РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  ВВЕДЕНИЕ

Курс на модернизацию является одним из самых приоритетных для большинства развитых и развивающихся стран современных мировой экономики и общественного развития. Модернизация - это усовершенствование, улучшение, обновление чего-либо (в данном случае экономики), приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Требования и нормы в контексте изучаемой проблемы - это тенденции мирового, в том числе экономического, развития: глобализация, постиндустриализация и формирование смешанной экономики.

Естественно, двигателями изменения такой сложной системы как экономика страны выступают многие факторы, которые в совокупности определяют специфику, особенности рассматриваемого процесса. Считается, что сегодняшние трансформационные процессы, связанные с переходом от плановой экономики к рыночной, - непосредственная основа модернизации в России. Однако модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации. Поэтому итогом трансформационных процессов должно стать соответственное осуществление модернизации в каждой из обозначенных сфер. В связи с этим, социальный фактор (социальная модернизация) является одним из основополагающих факторов процесса модернизации.

Несмотря на теоретическую базу, современное в целом капиталистическое общество представляет собой «экономическое общество», которое зачастую пренебрегает социальными или политическими особенностями, оперируя идеальными экономическими понятиями. Максимизация прибыли или полезности, сокращение издержек и стремление к положительной экономической прибыли - всё это показатели, которые не учитывают по крайней мере социальный фактор. А это любые выявленные или невыявленные отношения между социальными группами или отдельными индивидами.

Из всего вышесказанного следует, что односторонность модернизационных преобразований может стать причиной неэффективности таких преобразований. Каким образом можно повысить эффективность модернизации с помощью более тщательного анализа социального фактора? Какие важные аспекты могли быть упущены, при сухом стремлении к максимизации подобранной функции? В ходе реферативной работы мы постараемся ответить на эти вопросы, изучив такие феномены как экономический эгоизм, образование, а так же границы между «социальным» и «экономическим».

Цель работы: выявление роли социального фактора в модернизации экономики России;

Задачи:

  1. Изучить единство и противоречивость «экономического» и «социального»;
  2. Рассмотреть образование как социальный регулятор и стимул модернизации;
  3. Выявить несоответствие между социальными и экономическими целями модернизации на примере анализа феномена «экономического эгоизма»;
  4. Сделать вывод.

ГРАНИЦЫ МЕЖДУ «ЭКОНОМИЧЕСКИМ» И «СОЦИАЛЬНЫМ»[1]

Ни один вариант проведения границы между социологией и экономикой не обосновывается должным образом, более того, в последние десятилетия чаще употребляют термин социально-экономические факторы, а не просто экономические. Это свидетельствует о неотделимости экономики от социальной сферы жизни и выдвижении на первый план одной из тенденций мирового развития - социализации. М Грановеттер считал, что для объяснения хозяйственного (экономического) действия необходимо принимать в расчёт его укоренённость в социальной структуре.

Сейчас учёные признают, что рыночной экономики в чистом виде не существует. На основе своих исследований и указанного постулата, ещё М. Вебер утверждал, что только идеальный (не существующий) рыночный механизм может являться чистым хозяйственным действием вне социальной сферы. Это доказывает, что в настоящее время любой экономический инцидент так или иначе вовлечён в социальную сферу и подвержен её непосредственному влиянию. Кроме того, Вебер выделяет «внесоциальное ядро хозяйствования», которое заключается во взаимодействии людей с природой. Однако сейчас, когда культурная среда достигает своего апогея развития, прямое взаимодействие человека с природой не ощущается в массе социокультурных контактов и связей.

Вывод из выявленных противоречий наиболее ясно делает К. Поланьи в книге «Великая трансформация»: хозяйство может обладать большей или меньшей автономией, максимальной автономии оно достигает там, где наиболее сильна власть саморегулирующегося рынка. Однако хозяйство никогда не может обрести полную независимость от других сфер социальной жизни, достичь полного саморегулирования. Это невозможно, поскольку общество начинает «защищать себя» от саморегулирующейся рыночной системы.

