РАЗРАБОТКА ТУРА ПО КОТОРСКОМУ СУБРЕГИОНУ АДРИАТИЧЕСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГОРИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗРАБОТКА ТУРА ПО КОТОРСКОМУ СУБРЕГИОНУ АДРИАТИЧЕСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГОРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  ВВЕДЕНИЕ

Современная динамика социокультурных процессов отличается интеграцией самых различных форм инициирования культурной активности населения, среди которых важное место занимает организованный туризм, сочетающий в себе возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и инкультурации его участников через актуализацию исторической памяти, расширение культурного кругозора, формирование гуманистического мышления и мировоззрения.

В этой связи актуально изучение туризма как сложного социокультурного феномена, обеспечивающего непосредственный контакт человека с культурно-историческим наследием, создающего особое социокультурное пространство сопричастности участников туристических программ к «большому времени», мировым духовным процессам, сконцентрированным в культурных локусах, достопримечательностях, памятниках, разнообразных экскурсионных объектах.

Такой подход к организации туристской деятельности предполагает изучение возможностей ее социокультурного проектирования в качестве особой, искусственно создаваемой реальности, актуализирующей духовно-познавательные процессы участников туристской программы. Эти процессы предполагают поиск человеком своего пути решения реальных жизненных ситуаций и проблем изначально в ментальном пространстве, где мировоззрение человека выстраивает смысловые и ценностные значения различных достижений культуры человечества в соответствии с индивидуальным текущим опытом жизни и багажом собственных знаний, ощущений, эмоций и интуиции. Ситуация встречи с новыми культурными объектами, обстоятельствами, нормами поведения, информацией способна повлиять таким образом на процесс самопознания индивида. Именно этими «жизнестроительными» возможностями обладает организованный туризм как пространство проектирования социокультурной активности участников туристических программ.

Черногорский туризм имеет ярко выраженную сезонность, в значительной мере влияющую на экономику. Это явление объясняется климатическими условиями, традиционными периодами отпусков и школьных каникул, привычками европейских туристов: 95% всех туристов приезжают в период с мая по октябрь, из них 70% - в июле и августе, причем среди иностранных гостей 45% приезжают в июле и августе, а 50% - в остальное время. В последние годы, указанные сведенья подлежат корректировке (это обусловлено тем, что в последние три года происходит активное восстановление туристского рынка Черногории, и старые показатели уже нельзя считать объективными). Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы Александровой А. Ю., Ильиной Е.Н., Ушакова Д.С. и др.

Целью написания работы является разработка тура по черногорскому побережью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • подбор необходимой литературы;
  • разработка понятийного аппарата;
  • изучение географических и климатических особенностей Черногории;
  • разработка туристического маршрута в Черногорию по Которскому субрегиону.

Объектом исследования в данной курсовой работе является территория Черногории, предметом исследования - туристический потенциал Черногории.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

  • анализ литературы;
  • анализ документов;
  • синтез информации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТУРА

1.1. Теоретические аспекты формирования тура

В законе «об основах туристской деятельности в РФ» дается такое определение туристскому продукту: туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туристский продукт в широком смысле слова - экономическое благо, предназначенное для обмена[1]. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар.

Специфика воспроизводства экономических отношений в сфере туризма заключается в производстве, распределении, обмене и потреблении комплекса услуг, оказываемых туристу и связанных с передвижением и пребыванием туриста в месте, отличном от места оседлого проживания, и обусловленных туристскими целями. При этом под туристской услугой понимается результат разных видов хозяйственной деятельности, объединенных направленностью на удовлетворение многообразных потребностей туристов и путешественников[2].

Дело в том, что наиболее полное удовлетворение всей совокупности жизнеобеспечивающих потребностей человека, находящегося вне постоянного места жительства, всегда является процессом, вовлекающим в свой оборот услуги различных отраслей сферы обслуживания, предоставляемые хозяйствующими субъектами социальной инфраструктуры той территории, куда направляется турист.

Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, то есть по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта.

Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров[3].

Составные части туристского продукта: тур дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

Основные потребности туристов - потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов, транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки - потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Специфические туристские услуги - вторая составляющая комплекса туристских услуг. Они выстраиваются в зависимости от целей туристских путешествий. В процессе развития туризма видовая структура специфических туристских услуг постоянно усложняется, прирастая новыми видами туристских устремлений и интересов, что является предметом отдельных исследований. Наибольший удельный вес, тем не менее, продолжают сохранять традиционные виды специфических туристских услуг: санаторно-курортное лечение, экскурсионное обслуживание, услуги театров, музеев, национальных и тематических парков, дискотек, ресторанов, конгрессов, выставок, национальных праздников и фестивалей.

Кроме обязательного и специфического потребления, у туриста возникают дополнительные потребности, которые реализуются в приобретении дополнительных или сопутствующих услуг и товаров, чаще всего вызывающих туристский интерес[4].

Туристская деятельность, таким образом, представляет специфический вид экономической деятельности по организации путешествий, направленной на предоставление потребителю, иными словами, на производство и реализацию, особой целостной комплексной туристкой услуги - тура.

Тур, как продукт предприятий сферы туристской деятельности, приобретает признаки экономического продукта: является результатом деятельности хозяйствующих субъектов, специализирующихся на обслуживании туристов; является результатом  человеческого труда, воплощенном в форме комплекса услуг: в) одновременно формализуется в комплексную услугу (поскольку стоимость тура не совпадает с суммой стоимостей входящих в его состав услуг); г) технология производства тура обладает спецификой, отличающей деятельность по организации туризма от других видов хозяйственной деятельности[5].

