общения с туристами. Обслуживающий персонал в ресторанах и барах классов люкс и высший должен иметь форменную одежду с эмблемой предприятия; в ресторанах и барах первого класса допускается форменная одежда без эмблемы предприятия.
Рестораны предоставляют потребителям, как правило, обеды, бизнес-ланчи, ужины, а при обслуживании участников съездов, совещаний, конференций - полный рацион питания. В предпраздничные, субботние или воскресные дни рестораны организуют семейные обеды (воскресные бранчи), дегустации блюд национальной кухни, тематические вечера, обслуживают свадьбы, юбилейные торжества, встречи друзей.
Предоставляют рестораны и дополнительные услуги: продажу полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, прием предварительных заказов на приготовление блюд для семейных торжеств и обслуживание гостей на дому, консультации населения по технологии приготовления блюд и сервировке стола, бронирование мест.
В ресторанах люкс и высшего класса в вечернее время организуются концертно-эстраднные представления, выступления солистов. В ресторанах первого класса допускаются любые виды музыкального обслуживания (с использованием музыкальных автоматов, звуко- и видеовоспроизводящей аппаратуры и т.п.).
В настоящее время посетители чаще предпочитают небольшие рестораны на 50-100 мест. В залах ресторанов большой вместимости для создания удобств и уюта выделяются зоны обслуживания с помощью архитектурно-конструктивных и декоративных элементов интерьера, трансформирующихся перегородок и различных приемов размещения мебели.
Вагон-ресторан - предприятие общественного питания, предназначенное для обслуживания пассажиров дальнего следования, в том числе в международном железнодорожном сообщении, разнообразным ассортиментом блюд, напитков и отличающееся повышенным уровнем обслуживания.
Вагон-ресторан предоставляет следующие виды услуг:
а) услуга питания вагона-ресторана представляет собой услугу по изготовлению, реализации, организации потребления разнообразного ассортимента блюд и изделий, в том числе сложного изготовления, включая заказные и фирменные всех основных групп (за исключением первых блюд - в поездах с Продолжительностью следования до суток) из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий;
в) услуги по реализации кулинарной продукции, организации потребления и обслуживанию пассажиров включают продажу кулинарной продукции и покупных товаров; доставку в купе кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, а также комплексных рационов питания;
г) услуги по организации досуга включают музыкальное обслуживание и видеопрограммы;
д) прочие услуги включают продажу сувениров, значков, сопутствующих промышленных товаров; упаковку кулинарных изделий, приобретенных пассажирами в вагоне-ресторане или в вагоне-кафе; упаковку кулинарных изделий, оставшихся после обслуживания пассажиров.
Судовые рестораны организуют обслуживание пассажиров на кораблях морского и речного флота. Благодаря технологическим возможностям производства рестораны, расположенные на судах, в отличие от вагонов-ресторанов могут предоставлять пассажирам более широкий ассортимент продукции. Мировая практика организации ресторанов на судах предусматривает функционирование их в составе крупных развлекательных комплексов на плаву, включающих также коктейль-бары, казино, кафе и др.
Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные напитки, алкогольные и безалкогольные напитки, коктейли, закуски, десерты, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, покупные товары.
В барах люкс ассортимент продукции состоит преимущественно из оригинальных, изысканных заказных и фирменных, в том числе национальных, блюд, изделий и напитков. В барах высшего и первого классов имеет место разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Карта вин баров люкс и высшего класса включает разнообразный ассортимент коктейлей, пуншей, грогов и других смешанных напитков, соков. В барах первого класса - коктейли и напитки несложного приготовления, а также заказные и фирменные напитки.
Обслуживание в барах люкс и высшего класса осуществляют бармены, в барах первого класса - официанты и метрдотель в зале, и бармен за барной стойкой.
В барах предлагают различные виды музыкального обслуживания (музыкальные автоматы, звуко- видеовоспроизводящая аппаратура и т. п.).
В зависимости от ассортимента реализуемых напитков и продукции, способов приготовления бары подразделяются на молочные, пивные, винные, кофейные коктейль-бары, гриль-бары; от специфики обслуживания потребителей видео-бар, варьете-бар.
Коктейль-бар специализируется на приготовлении и реализации смешанных напитков. Открываются коктейль-бары при ресторанах и гостиницах; могут быть классов люкс, высший и первый. Коктейль-бары рассчитаны на 25-40 мест.
Коктейль-холл отличается от коктейль-бара большей вместимостью зала (50, 75, 100 мест). Относятся они к предприятиям классов люкс, высший, первый.
Варъете-бар - это бар с музыкально-эстрадным представлением. Фактически он является коктейль-баром.
Диско-бары открывают в отдельно стоящих зданиях и работают они преимущественно в ночное время. В зале оборудуют место для танцев.
Молочные бары специализируются на приготовлении и реализации молочных и сливочных коктейлей, мороженого, взбитых сливок, молока, изделий из творожной массы, мучных кондитерских изделий, кофе, чая, соков, фруктовых и минеральных вод.
В пивных барах предлагают бутылочное и разливное пиво, холодные и горячие закуски, бутерброды, соки, фруктовые и минеральные воды.
Гриль-бар - очень распространенный тип бара, оснащенный специальным оборудованием для приготовления мяса, птицы, рыбы на вертеле (гриль-аппараты). Ассортимент кулинарных изделий в гриль-барах, как правило, постоянный.
Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Кафе реализуют фирменные, заказные блюда, изделия и напитки, предлагают широкий ассортимент горячих и холодных напитков, холодных блюд и закусок, вторых горячих блюд, в том числе фирменных, заказных с учетом специализации. Из первых блюд допускаются только бульоны.
Кафе, так же как и рестораны, бары, сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей. Обслуживание ведется официантами, барменами, метрдотелями, допускается и самообслуживание. В кафе применяется металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали, фарфоровая, полуфарфоровая посуда и посуда из аркопала, сортовая стеклянная посуда без рисунка и бумажные салфетки. В отдельных видах кафе допускается использование белых или цветных скатертей, полотняных салфеток.
Меню в кафе, столовых и закусочных печатают на пишущей машинке или компьютере на национальном и русском языках и вкладывают в обложку из плотной бумаги с художественным оформлением. Музыкальное обслуживание предполагает использование стереофонической радиоаппаратуры. Кафе различают по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная. По контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.
Кафе-кондитерская - предприятие, которое приготовляет и реализует разнообразные мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, горячие напитки, молочные коктейли, сладкие блюда, прохладительные напитки. В этих кафе применяется самообслуживание или обслуживание официантами, рассчитаны они на 25, 50, 75, 100 мест.
Столовая - наиболее распространенный тип предприятия общественного питания, производящего и реализующего блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
В зависимости от места расположения и обслуживаемого контингента потребителей столовые подразделяют на общедоступные (обслуживающие население микрорайона города) и при производственных предприятиях, учебных заведениях. Ассортимент продукции общедоступной столовой включает холодные блюда и закуски, молоко и кисломолочные продукты, первые, вторые горячие и сладкие блюда, горячие и холодные напитки, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия. Возможна реализация фирменных и заказных блюд.