В середине 80-х годов появилось новое исследовательское направление на стыке экономической социологии и исследований науки и технологии. Ключевая гипотеза данного направления заключается в том, что огромное влияние современной экономической науки на жизнь человека выражается в повсеместном распространении технологий, основанных на идеях экономистов. В результате реальность начинает всё в большей степени соответствовать предпосылкам экономических моделей, повышая тем самым их объясняющую способность. Таким образом, экономическая наука не просто отражает, моделирует реальность, а производит её.

Итак, к чему приведёт гонка за повышением ВВП, уменьшением государственного долга, налаживанием торговых связей между странами для извлечения большей прибыли, в частности, в России? Можно привести несколько наглядных примеров. Во-первых, выплата материнского капитала. Почему-то Правительство не задумалось о том, что не только деньги могут быть причиной низкой рождаемости. К экономическим причинам тесно привязаны социальные - неопределённость, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие доступной системы будущей социализации ребёнка (детские дошкольные учреждения и бесконечные очереди в них).

Во-вторых, необдуманное внедрение конкуренции и рынка в страну, в которой практиковалась командная экономика в течение 80 лет. Как мы выяснили выше, идеальный рынок соответствует отсутствию влияния социального на экономическую сферу, и обратное - плановая экономика предполагает всеобщую, общественную работу над поставленной цели. Смогли бы вы отказаться в одно мгновение от всех личных связей ради финансового становления? Естественно, частные случаи существуют, но куда эффективнее использовать подобное влияние на экономику в качестве стимула к дальнейшим преобразованиям. Русский народ издревле добивался единства, а сегодняшняя экономическая модернизация приводит такое необыкновенное преимущество в упадок.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ[2]

Итак, в предыдущем параграфе мы выяснили, что социальный фактор тесно сплетён с экономическими вопросами, является неотъемлемой частью, структурным звеном модернизации. Однако в каком проявлении социальный фактор будет наиболее выражено способствовать модернизации и в частности экономическому росту?

Рассмотрим казалось бы целиком экономическую проблему - производительность труда. По данным исследований McKinsey, по сравнению с США в российской розничной торговле занято в три раза больше работников на квадратный метр; на снятие наличных в отделении банка у нас уходит в пять раз больше времени; на одного строителя приходится в пять раз меньше квадратных метров... На Госсовете, в связи с полученными данными, была поставлена задача о необходимости достижения четырёхкратного роста производительности труда за 12 лет.[3] На примере любого предприятия мы чётко можем сказать - недостаточно усовершенствования технологий для повышения эффективности. Люди «старой закалки» не смогут работать на новейших машинах, поэтому на первые позиции выходит необходимость в образовании.

Казалось бы, что здесь необходимо специальное образование, однако эмпирические исследования с применением методов статистического анализа показывают поразительные результаты. В странах с плохо образованным населением разбросы темпов роста много больше, чем в странах с образованным населением, то есть экономическая система неустойчива. Более того, уровень образования, оказывается, более стабилен, чем институциональные образования. Возможно, это связано с естественным характером связей, передачей знаний из поколения в поколение. Проявление социального фактора в положительном аспекте очевидно.

Достаточно ли научить часть людей для осуществления всеобщего блага? Ответ кроется в том, что поведение человека зависит не только от уровня его собственного образования, но и от уровня образования его окружения. Каким бы интеллигентом ты ни был, оказавшись в бедном районе, придётся забыть о постиндустриальном обществе и «унизиться» до натурального хозяйства. Возможно, такой человек сможет достигнуть высот в управленческом аппарате без особого труда, но перед ним встанет глубокая проблема. Его социальные принципы для населения будут лишь бездушными догмами. Социальный фактор проявляет себя лишь в осознании и принятии всеми индивидами общества. Догмы должны перерасти в моральные убеждения каждого.