Технология производства тура имеет в своем составе два основных технологических блока:

  • пакетирование - «сборку», обязательных и сопутствующих туристских услуг и товаров, в которых возникает потребность в процессе перемещения и временного пребывания вне постоянного места жительства при осуществлении туристских поездок;
  • программу туристского обслуживания - сценарий проведения туристского путешествия по разработанному туристским предприятием определенному маршруту, гармонично увязанный во времени и последовательности перечень рекреационных занятий туриста в процессе обслуживания, в том числе организация посещения объектов туристского показа, приобретение товаров и предоставление специфических туристских услуг.

В развитой рыночной экономике сфера туристкой деятельности выполняет воспроизводственные функции двоякого рода: с одной стороны - специфического вида экономического продукта (комплексной туристской услуги - тура) путем комплектации, проектирования тура из отдельных туристских услуг и наполнения тура определенной программой туристского обслуживания; с другой стороны - обмена или продажи готовых туров конечным потребителем. В первом случае хозяйствующие субъекты в сфере туристской деятельности выступают как производители комплексного туристского продукта - тура, во втором - как посредники в сфере обращения туристского продукта при доведении последнего от производителей к потребителю.

Совокупность туристских услуг и товаров, представляющих интерес для туристов, образует единое целое - туристский продукт как результат деятельности хозяйствующих субъектов по обслуживанию туристов.

Специфический характер туристского продукта заключается в следующих особенностях его воспроизводства:

  • в состав туристского продукта входят преимущественно услуги, которые, как известно, нельзя складировать, хранить или представить в виде товарных образцов, поэтому потребитель не может реально увидеть туристский продукт до его потребления;
  • воспроизводство туристского продукта, в отличие от других продуктов материального производства сферы услуг, в большей степени зависит от природно-климатических условий, а также факторов времени и пространства;
  • процесс преодоления пространства до места производства и потребления туристских услуг, непосредственно связанных с туристскими целями, является неотъемлемой частью туристского продукта;
  • от способов преодоления пространства зависит время потребления туристского продукта и, в значительной степени, его стоимость;
  • производство туристского продукта в виде тура, который формирует, продвигает и реализует потребителю туристское предприятие, практически совпадает с фазой обмена;
  • туристский продукт приобретает форму товара и вступает в фазу обмена до момента реального производства и потребления туристских услуг, входящих в его состав, в виде туристкой путевки.

Таким образом, туристский продукт как продукт экономический есть продукт труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в комплекс неовеществленных и овеществленных продуктов труда, предназначенных для удовлетворения потребностей туристов, что и учитывается в большинстве определений туристского продукта.

Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:

  • как сумма всех произведенных затрат;
  • как сумма всех расходов туристов, т.е. доход от туризма.

В том и в другом случае измеряется в стоимостном выражении валовой туристский продукт - суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма.

Валовой туристский продукт как доход включает: всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских товаров и услуг (сюда включается также предоставление займа/кредита); выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.; проценты, которые получают предприниматели, работающие в туристской экономике за то, что предоставляют заем денег; прибыль - то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг (затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг), результат может быть и отрицательным (убытки)[6].

Валовой туристский продукт как затраты включает: затраты на туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг); частные туристские инвестиции (общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма); государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг; туристский экспорт минус импорт (общий объем затрат на экспорт туризма из страны добавляется к валовому туристскому продукту, а общий объем импорта турпродукта вычитается из валового туристского продукта).

Следующим важным понятием в понимании специфики туристского продукта является его жизненный цикл. Концепция жизненного цикла товаров исходит из того, что любой товар, какими бы великолепными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Постоянно только наличие потребности, а средства их удовлетворения изменяются. Каждый предложенный на рынок товар имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей[7].

Как и любой товар, туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент, когда туристское предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Как правило, персонал фирмы испытывает значительные трудности с использованием нового продукта, а инфраструктура недостаточно адаптирована к запросам выбранной клиентуры. Неизбежными являются большие затраты на маркетинг, что связано со значительными усилиями по созданию широкой осведомленности о продукте. Основным преимуществом для фирмы является практически полное отсутствие конкуренции.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта, и как следствие, прибыли. Хотя затраты на маркетинг и остаются на достаточно высоком уровне, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается[8]. Эта стадия связана со значительным усилением конкуренции, а основные маркетинговые усилия туристского предприятия направляются на формирование у потребителей убежденности в качестве продукта и дальнейшее расширение рынка. Фирмы, которые раньше других преступили к развитию данного продукта, имеют значительные конкурентные преимущества, однако это не освобождает их от забот по дальнейшему совершенствованию туристского продукта, т.к. «опоздавшие» предприятия, скорее всего, будут стремиться всячески улучшить и еще более развить вводимый продукт, стремясь потеснить лидеров. На этой стадии туристское предприятие стремиться расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в новые сегменты рынка, что позволяет максимизировать прибыль и привлечь значительное количество новых клиентов.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться рядом факторов: изменением потребностей клиентов; выходом на рынок новых, более совершенных продуктов; усилением конкуренции; продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала. Круг потребителей практически не расширяется, некоторый рост их числа может происходить за счет тех, кому повышение доходов и более благоприятное соотношение валют позволяет стать возможными потребителями данного продукта. Отчетливо проявляется «феномен верности», который в большинстве случаев побуждает еще раз воспользоваться предлагаемым продуктом. Основные усилия фирмы направляются на удержание своей рыночной доли, увеличение данного продукта посредством его совершенствования, модификации комплекса маркетинга, а возможно даже и нового его позиционирования на рынке. Если этого не происходит, то продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада.

Стадия спада означает наступление того момента, когда туристская сфера начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен рядом причин (появление на рынке новых продуктов, исчезновение потребности, которой соответствовал данный продукт). В результате ослабления конкурентного давления у туристского предприятия отпадает необходимость в поддержании высоких затрат на маркетинг, а в некоторых случаях позволяет им даже повысить цену. Однако это не будет являться свидетельством о выгодности данного продукта для предприятия, поскольку объем реализации на стадии спада чрезвычайно низок. Поэтому правильная политика по совершенствованию и диверсификации продукта, а также по развитию сбыта позволяет адаптироваться к новым потребностям.