Для диетических столовых рекомендуется включение в меню не менее 5-6 диет, в диет отделениях - не менее 3.
В столовых, обслуживающих определенные контингенты (рабочих, студентов, школьников), предлагаются комплексные рационы питания (завтраки, обеды, ужины). Блюда отпускают с линии прилавков самообслуживания или используют предварительное накрытие столов в обеденном зале.
В столовых используется металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фаянсовая посуда, сортовая стеклянная Посуда из прессованного стекла. Для сервировки столов используют бумажные салфетки. В залах общедоступных столовых устанавливают двух-, четырех-, шестиместные столы с гигиеническим покрытием. Меню печатается и вывешивается у входа в зал столовой, а также на линии раздачи в узле расчета.
Расчет за питание производится через контрольно-кассовые машины, посредством абонементов или абонементных книжек, именных дисконтных карт. В Столовых организуется отпуск обедов на дом, продажа полуфабрикатов и кулинарных изделий, для этого выделяют специальное помещение магазина кулинарии или организуют отдел полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные различают по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая и т. д.). В меню закусочных общего типа включают холодные и горячие закуски несложного приготовления, бульоны или супы, небольшой ассортимент вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий. В закусочных применяется металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали, полуфарфоровая и фаянсовая посуда, сортовая стеклянная посуда из прессованного стекла. Допускается применение посуды разового пользования из картона, пластмассы. Для сервировки столов в зале используют бумажные салфетки. В закусочных устанавливается стандартная мебель обычных конструкций соответствующая интерьеру помещения, высокие столы для приема пищи стоя. Метод обслуживания - самообслуживание.
1.2. Форма и методы обслуживания и организации услуг на предприятиях общественного питания.
На предприятиях общественного питания применяются следующие формы обслуживания: самообслуживание, обслуживание персоналом и комбинированный метод.
Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают отобранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20-30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание.
При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. При частичном самообслуживании большую часть операций выполняет обслуживающий персонал. Примером частичного самообслуживания является предварительное накрытие столов в столовых на производственных предприятиях и в учебных заведениях, где установлен единый обеденный перерыв. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, и убирают использованную посуду на конвейер. По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предварительным, последующим, непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и саморасчетом. При самообслуживании с предварительным расчетом потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки или талоны в кассе, а затем по этим чекам или талонам получают выбранные блюда на раздаче. Недостатком этой формы обслуживания является низкая пропускная способность раздачи в связи с тем, что повара, осуществляющие порционирование блюд, должны просматривать и сортировать чеки или талоны на блюда. 3начительное ускорение при применении этой формы обслуживания достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам или чекам.
Самообслуживание с последующим расчетом может быть с расчетом в конце раздаточной линии. При этом потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость. Преимуществами этой формы обслуживания являются возможность выбора блюд потребителями, освобождение поваров, осуществляющих порционирование блюд, от разбора чеков, благодаря чему основное внимание они уделяют отпуску блюд, а также ускорению обслуживания потребителей.
Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск продукции и расчет с потребителем осуществляются одним работником. Чаще всего эта форма обслуживания применяется в закусочных.
При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в конце раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение этой формы обслуживания способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость продукции и выбивает чек, а второй осуществляет расчет с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1,5-1,6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой.
Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс.
При комбинированном методe предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, при обслуживании участников совещаний, конференций, симпозиумов гости самостоятельно выбирают закуски, десерты, напитки и другие изделия на раздаточных прилавках или фуршетных столах, а первые и вторые блюда подают официанты. Расчет за питание производится после приема пищи при выходе из зала.
При организации завтраков, обедов и ужинов используются следующие методы обслуживания:
а) а-ля карт (a la carte) - гости из карты-меню блюд и напитков выбирают то, что им больше всего нравится, после чего заказ передается на кухню и сразу же начинается приготовление и сервировка заказанных блюд и напитков. Официант активно помогает гостям выбирать блюда и напитки;
б) а парт (a part) - гости делают заказ предварительно, обслуживание осуществляется в строго установленный промежуток времени;
в) Табльдот (table d´hote) - отличается от предыдущего метода тем, что все гости обслуживаются в одно и то же время и по одному и тому же меню;
г) «шведский стол » - гости сами выбирают из большого ассортимента блюд понравившиеся;
д) буфетное обслуживание - основано на использовании принципа самообслуживания. Ассортимент блюд и закусок пополняется официантом или буфетчиком, который также выполняет ряд других функций: открывает бутылки с напитками, готовит чай или кофе, убирает использованную посуду и приборы.
1.3. Специальные формы организации обслуживания
Специальные формы обслуживания в ресторанах организуются с одной целью - ускорить обслуживание большого количества посетителей с ограниченным запасом времени. Такая форма используется для обслуживания участников конгрессов, конференций, симпозиумов и т.д. К специальным формам организации питания в ресторанах относятся такие, как: «зал-экспресс», «стол-экспресс», «шведский стол».
1) Зал-экспресс или бизнес-ланч организуется в ресторанах для ускорения обслуживания посетителей с ограниченным обеденным перерывом, такой зал располагает небольшим количеством посадочных мест, от 40 до 50, и обслуживает его бригада из четырех человек. Меню представляет собой комплексный обед, состоящий из четырех блюд: холодная закуска, первое блюдо, второе горячее и десерт. Стоимость хлеба включена в цену обеда.
Ко времени обеда все столы в зале-экспрессе должны быть подготовлены к приему посетителей. Сервировка обеденного стола состоит из пирожковой тарелки, столовых приборов, фужеров. На каждый стол кладут меню. Как только посетители сядут за стол, официант ставит закуску, сладкое (закуска и сладкое могут быть поставлены заранее), а затем приносит - первое блюдо, а вслед за ним второе и сладкое. Обычно на такой обед посетитель затрачивает 15-20 мин. Стандартная стоимость обеда облегчает и ускоряет расчет посетителя с официантом. Расчет может быть произведен и по кассовому чеку, который выдается после оплаты.
2) Стол-Экспресс. Конструкция этого стола разработана в ленинградском ресторане «Нева», называют его еще «репинским», так как конструктивно он близок к разработанному художником обеденному столу.
Стол-экспресс рассчитан на 20 человек, имеет круглую форму, с поворотной центральной частью, на которой устанавливают разнообразные закуски, блюда, кулинарные и кондитерские изделия, соки, напитки. Посетители, сев за стол, поворачивают за ручку центральный поворотный стол и по своему выбору берут те или иные блюда. Горячие напитки подает официант, после чего посетитель рассчитывается с официантом.
3) «Шведский стол». Организация питания по типу «шведский стол» заключается прежде всего в ускорении обслуживания больших групп иностранных туристов, участников конференций, конгрессов и т.п.