В среднем равномерно высокий уровень образования в той или иной общности приводит к созданию самоподдерживающегося климата доверия, которое в современных исследованиях является краеугольным камнем в функционирования институциональных и общественных отношений. Высокий уровень доверия снижает транзакционные издержки - затраты на контроль и принуждение к исполнению обязательств. А это ещё одно свидетельство возможности проводить модернизацию с меньшими затратами, то есть более эффективно.

Получение образования свидетельствует о том, что человек ориентирован на будущее. Этот факт добавляет уверенности в том, что индивид будет смотреть вперёд на цель модернизации, а не углубляться в сам процесс, подменяя цель (достижение качественно нового уровня развития) средством (модернизация).

В России система образования, а то есть база для совершенствования и обновления социального капитала, находится в трансформации. Причем трансформация не ставит целью усовершенствование, а ставит целью глобализацию - принятие международных стандартов в системе образования. Такие действия приводят на первый взгляд к необратимым последствиям - «утечка умов», низкий показатель  интеллектуальной ренты... Политический тандем напрямую заявляют, что «нам не нужны в таком количестве высокоспециализированные кадры». Да, можно управлять необразованным населением, но это приведёт к полной социальной стагнации, к отсутствию какого-либо развития или совершенствования. А так как чувство социума, общности, проходит красной нитью в ретроспективе ментальности русского народа, то искусственно принижать достоинство социального фактора ни в коем случае нельзя.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ[4]

Финансово-экономические кризисы становятся серьёзным препятствием на пути модернизации. Существует немало теорий, объясняющих причины и последствия кризисов, однако ни одна из них не касается духовно-нравственных факторов и причин. Причины, напрямую связанные с человеческим фактором остаются в стороне. Справедливо ли это?

Идеология общества потребления изжила себя. Это понимают и провозглашают курс на социализацию - отстранение индивидуальных эгоистичных потребностей и желаний, ориентация на окружающую действительность и общество в целом. Но наряду с этим продолжают действия по глобализации, развитию ТНК, которые благодаря эффекту масштаба способны получать большую прибыль. Социальность идет в разрез с новейшими целями модернизации.

Предлагается следующая альтернатива обществу потребления. На смену популяризации безудержного потребления, роскошного образа жизни и ложных представлений о жизненном успехе должна прийти взвешенная пропаганда идеологии социальной справедливости, квалифицированного труда, качественного образования и здорового образа жизни. Вот тот саамы вектор, которым определяется социальный фактор в процессе модернизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на тесное взаимодействие и естественное переплетение экономической и социальной сфер, социальный фактор остаётся неучтённым в моделировании процесса модернизации. Однако именно в России, в стране с глубокой ментальностью и высоким уровнем общественного взаимодействия и взаимопомощи, социальный фактор должен занимать значительное место в процессе модернизации. Стимулированием расширения влияния социального фактора может стать улучшение качества образования, а индикатором - переориентировка общества с потребления на социализацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кульков В.М. Российская экономическая модель. М., Теис, 2009, гл. 5
  2. Натхов Т. Образование, социальный капитал и экономическое развитие // Вопросы экономики, 2010, №8
  3. Петросян Д., Фаткина Н.. Экономический эгоизм и гуманизация экономики // Вопросы экономики, 2010, №8
  4. Чистякова В. Социальные ресурсы модернизации // Экономист, 2010, №5
  5. Юдин Г. «Экономическое» и «социальное»: автономия сфер и дисциплинарные границы // Вопросы экономики, 2010, №8

[1] По материалам: Юдин Г. «Экономическое» и «социальное»: автономия сфер и дисциплинарные границы // Вопросы экономики, 2010, №8

[2] По материалам: Натхов Т. Образование, социальный капитал и экономическое развитие // Вопросы экономики, 2010, №8

[3] Чистякова В. Социальные ресурсы модернизации // Экономист, 2010, №5

[4] По материалам: Петросян Д., Фаткина Н.. Экономический эгоизм и гуманизация экономики // Вопросы экономики, 2010, №8

Просмотров работы: 50