Таким образом, существование жизненного цикла туристского продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы: своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок); эффективно организовывать работу с ныне существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристского продукта); оптимизации структуры предлагаемой фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.


1.2. Особенности разработки туристского продукта

Туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристские услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ ГОСТ Р 506442. Туристские услуги, оказываемые потребителям организациями или индивидуальными предпринимателями, включают[9]:

  • услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
  • услуги туроператора по организации выездного туризма;
  • услуги туроператора по организации въездного туризма;
  • услуги турагента;
  • отдельные услуги туроператора и турагента;
  • услуги при самодеятельном туризме;
  • экскурсионные услуги.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»[10] обязательными для всех видов туристских услуг являются следующие требования: безопасность жизни и здоровья; сохранность имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды. К рекомендуемым требованиям к туристским услугам и условиям обслуживания относятся: соответствие назначению; точность и своевременность исполнения; комплексность; этичность обслуживающего персонала; комфортность; эстетичность; эргономичность.

Дополнительные туристко-экскурсионные услуги непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (дополнительное питание, внутримаршрутный транспорт, услуги гида и т.д.) турист приобретает за дополнительную плату.

Товары туристко-сувенирного назначения включают в себя: специфическую материальную часть турпродукта (туристские карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения; неспецифическую часть турпродукта (товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста).

Структура затрат туристов по элементам турпродукта: тур - 50%; дополнительные услуги - 30%; товары - 20%.

Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство). Производство - осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом.

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента:

Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Он относится к обязательным элементам, т.к. без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.

Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко используется в качестве средства передвижения самолет; на короткие расстояния - поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, т.к. позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.

Услуги размещения - конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть: отели, мотели, виллы, апартаменты, кемпинги и т.д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинации размещения и питания: ВВ - размещение + завтрак; НВ - полупансион (размещение + завтрак + ужин); FB - полный пансион: (размещение + завтрак + обед + ужин). Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций; при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Прежде всего турист приобретает свободу выбора, т.к. в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.

Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов (если таковые включены в турпакет или затребованы туристом). Трансфер - любая перевозка туриста в границах туристского центра, поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т.д.; они обычно не включаются в туристский пакет, т.к. клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу.

Этот пакет обязательности отличает туристский пакет от туристского продукта. Приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, потребитель не только имеет значительные скидки от туроператора, поскольку приобрел серийный туристский продукт туристской компании, но всегда может попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сделать это самостоятельно непосредственно в туристском центре.

После заключения Шенгенской конвенции (1995г.) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. Ваучер должен иметь полную информацию о туре: страна, город (туристский центр), куда направляется турист; средства транспорта, используемые для перевозки туриста; условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура; условия питания; даты начала и завершения тура; программа пребывания с разбивкой по дням, с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий; паспортно-визовые формальности; медицинская страховка; минимально допустимое число участников тура; предельно возможные сроки аннуляции тура; комплексная цена тура; компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста; название и реквизиты туроператора и туристского агента.

Согласно этому контракту туроператор несет ответственность: за соблюдение программы пребывания; соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг; произвольное изменение цены тура; достоверность информации о туристском продукте. В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.

Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия. Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет - только часть туристского продукта, точнее - обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Туристический продукт состоит из трех элементов:

Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Если клиент просит организовать ему путешествие в Черногорию, то первое, что предлагает туроператор, - туристский пакет (дата, время вылета и номер рейса из «Домодедово»; дата и время прилета в аэропорт «Тиват»; название фирмы или имя встречающего лица; проезд от аэропорта до отеля «Риц»; размещение в двухкомнатном номере отеля по категории «ВВ»; дата и время выезда из отеля в аэропорт; дата, время вылета и номер рейса из аэропорта «Тиват»). Затем туроператор интересуется, есть ли еще какие-то обязательные услуги, которые клиент хотел бы иметь в Черногории во время его посещения. Клиент просит включить в обязательную программу: обзорную экскурсию по Будве «Ночная Будва», поездку на рафтинг, посещение летнего карнавала «Котор», посещение Святого Стефана и ужин в одном из ресторанов, прогулку на теплоходе по Скадарскому озеру с обедом на теплоходе. Эти условия, которые туроператор должен выполнить обязательно, в туризме принято называть комплексом услуг на маршруте (оформляется в виде туристской путевки или ваучера).

Товары - специфическая материальная и неспецифическая части туристского продукта.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Они не входят в основную стоимость путевки, приобретаются за дополнительную плату. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV, видео, приобретение билетов, пользование мини - баром и прочее.

Как свидетельствует статистика, структура стоимости туристского продукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:

ТПр (100 %) = Т (30 %) + ДТЭУ (40 %) + Тв (30 %),

где ТПр - стоимость туристского продукта; Т - стоимость тура; ДТЭУ - стоимость дополнительных услуг; Тв - стоимость купленных товаров.

Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3 стоимости турпродукта. Гораздо больше туристы оставляют в местной туристской индустрии непосредственно, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов российских туристов поступает в местный бюджет через торговлю.

Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации («смежники»), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании: средства размещения; транспортные фирмы; экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов; посреднические туристские предприятия; торговые предприятия; предприятия общественного питания и т.д. Все они - партнеры туристского предприятия и субъекты туристского производства.