Время на получение и прием пищи в среднем во время завтрака 15-20 мин, обеда и ужина 25-30 мин.
При обслуживании по типу «шведский стол» посетителям не приходится ждать, когда официанты принесут им заказанные блюда и выпишут счет. Они сами по своему вкусу выбирают блюда. Для организации в ресторане обслуживания выделяют отдельный зал или часть его, удобную для обслуживания. На видном месте у кассы вывешивают информацию о часах работы «шведского стола», стоимости завтрака или обеда.
Для обслуживания «шведского стола» создается бригада официантов. Каждый работник, входящий в бригаду, выполняет конкретный вид работы. Особенность обслуживания «шведского стола» заключается в том, что бригадир официантов или поваров получает по заборным листам или счету продукцию на завтрак или обед и совместно с членами бригады расставляет ее на «шведском столе», следит в течение дня за ассортиментом, по мере реализации пополняет его недостающей продукцией на основании дополнительных записей в заборном листе.
Бригада официантов сервирует обеденные столы, убирает использованную посуду. По просьбе посетителей официанты могут обслужить их за столом - с учетом возраста, физических недостатков и других причин.
«Шведский стол» представляет собой большой стол в центре зала, на котором расставлены блюда с закусками. По краям стола ставят закусочные тарелки стопками по 5-6 шт. В зале у стен расставляют четырехместные столы, сервируют их мелкими тарелками, ставят фужеры, минеральную воду, кладут приборы.
Туристы или другие посетители, взяв поднос со специального стола, стоящего при входе в зал, подходят к большому столу и самостоятельно выбирают закуску. Затем на небольшом отдельном столе выбирают первое блюдо. Пока посетители едят закуску и первое блюдо, официанты расставляют вторые горячие блюда, ставят мелкие тарелки. Рядом с каждым блюдом кладут приборы для раскладки. Сладкие блюда, кофе развозят на тележках.
В некоторых гостиницах для иностранных туристов при организации их питания по типу «шведского стола» в обеденном зале устанавливается линия прилавков для самообслуживания. Линия представляет собой комплекс оборудования, в состав которого входят:
Посетители, подойдя к линии раздачи, по выбору подбирают комплексный завтрак или обед, при этом сами себе накладывают на тарелки гарниры, вторые блюда и т.п.
Во время обеда в торговом зале можно организовать выносной бар с винно-водочными и табачными изделиями, которые предоставляются посетителям за наличный расчет.
Меню обеда и ужина для групп иностранных туристов, а также туристов своей страны составляется работниками ресторана на основании лимитов на питание. Меню для иностранных туристов составляется с участием гида-переводчика. Меню подписывают директор ресторана, заведующий производством и калькулятор. Меню должно быть разнообразным по дням недели с учетом вкусов и запросов иностранных туристов. В лимит стоимости питания туристов не включаются винно-водочные и табачные изделия.
В необходимых случаях ресторан должен обеспечить иностранных туристов диетическими и вегетарианскими блюдами.
На столы иностранных туристов ставятся флагштоки и флажки стран, из которых они прибыли.
По желанию индивидуальных туристов администрация ресторана обязана обеспечивать им подачу питания в номера гостиницы, за что с туристов взимается дополнительная плата.
Обслуживание участников съездов, конференций, фестивалей, форумов, совещаний. Эта форма обслуживания практикуется в ресторанах при гостиницах или в кафе и поэтажных буфетах. Участники съездов, конференций, фестивалей, форумов, совещаний обеспечиваются трехразовым питанием, включающим завтрак, обед, ужин. Администрация ресторана заранее уведомляет о сроках и режимах работы съездов (форумов, совещаний), количестве участников. Определяется время посещения ресторана, стоимость дневного рациона и порядок расчета. Меню составляется заранее и согласовывается с заказчиком - представителем соответствующей организации. Могут быть предложены варианты комплексных завтраков, обедов, ужинов.
Администрация ресторана должна учитывать то, что одновременно будут обслуживаться большое количество посетителей, располагающих ограниченным временем, и что потребуются быстрота и четкость работы официантов. Количество обслуживающих официантов определяется из расчета: не более 8 посетителей на 1 официанта. Кроме того, выделяются подсобные рабочие для сбора посуды.
За каждым участником делегации закрепляется место за столом. В целях ускорения обслуживания. Столы сервируются заранее. К завтраку стол сервируется чашками для чая или кофе, заранее выставляют молочнокислые продукты. Во время обслуживания горячие напитки можно подавать в чайниках или кофейниках, чтобы гости могли налить их сами. Хлеб нарезается заранее, укладывается на тарелки или в хлебницы, ставится на столы и покрывается салфеткой. К обеду на столы ставятся бутылки с минеральной и фруктовой водой, фрукты, хлеб, закуски на тарелках или в салатниках, сладкие блюда (кисели, компот, мусс, крем, желе). Применяется новое оборудование: салат-бар, передвижные мармиты, шведский стол, охлаждаемые витрины для напитков.
Питание участников может быть организовано как за наличный расчет, так и по талонам. Официант рассчитывается с кассиром этими талонами как деньгами. Расчет с кухней и буфетом за отпущенные блюда производится кассовыми чеками. Если расчет производится за наличные деньги, то официант выписывает счет и получает деньги.
В перерываx между заседаниями может работать буфет (фуршетный стол), организуемый по месту проведения заседаний. На столы ставят тарелки, стаканы, термосы с кофе, бульоном, кладут столовыe приборы. Каждый стол обслуживают 2-3 официанта: первый следит за пополнением проданной продукции, второй убирает использованную посуду и приборы, пополняет их запас, третий производит расчет.
К прогрессивным технологиям обслуживания в общественном питании относится организация выездного обслуживания по системе кейтеринг. Термин "кейтеринг" (от англ. catering - общественное питание, ceter - поставлять продукцию, обслуживать потребителя) обозначает действия работника или предприятия, поставляющего продукты питания, напитки, посуду и все необходимое для организации приема, банкета вне ресторана или обслуживания спортивных игр и других крупных зрелищных мероприятий.
Существуют следующие виды кейтеринга:
Развитие индустрии кейтеринга и увеличение запросов потребителей способствует тому, что один и тот же поставщик услуг может предлагать несколько вариантов обслуживания.
Кейтеринг в помещении имеет много общего с ресторанным обслуживанием. Заказчику сервисных услуг (фирме) предлагают оборудованные помещения для проведения различных мероприятий. Это могут быть аванзалы, банкетные залы для проведения комбинированных приемов, кухня для подготовки продуктов и приготовления блюд, помещение с холодильными шкафами для хранения продуктов; помещения для хранения напитков, столовой посуды и приборов, столового белья, аксессуаров, необходимых для оформления столов и залов.
Преимущество этого вида кейтеринга заключается в экономии времени для подготовки выездного мероприятия (доставка, установка необходимого оборудования, кухонной посуды, инвентаря).