В разработке, представлении и потреблении туристских услуг участвуют следующие субъекты: турист, розничный продавец (турагент), оптовый продавец и изготовитель тура (туроператор), контрагенты туроператора (предприятия и компании-партнеры), а также конкуренты. Допускается совмещение одним субъектом, осуществляющим разработку, исполнение и предоставление туристских услуг, нескольких из перечисленных функций. Продавцы и контрагенты несут перед туристами ответственность за качество и безопасность предоставляемых ими туристских услуг. То есть, субъектами тур рынка являются потребители и производители турпродукта, а также правительство как регулирующая структурная единица. Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно,  а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые влияют на процесс создания туристского продукта. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.

Туроператоры выполняют функции организаторов и создателей комплексного продукта. Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов[11]:

На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг.

Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов.

Затем происходит формирование основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривает действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения.

Экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию.

Туроператор предлагает путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года. Потребитель платит за поездку фиксированную цену. Начало маршрута предварительно оговаривается и является местом сбора группы. Клиента информируют о ценах, условиях проживания, особенностях страны, дают информацию об отелях, рекомендации, предоставляют буклеты и рекламные проспекты.

Менеджеры работают с клиентами напрямую, через посредника или сами являются посредниками какой-либо фирмы. В последних двух случаях при клиенте делается заявка туроператору для получения информации о наличии мест. При утвердительном ответе клиент должен сделать предоплату или же оплатить путевку целиком. Предоплата, чаще всего составляет 50% и более. Но возможны варианты. Для постоянных клиентов, например, или в иных случаях турфирма варьирует сумму предоплаты. Оставшуюся сумму клиенту необходимо внести до определенного срока, который указывается в договоре. Деньги за тур отправляются оператору после подтверждения тура, по цене, представленной в прайс-листе, за минусом процента комиссионных. Заключается договор между туристским агентством и клиентом. Присылается конверт, содержащий ваучер на проживание, авиабилеты (ж/д билеты, в зависимости от выбранного тура), медицинскую страховку Договором на туристское обслуживание и путевкой регламентируются основные туристические услуги. Конверт можно также получить перед отправлением. В таком случае представитель от тур оператора приходит к назначенному времени в назначенное место (например: перед вылетом из аэропорта представители тур фирм встречают туристов под табло). Проводиться инструктаж, если клиент в этом нуждается (таможенные и визовые формальности), предлагается приобрести специальную литературу (карты местности, путеводители, разговорники, словари и т.д.).

Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

  • как договор поручения, по которому туроператор поручает турагенту заключить от имени доверителя договоры с потребителями;
  • как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный оператор, а в роли комиссионера - отечественный турагент;
  • как договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта).

Консультации и рекомендации клиентам относительно предполагаемых маршрутов и видов обслуживания, связанных с этими маршрутами очень важны. Это поможет сделать правильный выбор, если клиент планирует поездку и не знаком с маршрутом или желает посетить определенные места и не знает, каким видом транспорта можно воспользоваться. Тур фирмы не должны подразделять клиентов на консультирующихся и оформляющих поездку, поскольку считается, что клиент имеет право получить объективную информацию по всем интересующим его вопросам, если они затрагивают его интересы, связанные с путешествием. Кроме того, туроператор может заниматься рекламой продукта. В преддверии праздников, каникул, отпусков составляются и распространяются коммерческие предложения, учитывая специфику компании. Менеджер по связи с общественностью (как партнер по отношению к туроператору среди других субъектов турпроизводства), в свою очередь, курирует TV, Internet и рекламу в СМИ, участие в выставках.

Важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей. Именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит достичь или превзойти. Следовательно, если фирма хочет занимать достойное место в конкурентной борьбе ей необходимо постоянно предлагать своим клиентам новые турпродукты, повышать качество уже имеющихся.

Итак, создание привлекательного туристского продукта является первой и самой важной задачей туроператора. Эта сфера деятельности туристских предприятий непосредственно связана с производственными процессами. Товарная политика предприятия требует принятия согласованных решений между производством и реализацией (коммерцией), а также решений, касающихся ассортимента (вариантности) туров, программ обслуживания и количества (массы) туристского продукта.

При создании туристского продукта необходимо иметь ясный ответ на вопрос: что же будет покупать турист? Ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным; не бифштекс или котлету в ресторане, а уют, внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации туристского продукта.

Подводя итог, можно сказать, что туристский продукт - совокупность услуг по перемещению, размещению, питанию, медицинскому страхованию, предоставлению туристских ресурсов и услуг экскурсоводов-гидов, гидов-переводчиков, которая формируется туроператором с учетом спроса путешественников, а продвигается и реализуется в форме туристской путевки как туроператором, так и турагентом. Таким образом, основным субъектом туристского рынка является туристский оператор, так как он непосредственно формирует туристский продукт, а потом продвигает и реализует вместе с турагентом.

В зависимости от этапов жизненного цикла, на которых находятся различные туристское продукты, строится продуктовая стратегия фирмы, разработка которой призвана решать следующие задачи: оптимизация структуры (ассортименты) предлагаемых туристских продуктов, разработка новых перспективных туристских продуктов.


2.   РАЗРАБОТКА ТУРА ПО ЧЕРНОГОРСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ

2.1. Географические и климатические особенности Черногории. Курорты и достопримечательности

За последние несколько лет туры в Черногорию получили большую популярность на российском рынке.[12] И это не случайно, потому что существует множество причин, которые привлекают туристов в Черногорию. Здесь великолепные пляжи, 4 национальных парка, умопомрачительная природа, чистейшее море, отличные отели, интереснейшая экскурсионная программа, вкуснейшая недорогая еда, замечательные вина и удивительно гостеприимные люди, словом, всё, чтобы сделать отдых в Черногории приятным и незабываемым. Кроме того, на конференции UNCED в 1992 году Черногория получила право называться экологически чистым государством, и была признана экологическим заповедником Европы. О побережье этой страны с восторгом писали Бернард Шоу и Байрон, здесь отдыхали коронованные особы, всемирно известные актеры. Черногорцы очень близки к русским по мироощущению, характеру и менталитету. Во многом это объясняется тем, что подавляющая часть населения исповедует православие.

В любое время года радушная Черногория с удовольствием принимает гостей со всего мира. Страна фестивалей и карнавалов, глубочайших каньонов и самых южных фьордов, моря и солнца по праву считается одним из интереснейших туристических центров Европы.

На климат страны влияют контрасты ее рельефа. Если на побережье преобладает средиземноморский климат, то в предгорьях уже господствует континентальный. Всего в Черногории четыре ярко выраженных климатических типа с разнообразием микроклиматических разновидностей. Эти типы в основном совпадают с геоморфологическими областями - приморье, скалистые плоскогорья, равнина и высокогорье.

Прибрежная полоса простирается вдоль Адриатического моря от Герцег-Нови на западе, до устья реки Бояна на востоке. Приморье являет собой разительный контраст другим трем регионам и создает средиземноморский «фасад» страны. Это очень узкая полоса земли (2-10 км шириной), изрезанная многочисленными заливами и бухтами. Самый большой залив - Которский, который является самым южным фьордом в мире. От континентальной части страны приморье отделено горными цепями, которые служат защитой для континентальной части страны от морских ветров. Средние летние температуры здесь варьируются от 23,4 до 25,6°С. Лето длинное и сухое, а зимы короткие и мягкие. Среднее число солнечных часов в году достигает 2500, а в Ульцине солнце светит 2700 часов в год[13].

Скалистые плоскогорья являются особой геоморфологической областью Черногории и, буквально, нависает над приморьем. Растения и животные здесь немногочисленны. Редкие участки плодородной земли встречаются лишь на небольших карстовых равнинах и кратерообразных впадинах. Скалы быстро высыхают, поэтому даже самые сильные ливни не имеют значительного эффекта. Эта часть страны является абсолютным рекордсменом Европы по количеству осадков, однако, в регионе наблюдается большой дефицит питьевой воды. На плоскогорье находится один из черногорских национальных парков - «Ловчен».

Бассейн Скадарского озера, плодородная равнина реки Зета, Белопавлицкая равнина и Никшичское поле составляют третью геоморфологическую область - «черногорскую равнину» с перепадом высот 350м. Это место наивысшей плотности населения в Черногории, здесь находятся два крупнейших города - Подгорица и Никшич. Средняя июльская температура колеблется на равнине от 26,4°С в Подгорице до 25,4°С в Даниловграде. Теплые воздушные массы, минуя долину реки Бояна, бассейн Скадарского озера и каньон реки Морача, достигают Подгорицы, что делает ее самым теплым городом Сербии и Черногории.

Гористые районы начинаются к северо-востоку от рек Пива, Комарница и Морача. Здесь ярко выражен субальпийский климат, с холодными снежными зимами и умеренно теплым летом. Эти горные цепи богаты пастбищами, лесами и многочисленными горными озерами, которых всего в Черногории 29. Реки Пива, Тара, Морача и их притоки проделали в скалах узкие с крутыми берегами каналы - каньоны, чья красота и размер уникальны. В то время как на побережье снег - настоящая редкость, в горах Дурмитора его выпадает до 5м. В северных районах, особенно высокогорных, из-за замедленного таяния снег лежит несколько месяцев, а кое-где даже весь год. В городе Колашин - центре национального парка «Биоградска гора», средняя январская температура составляет минус 1,6°С, а июльская - 16,8°С.

Во многих славянских странах Черногория, или Montenegro, именуется как Crna Gora (Черная Гора), что и является ее официальным названием. Климат в Черногории средиземноморский. Воздух в среднем прогревается до +25°С, а максимальная температура может достигать +40°С. Вода прогревается до +24 - 27°С. Морское побережье курорта протянулось на 290 километров, где расположено 117 пляжей. Все они поражают своим разнообразием: песчаные, покрытые галькой и каменистые, благоустроенные для удобного пребывания туристов и сохранившие первозданную атмосферу дикой природы. Некоторые из них простираются на много километров, другие занимают всего лишь несколько десятков метров. Пляжи есть также в бухтах, у подножий скалистых берегов, вблизи маслиновой рощи или соснового леса, на безлюдных островах, до которых можно добраться только на лодке или катере. Чем ближе к Хорватии, тем местность гористее, а пляжи каменистее; на берегах Боко-Которской бухты пляжи вообще условны, люди, как правило, купаются с причалов. А ближе к Албании пляжи становятся сначала мелко-галечными, а потом и песчаными.

Страна может похвастаться 293 километровым Адриатическим побережьем; скалистыми плоскогорьями; изрезанной бурными реками равниной, разместившейся в окружении живописнейших гор; а также холодным и снежным высокогорьем. География Черногории - это гармоничное сочетание высоких гор и глубочайших каньонов, теплого моря и холодных озер, бурных рек и умиротворенных заповедников.

Только в национальном парке «Биоградска гора» растут деревья 86 пород, среди которых ели, пихты, буки, вязы, дубы, клены, рябины, лаймы - типичные представители различных климатических поясов. Не считая Перучицы в Боснии, на Биоградской горе сохранился единственный в Европе девственный первобытный лес (в природном парке Биоградской горы есть деревья, которым 500-1000 лет). Еще средневековые правители Черногории поняли и оценили уникальность этих лесов и взяли их под защиту, положив тем самым основу экологической культуры страны.

В районе Биоградского озера водятся олени, лани, косули, королевские орлы. На заболоченных участках можно увидеть кабанов и медведей. В высокогорных областях пастухи, которые до сих пор ведут полукочевой образ жизни и уводят стада на лето в горы, часто встречают волков и медведей.

Наиболее распространенной птицей является золотой орел, водящийся в Проклятых горах.