Недостаток - ресторан выездного обслуживания, предоставляющий этот вид услуг, несет большие издержки по оплате лизинга (помещения, оборудования), страховки, накладных и производственных расходов.
Кейтеринг вне ресторана наиболее популярен в индустрии питания. Он предусматривает обслуживание на территории заказчика в соответствии с его требованиями. Характерным примером является деятельность ресторанов выездного обслуживания по организации приемов, банкетов в здании фирмы, на загородной даче, в квартире и т.д. В порядке подготовки к банкету работники ресторана знакомятся с помещениями, которые выделены для его проведения. На основании сделанного заказа рассчитывают количество посуды, приборов, столового белья. Одновременно менеджер, организующий выездной банкет, определяет количество официантов.
Преимущество кейтеринга вне ресторана состоит в том, что многие издержки (аренда помещений, накладные расходы, оплата коммунальных услуг, налоги) могут быть значительно ниже, чем для кейтеринга в помещении.
Недостаток - высокие расходы на транспортные средства и специальное оборудование для хранения и доставки приготовленных блюд, кулинарных и кондитерских изделий, напитков.
Социальный кейтеринг - предоставление услуг по приготовлению блюд для проведения общественного мероприятия. Основное отличие этого вида кейтеринга заключается в том, что процесс приготовления блюд происходит на территории и оборудовании заказчика и под его контролем. Потребитель и исполнитель услуг социального кейтеринга (предприятие общественного питания или индивидуальный предприниматель) заранее согласовывают дату, меню, особенности сервировки столов и обслуживания гостей. В обязанности предприятия общественного питания (или индивидуального предпринимателя) входит также уборка помещения после проведения мероприятия. Услугами социального кейтеринга пользуются при организации семейных торжеств с небольшим количеством приглашенных (от 10 до 50 человек). Для обслуживания семейного торжества потребуется 4 - 5 человек (один опытный повар и один - два помощника, один официант и один бармен). Таким образом, преимущество социального кейтеринга - небольшие накладные расходы и отсутствие расходов на оборудование. Предприятие общественного питания может предоставить заказчику согласно договору лишь отдельные предметы для сервировки стола и аксессуары для придания элегантности столу.
Разъездной кейтеринг - доставка полуфабрикатов на строительные и съемочные площадки, в офисы, где требуется обеспечить питанием группы людей. Для приготовления пищи из полуфабрикатов на территории заказчика предприятию общественного питания - исполнителю услуги требуется специализированное передвижное оборудование. Поэтому этот вид кейтеринга связан со значительными финансовыми затратами.
Розничная продажа готовой кулинарной продукции является разновидностью кейтеринга, если предприятие общественного питания осуществляет доставку горячих блюд на дом. Другой пример данного вида кейтеринга - это торговля продуктами питания (бутербродами, выпеченными изделиями, покрытыми прозрачной пленкой или целлофаном), а также прохладительными напитками во время проведения спортивных соревнований, фестивалей, карнавалов и других общественных мероприятий с большим количеством участников.
Компьютеризация предприятий общественного питания позволяет облегчить работу менеджеров по составлению договоров с заказчиками, прейскурантов на услуги, связанные с обслуживанием мероприятий по кейтерингу, отчетов и других документов; дает возможность сохранить информацию о заказах, которая впоследствии может быть использована для подготовки программ по продвижению новых блюд и напитков. Автоматизированная система кейтеринга может составить заказ для кухни (перечень и количество блюд), заказ на напитки для сервис - бара; заказ на продукты и необходимый инвентарь, столовую посуду и приборы для организации обслуживания.
VIP - кейтеринг предусматривает выездное ресторанное обслуживание с привлечением высококвалифицированных повара и официанта. В помещении заказчика и под его наблюдением осуществляется полный цикл обработки продуктов и приготовления блюд. Данные лица могут сопровождать заказчика в длительных турне.
Повышению качества обслуживания способствует высокое мастерство и уровень профессиональной подготовки работников - как руководителя, так и заведующего производством, метрдотеля, официантов, работающих в единой связке и обращающих внимание на все детали обслуживания. Высокий уровень обслуживания достигается за счет четкой системы подготовки и повышения квалифицированных кадров, организации тренинга персонала, профессиональных конкурсов и учета индивидуальных возможностей работников.
Культура и качество обслуживания непосредственно влияют на результаты хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. С ростом культуры обслуживания растет число потребителей, увеличивается товарооборот, повышается рентабельность предприятий; снижаются издержки обращения.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ООО «МАЛИНОВКА» И МЕРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
2.1. Характеристика ООО «Малиновка» и структурная схема торговых помещений
Ресторан «Малиновка», расположенный в городе Екатеринбурге по адресу ул. Металлургов, д.6А, можно отнести к заведениям высшего класса, т.к. он отличается изысканностью интерьера, высоким уровнем комфорта, широким ассортиментом оригинальных, заказных и фирменных блюд и напитков по высоким ценам.
Важно отметить, что еще два года назад екатеринбургский рынок ресторанов и кафе в сегменте высоких ценовых категорий развивался медленно[2]. Во многом это было связано с общим уровнем гастрономической культуры клиентов, которая в условиях снижения общего уровня культура, также остается низкой. Влияние на замедление темпов развития отрасли оказал и экономический кризис, ударивший по всем сферам бизнеса. По словам экспертов[3], многие рестораторы отметили снижение суммы среднего чека в ресторанах, падение объемов продаж и посещаемости заведений. Так, количество посещений в заведениях высокого ценового сегмента снизилось в половину, а средний чек сократился примерно на 15%. Эти явления стали следствием снижения доходов большинства граждан. Ресторанный бизнес, как и вся сфера развлечений, одним из первых принимают на себя удар в этом случае.
В особенно сложной ситуации во время кризиса оказались авторские рестораны, т.к. они априори имеют меньше возможностей для маневров, а их аудитория - более узкая. Ресторан «Малиновка», также относящийся к категории авторских ресторанов, не входит в число крупнейших игроков на екатеринбургском рынке подобных заведений, но свою долю рынка во время кризиса сумел удержать. Однако, на сегодняшний день ситуация на рынке выравнивается, о чем свидетельствует первый сигнал - возвращение гостей в рестораны. По сравнению с 2010 годом в 2011 число гостей в ресторане « Малиновка» выросло в 2 раза.
На сегодняшний день самые крупные игроки на екатеринбургском рынке авторских ресторанов и кафе - компания «Реста Менеджмент» (The Rosy Jane, «Троекуровъ», «Пан Сметан») и ООО «Ресторан» («Русская охота», «Вечера на хуторе», «Русская изба», «Чайкоффский», «Фигаро», МiO). Остальные участники рынка работают в меньших объемах и владеют одним-тремя заведениями.
Дадим краткую характеристику ресторана «Малиновка».