В Букумирском озере, расположенном на высоте 1430м над уровнем моря обитает необычное позвоночное - водяная ящерица.

В акватории Скадарского озера живет самое большое в Европе сообщество птиц. Тут можно увидеть колонии пеликанов, бакланов, цапель, черных ибисов. А под спокойной гладью озера, на которой покачиваются водяные лилии и редкие кесорании, плавают многочисленные стаи рыб - карпы, уклейки, форели.

Самые известные туристические центры черногорского побережья это Будва, остров-отель Святой Стефан, Котор, Герцег Нови, Ульцинь, Петровац, Сутоморе, Ада и другие.

Наиболее популярный курорт среди украинских отдыхающих - Будва. Здесь есть все то, что может покорить самого заядлого туриста: старинные улицы, песчаные пляжи, отели и виллы, бурная ночная жизнь и культурные мероприятия. Будва занимает центральную часть Черногорского побережья и является одним из самых популярных курортов Черногории. Это одно из самых солнечных мест на Адриатике и в Европе. Древний город с узкими улочками, многочисленными кафе, магазинчиками, дискотеками, казино, опоясан крепостными стенами с воротами в сторону моря и берега. Всего за несколько минут отсюда можно доплыть на лодке до острова Святого Николая. Здесь же находятся самые известные и красивейшие пляжи: Славянский пляж и Могрен. Условно город можно разделить на 3 части: Старый город, набережную и остальное. Старый город представляет собой обнесенную крепостной стеной небольшую по площади территорию с узкими улочками, некоторые из которых по ширине меньше размаха рук. Нижние этажи домов - мелкие магазинчики, кафе, ресторанчики. На верхних этажах живут местные жители. Будва - больше молодежный курорт, т.к. ночная жизнь здесь бьет ключом. Бечичи - курорт, расположенный в 3км от Будвы; до него постоянно курсирует туристический паровозик. Длинные песчаные пляжи и спокойное море создают идеальные условия для спортивных соревнований и отдыха.

Для более умиротворенного отдыха подойдет самое волшебное место - жемчужина Адриатики - остров-отель Святой Стефан. С берегом он соединен песчаной косой. В XV веке это был рыбацкий поселок, построенный на скалистом островке. Сегодня здесь все осталось, как было: каменные крепостные стены и низкие дома, которые почти сливаются со скалой. Если бы не такая популярная в этих местах празднично-красная черепица и зелень деревьев, остров, скорее, казался бы совсем нежилым. В 1970 году его жителей переселили на материк, а из Святого Стефана сделали гостиницу. Отель устроен как очень тихое, спокойное и закрытое от посторонних глаз место. Курорт Святой Стефан считается визитной карточкой Черногории. Здесь отдыхали многие знаменитые гости: Карло Понти, Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Индира Ганди, Гамаль Абдель Насер, Клаудия Шиффер, Елизавета II, Кирк Дуглас, Сильвестер Сталлоне, Софи Лорен, Джереми Айронс и многие другие. Отель имеет уникальный мелко галечный пляж с розовым песком.

Городок Петровац, расположенный в красивейшей бухте, отвечает всем требованиям современного туристического центра. Пляж покрыт красной мелкой галькой. Густые маслиновые рощи и сосновый лес окружают со всех сторон этот небольшой городок. До наших дней сохранилась венецианская крепость «Castello», известные римские мозаики 3 века до н.э. Напротив города расположены 2 живописных островка с церквями.

Город Сутоморе славится и своей прибрежной полосой, раскинувшейся прямо у берега лазурного моря. Это курортный город, занимающий оптимальное расположение в центре Черногорского побережья всего в 7км от самого большого прибрежного города-порта Бар. Это делает Сутоморе прекрасной отправной точкой для любой поездки.

Крепость Старый Бар - крупнейший городской конгломерат в Черногории, сохранившийся в развалинах. Он отражает бурную историю и средневековую цивилизацию. Находится в четырёх километрах от нынешнего Бара. Расположен на огромной скале, с трёх сторон защищён отвесными склонами, а с западной стороны его окружают крепостные стены. Один из старейших памятников старого города - ворота X-XI веков. Примечательны руины кафедрального собора Св. Георгия, храма Св. Николы, церквей Св. Катарины и Св. Венеранды, а также некоторые из памятников эпохи турецкого владычества (акведук XVI-XVII веков, часовая башня 1753 года постройки).

На 30км протянулась Ульциньская Ривьера. 24км составляют песчаные пляжи, в том числе из черного песка (вулканического происхождения). Самый длинный из них - Большой пляж - длиной в 13км. Песок здесь содержит остатки кораллов и обладает мягким радиоактивным эффектом, излечивающим артриты и мышечные заболевания. Сам город Ульцинь старый и красивый. Любимое развлечение туристов - посещение красочного пятничного базара. Ада-Бояна - небольшой остров в 25км от Ульциня, сохранивший антураж дикой природы, затерянности и оторванности от большого мира. Отдыхая в Ада-Бояне, можно заниматься виндсерфингом.

Герцег-Нови - город солнца и цветов, художников и поэтов. Город расположен на берегу Бока-Которской бухты, неповторимой по своей красоте. Недалеко от города находится знаменитый лечебно-туристический центр Игало. В лечебницах широко используются морская грязь и минеральная вода. Климат в Игало типично средиземноморский с сухим и теплым летом и мягкой зимой. Уникальное местоположение курорта делает климат благоприятным для людей пожилого возраста и детей. Горы, которые находятся совсем близко, не позволяют сильно нагреваться воздуху летом. Зимой теплые воды моря и горы поддерживают температуру выше нуля. В Игало, помимо пляжного и оздоровительного отдыха предлагаются такие культурные развлечения, как фестивали, концерты, кинофильмы и т.д.

У подножья крутых склонов горы Ловчен, на берегу Боко-Которского залива расположился административный, культурно-образовательный и экономический центр Адриатического побережья - Котор. Уникальный город во всем Средиземноморье, в котором встречаются Романтическое Возрождение, Готика и Барокко, узенькие улочки и просторные площади, многочисленные костелы и дворцы, крепостные стены. Котор включает в себя города Доброта, Рисань и Пераст, а также много маленьких деревушек, окружающих залив. Уникальная красота Котора также создаётся каменными домами, которые расположены вдоль всего побережья, они замечательно контрастируют с крутыми и высокими горами. Синее море, каменный берег, склоны горы Ловчен, самой известной в Черногории, зелёная листва вместе со скалами над бастионами Старого Котора, создают необыкновенно красивые пейзажи. Привлекают туристов горные серпантины, поднимающиеся к крепостям Св. Джованни и Св. Ивана, средневековые замки, и, конечно, весёлые и привлекательные местные жители. В городе находится Которский морской порт, Морской Музей Черногории, Институт Морской Биологии, факультет морского дела Университета Черногории. Главной достопримечательностью и символом города считается собор Святого Трифона, посвященный покровителю и защитнику города, который является памятником римской культуры. В нем находятся остатки фресок XIV века и богатая ризница с изделиями которских и венецианских ювелиров. Кроме того, церковь Св. Луки, церковь Св. Анны, церковь Св. Марии, дворец герцога, театр Наполеона представляют лишь небольшую часть богатства сокровищ Которской традиции.

Дополнительное очарование самому прекрасному городу на Черногорском побережье придают многочисленные карнавалы и фестивали, организуемые каждый год, такие как «Летний Карнавал» или «Бокельска Ночь», которые посещают до 30 000 туристов. Также в Которе организуется много музыкальных концертов, которые проводятся в некоторых музеях, старых которских церквях и концертных залах.

Монастырь Острог - самое популярное место паломничества в Черногории. К нему едут паломники со всех частей света, индивидуально или в группах. Монастырь Острог - место собрания верующих всех трех конфессий: православных, католиков и мусульман, потому что считается, что мощи Святого Василия Острожского творят чудеса.

Скадарское озеро - одна из самых комплексных экосистем на территории Черногории. Это самое большое по поверхности озеро на Балканах. Скадар - единственно место  в Европе, где можно еще встретить Розовых Пеликанов.

Черногория располагает более чем 150 000 мест для отдыхающих[14]. Из них более 35 000 - в отелях. Туристическая база Черногории начала бурно развиваться около 5 лет назад. Большое число отелей реконструировано и модернизировано. Строительство и ремонт идут бурными темпами.

Следует обратить внимание на частные виллы и апартаменты, которых в последние два года появилось огромное множество. Это 3-5 этажные новые здания (250-500м от моря) с номерами и апартаментами, как правило с кухней, оборудованные кондиционерами и всем необходимым для комфортного отдыха. Возможно проживание без питания или на базе завтрака.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены география, климат, достопримечательности, курорты и отельная инфраструктура, а также возможные экскурсии в Черногории.


2.2. Разработка тура по Которскому субрегиону Адриатического побережья Черногории

В основном подготовительная работа по созданию турпродукта составляет от 1 года до 1,5 лет до первой отправки туриста по новому маршруту, новой программе или в новую страну. Немаловажна и программа производства и реализации нового турпродукта, по которой разрабатывается основной туристический продукт компании.

Таблица 1 Программа производства и реализации нового турпродукта

Вид деятельности

Год

Срок

Вид работы

Комплексное иссле-дование рынка - пла-нирование

1-й год

2 месяца

Изучение турпродукта, рынка как такового, потребителей, конкурентов

3-4 месяца

Сравнительный анализ предполагаемых мест приема туристов

Планирование - переговоры

2-й год

2-3 месяца

Принятие решения о месте назначения, оте-лях, их вместимости, продолжительности ту-ра, начале сезона, дате отправки

1-2 месяца

Переговоры с авиалиниями о чартерных по-летах. Переговоры с отелями, транспортны-ми компаниями, организациями, предостав-ляющими экскурсионное обслуживание и др.

Работа по оформле-нию отношений с ор-ганизациями постав-щиками услуг, подго-товка рекламной про-дукции

 

1 месяц

Оформление контрактов с отелями, авиаком-паниями, транспортными компаниями, орга-низациями, предоставляющими экскурсион-ное обслуживание и др.

5-6 месяцев

Оценка продажной цены тура и расчет окон-чательной цены тура

Продвижение и реализация

3-й

2-3 месяца

Распространение рекламной продукции

2-3 месяца

Начальное продвижение продаж. Реклама в СМИ

1-2 месяца

Агрессивная рекламная деятельность. Первая отправка туристов по новому туру

Необходимо стараться реализовывать вновь разработанные туры через существующие каналы сбыта, т.е. партнеров в стране, с которыми она работала ранее. Это наиболее простой путь выхода на рынок с новым продуктом, т.к. турфирма застрахована от ряда неприятных неожиданностей во взаимоотношениях с новым партнером, и постоянное сотрудничество предоставляет возможность получения финансовых льгот (скидки с цены, уменьшение предоплаты, увеличение комиссии и т.д.).

С целью развития российского туризма в и Черногорию предлагается туристический проект.

Волшебный карнавал в Которе на Адриатике

Заезд с 01.08.2012 по 09.08.2012

1 день. Вылет из Екатеринбурга в Тиват. Перелет ~ 4,5 часа. Прибытие в аэропорт г.Тиват. Встреча в зале прилета с группой. Трансфер в отель г.Котор. Размещение в отеле. Свободное время.

2 день. Завтрак. Обзорная экскурсия по Котору. Факультативно: поездка на остров Мертвых и остров Богородицка-Шкрпьела. Свободное время.