Идея ресторана связана с музыкальной комедией «Свадьба в Малиновке» - лидера проката 1963 года. Интерьер заведения выполнен соответственно тематике. В ресторане царит деревенская атмосфера. При этом заведение характеризуется «совсем не деревенским обслуживанием и качеством сервиса». В меню ресторана представлена русская, украинская и мексиканская кухни. Блюда в основном традиционные, знакомые большинству посетителей.
К помещениям для организации обслуживания гостей ресторана относятся торговые залы банкетные залы, вестибюль, гардероб, мужские и женские туалетные комнаты. В группу торговых помещений входят также, подсобные помещения - сервизная и моечная столовой посуды.
Вестибюль - это помещение, куда прежде всего попадает посетитель при входе в ресторан. Архитектура, цветовое решение, элементы информации воздействуют на психику, эмоции гостя ресторана, его настроение. В ресторане «Малиновка» он выполнен в оригинальном стиле двора украинской хаты. Потолок представляет собой бескрайнее степное небо, где на голубом фоне неспешно куда-то плывут облака. Тут же стоит тележка с хворостом, за которой сразу располагается стойка гардероба, который выполнен в стиле стены и крыши деревянного сарая здесь вам улыбнется украинский хлопец и примет у вас верхнюю одежду. К вестибюлю примыкают туалетные комнаты все, в которых, за исключением сантехники выполнено в деревенском стиле. Так же в вестибюле располагается ресепшен где вас всегда встретит обаятельная и красивая девушка и поможет выбрать наиболее удобный столик, а провожая, угостит наливным яблочком на дорожку. В ресторане не предусмотрен аванзал - зал ожидания, зато вестибюль оборудован мягкими скамейками на которых, удобно расположившись можно дождаться свободного столика и большими зеркалами с искусственно состаренным зеркальным покрытием, перед которыми гости ресторана могут поправить прическу и лишний раз убедится в собственной неотразимости. Здесь всегда можно взять свежие информационно-развлекательные издания и глянцевые журналы.
К недостаткам вестибюля можно отнести небольшую площадь, недостаточное количество мест в гардеробе, и отсутствие специальной курительной комнаты.
Ресторан имеет два основных зала: зал русско-украинской кухни - ресторан «Малиновка» и зал латиноамериканской кухни - бар «Мачо-Пикчо». Первый зал имеет вместимость 90 мест, второй 45 мест. Схемы расстановки столов в ресторане «Малиновка» приводится в приложении № 2.
Залы ресторана являются центром архитектурно-планировочного решения. Декоративные и архитектурные элементы залов располагают посетителей к отдыху в уютной обстановке.
Зал ресторана «Малиновка» выполнен в стиле интерьеров и внутреннего убранства украинской хаты с выбеленными потолками, искусственно состаренной штукатуркой, деревянными перегородками и большим количеством всевозможных предметов обихода свойственных станичному быту. По залу протекает искусственный ручей с небольшим водопадом и заводью. Есть здесь и домашние разносолы, и бутылки с горилкой, старинные утюги, и старинный патефон и даже пулемет «Максим». Все эти элементы интерьера призваны воссоздать атмосферу знакомого всем нам с детства фильма «Свадьба в Малиновке» с его озорным весельем, радушием и неподдельным гостеприимством, свойственным казачьей станице. Как видно из схемы расположения столов, пространство в зале удачно зонировано так, что находясь за любым столиком в зале, гости чувствуют себя комфортно и уединенно. Выполнив небольшую трансформацию деревянных перегородок, есть возможность проводить небольшие банкеты в банкетных комнатах, которые при обычном режиме работы функционируют как часть общего зала.
В одной из этих банкетных комнат организована зона для некурящих посетителей. Несколько дней в неделю в вечернее время в ресторане проходят выступления музыкантов. Стиль выступлений имеет фоновый характер, и они не мешают общению гостей ресторана.
Второй зал - бар Мачо-Пикчо выполнен в стиле салуна дикого запада с развешанным на стенах декоративным оружием, сомбреро, шкурой добытого бизона, длинной барной стойкой, и живыми кактусами на столах. Зал имеет вытянутую форму с расположением столов вдоль одной линии за маленькими дверками- перегородками, открывающиеся в обе стороны. В зале также выполнено зонирование пространства - столики удобно располагаются в нишах. Особой изюминкой ресторана является гриль, где на живом огне жарятся стейки из отборнейшего мяса для гостей. К минусам зала можно отнести затрудненность проведения банкетных мероприятий, в силу неразборности конструкций интерьера зала.
Освещение ресторана имеет, смешанный характер и представляет собой большое количество небольших люстр выполненных в соответствующем стиле с лампами накаливания равномерно распределенных по залу и некоторое количество местных светильников, что дает возможность регулировать уровень освещенности в различных участках зала. Предприятие оборудовано хорошей системой вентиляции и кондиционирования воздуха.
В летний период времени функционирует крытая летняя веранда ресторана на 45 посадочных мест выполненная в деревенском стиле имеющая отдельный вход и сообщающаяся с кухней ресторана через мексиканский зал.
ООО «Малиновка» представляет собой сложную экономическую систему, в которой лежит взаимодействие материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Фирма состоит из отдельных структурных подразделений, обеспечивающих ее развитие. Под организационной структурой фирмы понимается комплекс производственных и обслуживающих подразделений, а также организационных звеньев управления предприятиями, их количество, величина, взаимосвязи и соотношения между этими подразделениями по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.
Структура управления предприятием представлена в приложении №1.
Одну из ведущих ролей в составе производственных подразделений играют основные производственные цеха. В них выполняются операции по непосредственному изготовлению основной кулинарной продукции, предназначенной для реализации в ресторане. Не менее важную роль в деятельности предприятия играют подразделения обслуживающего персонала.
Производственные службы, предназначенные для обслуживания основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению сырьем, продуктами и напитками, ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др., а также клининговая служба предприятия.
Основными видами деятельности ресторана «Малиновка» являются:
Ресторан «Малиновка» предоставляет услугу питания ресторана, что представляет собой услугу по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий, оказываемую квалифицированным и производственным персоналом в условиях повышенного комфорта и уровня материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ресторана «Малиновка» являются:
Основной целью создания ООО «Малиновка» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Для выполнения уставных целей ресторан «Малиновка» имеет право самостоятельно:
2.2. Характеристика системы обслуживания на предприятии
Авторитетным журналом «Ресторатор» в 2005г. было проведено маркетинговое исследование факторов влияющих на выбор ресторана. При опросе моделировались 5 основных ситуаций[4]:
Семейные ценности. Согласно мнению экспертов, потребители, выбирая ресторан для посещения всей семьей, больше всего обращают внимание на стоимость блюд - 83% опрошенных отметили значимость этого фактора. На втором месте - вкусовые качества блюд (66%). Третье место занимает качество обслуживания в ресторане (61,7%). Кроме того, немаловажное значение при выборе ресторана для посещения всей семьей имеет наличие системы вентиляции в ресторане (55,3%) и близость ресторана относительно основных пешеходных маршрутов (48,9%).
В то же время анализ ответов экспертов выявил несколько факторов, играющих наименьшую роль при семейном походе в ресторан. Это престижность заведения (только 4,3% экспертов отметили этот фактор), широкий выбор спиртных напитков (4,3%) и мода на подобные заведения (10,6%).
Деловые люди. При выборе ресторана для деловой встречи на первое место, по степени значимости для потребителей, выходит качество обслуживания. Так считают 76,6% экспертов. Чуть меньшее число процентов (72,3%) набрал пункт "престижность заведения". На третьем месте - уровень шума в помещении (70,2%). Следует отметить еще три фактора, хоть не являющихся топовыми, но все равно отмеченных многими экспертами: наличие парковки возле ресторана (63,8%), контингент посетителей (59,6%) и интерьер (также 59,6%).
Среди факторов, которыми можно пренебречь при выборе ресторана для деловой встречи, на первом месте находится размер ресторана (19,1%). Второе место делят между собой широкий выбор блюд и широкий выбор спиртных напитков (21,3%). Третье место занимает стоимость блюд (25,5%).
Друзья. В ситуации, когда потребитель выбирает ресторан для встречи с друзьями, на его решение, в первую очередь, влияют широкий выбор спиртных напитков (так считает 70,2% экспертов), стоимость блюд в заведении (68,1%), а также такие факторы, как наличие рядом метрополитена и качество обслуживания (по 57,4% экспертов). Помимо этого к значимым факторам можно отнести высокие вкусовые качества блюд и близость относительно основных пешеходных маршрутов. К наименее значимым факторам можно отнести престижность заведения (14,9%), размеры ресторана (19,1% экспертов) и контингент посетителей (23,4%).
Романтический ужин. Если человек выбирает ресторан для романтического ужина, то для него, по мнению экспертов, наиболее значимым является интерьер заведения (78,7%). На втором месте высокие вкусовые качества блюд (74,5%). Третье место занимает качество обслуживания (68,1% экспертов). Не менее важными являются такие факторы, как вид кухни (66% экспертов) и уровень шума в помещении (59,6% экспертов).
Банкеты. Результаты опроса показали, что при выборе ресторана для проведения банкета самыми значимыми для потребителя являются такие факторы, как стоимость блюд (мнение 70,2% экспертов), качество обслуживания (61,7%) и наличие системы вентиляции помещения (57,4% экспертов). Отметим также факторы: размеры ресторана (53,2%) и наличие парковки возле ресторана (тоже 53,2%). К наименее значимым факторам можно отнести престижность заведения (14,9%), вид кухни (14,9%) и контингент посетителей (14,9%).
Обслуживание. Существует множество классификаций ресторанов: по формату, по среднему чеку, по кухне и так далее. В том числе, их можно разделить и по способу обслуживания гостей. Попытка выяснить, каковы предпочтения посетителей в отношении способа обслуживания, показали, что посетители, в основной своей массе, консерваторы и предпочитают, чтобы в ресторане их обслуживали официанты. Человек идет в ресторан, чтобы расслабиться и поесть в комфортных условиях. И любой вид самообслуживания в этом смысле предполагает нарушение желаемого комфорта. Большая часть экспертов (55,3%) отметили, что посетители предпочитают официантское обслуживание, а 27,7% экспертов - что посетителей привлекает смешанный вариант (рестораны, где гостей обслуживают официанты, но есть возможность некоторые блюда брать самим).
Самообслуживание, по мнению экспертов, мало привлекательно для посетителей. Только 12,7% из них считают, что посетители предпочитают рестораны, работающие по концепции "фри-фло". И лишь 4,8% экспертов уверены, что посетителям нравится способ организации "шведский стол".
Дополнительные услуги. Практически каждый ресторан предлагает те или иные дополнительные услуги. По мнению экспертов, всегда будут востребованы рестораны, где играет живая музыка (53,2% экспертов), где осуществляется продажа на вынос (44,7% экспертов), где есть возможность забронировать столик заранее (42,6% экспертов), где есть вечерние шоу-программы (36,2% экспертов) и можно организовать банкет (36,2% экспертов). Удивил тот факт, что услуга караоке, которое традиционно считается очень популярной, практически не интересует гостей ресторанов. Всего 4,3% экспертов отметили, что эта услуга востребована среди потребителей.
Сейчас некоторые рестораны предлагают своим гостям услугу подключения к Интернету. Но, как показало исследование, спрос на нее еще очень мал. Только 2,1% экспертов считают, что эта услуга востребована среди клиентов.
Позитив. Сравнительный анализ мнений экспертов позволяет проследить то, как меняются приоритеты в выборе ресторана в зависимости от конкретной ситуации. Неизменно высокими остаются позиции такого фактора, как качество обслуживания. Таким образом, при прочих плюсах и минусах, если качество обслуживания в ресторане высокое, то это уже делает заведение заметным для посетителя. В тоже время "поведение" фактора стоимость блюд очень неоднозначно. Так, он является одним из важнейших при выборе ресторана для посещения всей семьей, встречи с друзьями и банкета.
Существует распространенное мнение, что самым главным для потребителя является престижность заведения, но данные, полученные в результате опроса, это опровергают. Престиж важен только, когда потребитель отправляется на деловую встречу. Во всех остальных случаях потребитель не придает этому большого значения.
Опять-таки, вопреки устоявшемуся мнению, большинство потребителей при выборе ресторана не ориентируются на то, является ли это заведение модным. В какой бы ситуации человек не принимал решение, этот фактор будет наименее значимым из всех.
Характерно, что такой фактор, как уровень шума, особенно важен для тех, кто собирается на деловую встречу или романтическое свидание. Очевидно, что целью этих встреч является, в первую очередь, общение друг с другом, а громкая музыка будет мешать. Наличие системы вентиляции, казалось бы, немаловажный фактор в любой ситуации выбора, но, на самом деле, он имеет значение лишь при выборе ресторана для банкета и посещения всей семьей.
Интересно, что контингент посетителей важен только при выборе ресторана для деловой встречи. Во всех остальных случаях этот фактор не является ключевым при принятии решения. Такой фактор, как интерьер, важен лишь для деловой встречи и романтического ужина.
Негатив. Анализ ответов экспертов показал, что на первом месте, по значимости, в ряду факторов, негативно влияющих на выбор потребителей, стоит очень низкое качество обслуживания (87,2% экспертов). Не менее губительно на репутацию ресторана действуют плохие вкусовые качества блюд 85,1%. "Почетное" третье место в негативном хит-параде заняли высокие цены на блюда (78,7% экспертов). Кроме того, эксперты считают, что посетителей отталкивают факторы: в помещении очень душно и накурено (72,3%)[5].
Чтобы узнать, насколько успешен тот или иной ресторан, необходимо дать ему максимально объективную оценку. Постараемся оценить деятельность ООО «Малиновка» .
В первую очередь при поступлении на работу весь обслуживающий персонал проходит довольно длительную подготовку, бармены стажируются, а кандидаты в официанты работают помощниками официанта, по окончании стажировки менеджером делается заключение о возможности дальнейшей работы этого работника, он может решить, что этот человек не подходит для данной работы хотя бы потому, что очень вспыльчив или ленив, это и отличает ресторан «Малиновка» от многих других ресторанов. В результате стажировки помощник официанта сдает экзамены на знание меню ресторана, винной карты, коктейльной карты и техники обслуживания, при условии успешной сдачи он почти полностью подготовлен к работе официанта. Он способен при индивидуальном обслуживании гостя угадывать его желания (потому что знает все меню и все составляющие блюд), знание техники обслуживания дает возможность уделять гостю достаточное внимание, уметь правильно общаться с ними, а самое главное правильно уходить от конфликту. В то же самое время необходимо упомянуть о минусах этой системы управления персоналом. Во-первых, не все готовы так долго стажироваться, они просто уходят раньше окончания стажировки, а во-вторых, вследствие этого возникает постоянная нехватка персонала. Бывает когда сам обслуживающий персонал «расслабляется» на рабочем месте, то есть перестает выполнять свои обязанности, не уделяет достаточное внимание клиенту, а также работает без энтузиазма. Схема обслуживания применяемая в ООО «Малиновка» представлена в Приложении 3.
На второй по очереди встает задача обеспечения уюта для клиентов ресторана, этот уют достигается за счет созданной обстановки, подобной как в фильме «Свадьба в Малиновке», играет легкая не навязчивая фоновая музыка, а приглушенное освещение в зале ресторана завершает букет созданного уюта. Но тут же появляются и минусы: одинаковая музыка быстро надоедает постоянным гостям, они начинают жаловаться. А постоянное приглушенное освещение неблагоприятно влияет на зрение работающего в зале обслуживающего персонала.
В общем, ресторан «Малиновка» подходит абсолютно для любой ситуации, в него с удовольствием можно прийти с семьей и детьми, которые обязательно найдут для себя что-то интересное, как в меню так и в интерьере ресторана. Так же актуальны будут встречи с друзьями или коллегами. Романтический ужин, проведенный в уютном уголке, под ветвями яблонь ( пусть и искусственных) останется в памяти на долго.
Общие результаты труда на предприятиях общественного питания зависят от правильной организации его на каждом участке: на кухне, в цехах, на складах, в залах.
В ресторане «Малиновка» применяется индивидуальная форма организации труда. Все функции от принятия заказа до расчета с потребителем выполняет один официант на закрепленном за ним участке зала. Приняв заказ, он передает его на производство и в сервис-бар, печатает чеки на контролъно-кассовой машине для получения продукции. Производит дополнительную сервировку стола и приступает к непосредственному обслуживанию потребителей.
Менеджер торгового зала осуществляет организацию и координацию труда работников зала. Ежедневно перед началом работы он распределяет столы, осуществляет контроль за качеством проведения подготовительных работ, обслуживанием потребителей и правильностью расчетов с ними. Ежедневно в начале рабочего дня менеджер торгового зала проводит совещание, на которое приглашает заведующего производством, работников вспомогательных служб (сервизной, моечной столовой посуды и др.). Он подводит итоги работы предыдущей смены и ставит задачи на текущий день.
На предприятии сервис-менеджер разрабатывает графики выхода на работу официантов, кассиров, барменов, хостесс и других работников. Графики обеспечивают наиболее рациональное использование рабочего времени с учетом правильной расстановки работников, плотности потока потребителей и часов работы предприятия. При их составлении за основу принимают правовые нормы, определяющие продолжительность рабочего дня и времени отдыха, необходимость соблюдения установленной общей продолжительности рабочего времени за неделю. ( Приложение № 4 - Должностная инструкция старшего официанта)
2.3. Анализ ресторана и меры дальнейшего развития
Проведем небольшой сравнительный анализ известных заведений в Екатеринбурге, равных по классу.
Критерий сравнения |
«Малиновка» |
«Троекуров» |
«КЭФ» |
«Куршавель» |
Класс заведения |
Ресторан Высший |
Ресторан Люкс |
Ресторан Люкс |
Ресторан |
Удобство расположения |
Ул. Металлургов, 6А |
Ул. Малышева, 137 |
Ул. Московская, 209 |
Проспект Ленина, 5 |
Ценовая политика (средний чек) |
2000-2500 рублей |
2500-4000 рублей |
1500-2500 рублей |
2000 рублей |
Кухня |
Русская, Европейская, Мексиканская |
Русская, Европейская, Японская |
Европейская, Восточная, Японская |
Французская, Европейская |
Каждый гость делает свой выбор, у каждого ресторана есть свои постоянные гости, но проведя небольшой сравнительный анализ, можно сказать, что цены ресторана «Малиновка» почти такие же как и в ресторанах класса люкс, конечно «Троекуров» дороже, но все зависит конкретно от гостя. Ассортимент кухни везде разнообразен и здесь потребитель выбирает, то, что любит. Говоря о месте расположения, удобнее расположены «Троекуров» и «Куршавель» они находятся в центре города. До «Малиновки» и «КЭФа» удобно добраться только на личном транспорте.
Для более объективного и эффективного рассмотрения ресторана «Малиновка» целесообразно провести анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, т.е. SWOT-анализ. Важно учитывать, что SWOT-анализ деятельности предприятия - это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для разработки мероприятий по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест, для формулирования стратегий организации. Основные составляющие SWOT-анализа представлены в приложении № 5.
Анализ внутреннего потенциала ресторана даст возможность определить его сильные и слабые деловые стороны, позволит оценить их взаимосвязь с факторами внешней среды; основная задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть в будущем. Перечень слабых и сильных сторон для каждого предприятия строго индивидуален, в сущности - это краткая, объективная и принципиальная его характеристика. SWOT-анализ ресторана «Малиновка» представлен в таблице 1.
Таблица 1 Характерные черты SWOT-анализа ООО «Малиновка»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Высококвалифицированный управленческий и производственный персонал - Хороший имидж ресторана - Наличие эксклюзивных фирменных блюд, разработанных непосредственно мастер - поварами ресторанов по собственной уникальной технологии - Рост числа постоянных корпоративных клиентов - Ориентация деятельности ресторанов в значительной степени на удовлетворение потребностей клиентов - Прочная сложившаяся репутация производителя качественной продукции - Получение высокой прибыли - Использование ресурсов Интернет |
- Устаревшее оборудование - Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии - Отсутствие опыта маркетинговых исследований - Значительная нагрузка на одного специалиста - Нестабильные объемы реализации - Неэффективное использование работников - Текучесть кадров |
Возможности |
Угрозы |
- Расширение ассортимента - Хорошие возможности для диверсификации - Развитие информационных технологий - Наличие интересных идей и их постоянная подпитка (креативность ведущих специалистов) - Использование современных систем автоматизации - Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей - Победы на выставках и кулинарных конкурсах - Рост числа туристов (в связи с различными мероприятиями) |
- Ожесточение конкуренции - Изменение вкусов и потребностей клиентов - Неблагоприятный сдвиг в курсах валют - Инфляционные процессы - Неблагоприятное изменение налоговой политики |
Исходя из проведенного в данной работе анализа ресторану «Малиновка» можно предложить следующие меры для развития.
Развитие информационных технологий может быть использовано рестораном для внедрения более совершенных систем автоматизации ресторанов, а это, в свою очередь упростит ведение отчетности, повысит скорость обслуживания посетителей, будет способствовать оптимизации процессов оформления заказа. Современные системы автоматизации усилят контроль над действиями персонала, расходами продуктов, перечнем оказанных услуг, повысят точность и объективность расчетов, что ускорит принятие управленческих решений. Внедрение современных информационных технологий позволит также грамотно организовать маркетинговую информационную систему на предприятии.
Хорошие возможности для диверсификации: неиспользуемые производственно - административные площади, высококвалифицированный персонал и наличие идей создают предпосылки использования помещений максимально эффективно.
Обслуживание дополнительных групп потребителей, например, организация детских праздников с приглашением знаменитых артистов, а также возможность заказа столиков посредством электронной почты, дают преимущество исследуемому предприятию перед конкурентами. В то же время наличие эксклюзивных блюд во всех ресторанах, относительно невысокие цены, разнообразное меню и рост числа постоянных корпоративных клиентов позволят избежать конкурентной угрозы.
Регулярные победы на выставках кулинарных исскуств складывают репутацию производителя высококачественной продукции, и несмотря на возможные изменения во вкусах и потребностях клиентов, можно со значительной степенью уверенности утверждать, что на первом месте всегда останется качество выпускаемой продукции, а это создает возможности дальнейшего роста числа посетителей ресторана. Более того в настоящее время деятельность предприятия в значительной степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, что усиливает его преимущества перед конкурентами. Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности ресторана при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества. Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования деятельности любого предприятия. Поэтому каждый ресторан должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля менеджеров и могут оказать влияние на его стратегию.
Правильная организация рабочих мест предусматривает продуманное размещение в зале мебели, эффективное использование торговых площадей, соблюдение установленной нормами ширины проходов, размеров раздаточных, сервис-баров, моечных, производственных цехов, их размещение в соответствии с требованиями процесса обслуживания.
Для удобства работы в зале необходимо, чтобы серванты для хранения небольшого количества чистой столовой посуды, приборов, белья находились в зоне группы столов, официантом, с обязательным условием свободного и удобного доступа к ним. Конструкция сервантов должна обеспечить раздельное хранение различных видов посуды из стекла и фарфора, приборов, столового белья. Серванты и подсобные столы должны иметь рациональные размеры.
Снижает утомляемость официантов и значительно уменьшает время обслуживания стола использование в ресторанах и барах наладонных устройств работающих на Wi-Fi канале предназначенных для автоматизации приема заказа официантом, передачу заказа на кухню и в сервис-бар, печатание счета гостю.
Внедрение машин для мытья фужеров, бокалов, организация полуавтоматических моечных отделений сокращают трудовые затраты в моечных и способствуют лучшей организации их работы. Это в свою очередь благоприятно влияет на организацию обслуживания.
Организация четкого взаимодействия кухни и обслуживающего персонала. Этому способствуют размещение соответствующего оборудования автоматизирующего процесс оповещения официантов о готовности блюда или напитка на кухне или в баре ресторана.
Совершенствование режима труда и отдыха. Внедрение рациональных режимов труда и отдыха, то есть физиологически обоснованного чередования времени труда и времени отдыха, во многом определяет эффективность труда на рабочем месте. При длительном непрерывном рабочем периоде и коротком времени отдыха появляется утомляемость и трудовые затраты и способствуют лучшей организации их работы. Это в свою очередь благоприятно влияет на организацию обслуживания.
Монтаж на раздаче обширной подогреваемой инфракрасными обогревателями зоны для одновременной выдачи большого количества блюд, что позволит улучшить качество обслуживания банкетных мероприятий.
Внедрение этих мер позволит существенно повысить качество реализуемой продукции, а также качество оказываемых услуг, что повлечет за собой рост посещаемости ресторана, а следовательно увеличение валового оборота и как следствие - прибыли ресторана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рестораны играют важную роль в жизни человеческого общества. "Выход" в ресторан выполняет важную социальную функцию. Люди нуждаются не только в насыщении, но и общении друг с другом. Рестораны - это одно из немногих мест на земле, где работают все наши органы чувств, генерируя общее ощущение удовольствия. Вкусовые, зрительные, слуховые, тактильные и обонятельные ощущения объединяются, чтобы оценить пищу, обслуживание и саму атмосферу ресторана. Успешная работа ресторана зависит от многих факторов. Как и всякая сложная система, ресторан начинается с замысла его создателя и заканчивается контролем и его функционированием. В данной курсовой работе были рассмотрены самые важные факторы, влияющие на успех в ресторанном бизнесе.
В результате выполненной работы можно сделать ряд важных выводов.
В данной работе нам удалось на примере ООО «Малиновка» подробно рассмотреть систему организации обслуживания на предприятии общественного питания. Нами выявлены некоторые недостатки данного предприятия и предложены меры по повышению качества обслуживания в ресторане.
По данной организации хотелось бы отметить, что, существуя на рынке более пяти лет, она постоянно развивается. Для повышения уровня обслуживания регулярно приглашаются специалисты, в том числе и из-за границы. Проводятся всевозможные лекции и тренинги, направленные на повышение профессионализма сотрудников. Закупается новое оборудование, которое призвано повысить качество кулинарной продукции и оказываемых услуг. Три года назад состоялась открытие летней веранды ресторана. Два года назад была разработана и внедрена авторская коктейльная карта бара «Мачо-Пикчо».
Находясь на современном рынке ресторанных услуг успешное предприятие, постоянно должно находиться в поиске новых современных и эффективных методов обслуживания и приготовления блюд. Только постоянно стремясь к повышению собственного уровня предприятие, может быть среди флагманов ресторанного бизнеса.
Ресторан - это место интенсивного социального общения, стимулирующее движение адреналина в жилах посетителей, обслуживающего персонала и администрации.
Ресторанный бизнес увлекателен и перспективен: правильный выбор места и кухни, атмосфера и толково организованное обслуживание создают возможность для привлечения рынка и дают хорошую прибыль и инвестиции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] http://www.restaurant-rossia.ru/restaurants/
[2] Пошерстник Н.В. Кадры предприятия. Практическое пособие. - М.: Проспект, 2009
[3] Наволоц?ая Я. Ру?оводство современного менеджера ресторана. - СПб.: Вершина, 2006
[4] Журнал «Ресторатор», 2005, http://www.restoratorchef.ru/›
[5] Журнал «Ресторатор», 2005, http://www.restoratorchef.ru/›