Котор - уникальный черногорский город-курорт, расположенный у самого подножья горы Ловчен, и охраняемый ЮНЕСКО. Это один из прекрасно сохранившихся средневековых городов Средиземноморья. Котор был основан еще в римские времена и был известен как город Акривий, входивший в состав римской провинции Далматия. В X веке Акривий стал автономным городом Византийской империи, а с 1395г. по 1420г. и вовсе был независимой республикой. В XIV-XVIII веках Котор, включая окрестности, принадлежал Венеции, что ярко проявилось в роскошной архитектуре города. В 1797г. город перешел Австро-Венгрии, и только с 1918г. стал одной из прекраснейших частей Югославии.

Туры в Котор будут интересны любителям старины и загадок истории. В средние века гавань Черногории являлась важным художественным и развитым коммерческим центром, имеющим свою собственную знаменитую школу каменной кладки, а также иконографии. Множество памятников (среди которых романские церкви и неприступные городские стены) были очень серьезно повреждены во время землетрясения в 1979г., однако при непосредственном участии ЮНЕСКО город был восстановлен. Система фортификаций Котора, длина которой 4,5км при высоте 20м, защищающая его от моря, довольно хорошо сохранилась и является одним из выдающихся мировых исторических памятников. Собор Святого Трифона, возведенный в честь покровителя и защитника города - символ Котора, ведь именно здесь находятся остатки прекрасных фресок XIV века, а также богатая ризница с роскошными изделиями мастеров-ювелиров Котора и Венеции. Пребывая на этом курорте, непременно стоит посетить его главные хранилища истории, а именно Часовую башню, Церкви Св. Луки, Св. Анны и Св. Марии, Театр Наполеона, а также Дворец князя, Остров Мертвых, на котором находится древнее кладбище Пераста, а также Бенедиктианское аббатство.

3 день. Завтрак. Которский карнавал. Свободное время.

Летний карнавал проводится уже несколько лет и показывает туристам все удовольствия уличных вечеринок, передающих дух жизнерадостности, который столетиями присутствует в Которе. В концертах, красочных шествиях и народных гуляниях принимают участие музыканты, певцы и маскарадные группы из многих стран Европы. Карнавал продолжается парадом мажореток и духовых оркестров, а апогеем праздника являются большое карнавальное шествие, концерт на площади у стен Старого града и музыкальные представления на сцене между церквями Св. Ивана и Св. Троицы.

4 день. Завтрак. Выезд в Княжеский дворец и Дворец Грегурина, на территории которого располагается Морской Музей. Свободное время.

5 день. Завтрак. Монтенегро-тур (Цетинье, Негуши, Котор) - обзорная автобусная экскурсия по Черногории на целый день. Отъезд на гору Ловчен, посещение спортивного парка «Иванова Корита» в национальном парке Ловчен. Взрослые и детские развлечения. Осмотр музея Короля Николы, Цетиньского монастыря.

Спортивный парк приключений «Иванова Корита» на горе Ловчен. Здесь, на территории 20 000га создано множество специальных аттракционов и естественных площадок, где можно испытать не только свою ловкость, но и храбрость, (например, покататься на высоких «тарзанках» или преодолеть многочисленные полосы препятствий, расположенные на разных высотах). Французскими специалистами разработано 6 маршрутов для людей разной степени подготовки.

6 день. Завтрак. Подъем на стену крепость Котор.

Дорога наверх холма неожиданно начинается с городских лестниц, которые быстро достигают уровня крыш домов. Крутая дорога-серпантин на вершину холма ведет все выше и выше вдоль старых стен с бойницами, открывающих роскошные виды на залив и Котор. Примерно на половине пути можно перевести дух в тени возле церкви Богоматери «На здравие». На вершине холма расположена так называемая Малая крeпость с башней Контарини и укрепления Св. Марко, Св. Джироламо и Лоредан, а также большая цистерна для сбора дождевой воды.

До конца 2011г. в Черногории начнется строительство лифта от Котора до крепости Сан-Джованни, а возведение канатной дороги Цетине-Ловчен-Котор запланировано на 2011г. По предварительным подсчетам, лифт будет стоить 9,5 млн. евро, а канатная дорога - 38 млн. евро.

7 день. Завтрак в гостинице. Свободный день от экскурсий. Отдых и ночные гуляния в старом городе Котор.

8 день. Завтрак. Трансфер в аэропорт г.Тиват. Регистрация на рейс. Вылет в Екатеринбург.

Структура себестоимости тура на примере турпакета «Волшебный карнавал в Которе» приведена в таблице 2.

Таблица 2 Структура себестоимости тура «Волшебный карнавал в Которе»

Виды затрат

Цена, евро

% к Итогу

Авиаперелет чартерным рейсом в обе стороны

804,5

84,90

Размещение в 4-х местном номере 3* отеле

52,65

5,56

Питание (завтрак)

15,75

1,66

Информационный коктейль

4,05

0,43

Регистрация туриста

5,6

0,59

Трансфер от а/п до отеля и с отеля до а/п

10

1,06

Медицинское страхование

30

3,17

Экскурсия

25

2,64

ИТОГО себестоимость тура

947,55

100

В стоимость тура входит: авиаперелет Екатеринбург-Тиват-Екатеринбург; трансфер по программе; экскурсия по Старому городу Котор; проживание в отеле г.Котор; питание по выбору (завтраки или полупансион); сопровождение группы в Черногории профессиональным гидом-переводчиком.

В стоимость тура не входят: факультативные экскурсии и посещения.

При активном сотрудничестве России и Черногории, проведении массовой рекламы туров можно добиться увеличения притока россиян в Черногорию в субрегион Котор.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены основные характеристики туристического продукта, система разработки нового туристического продукта, определена структура туристских услуг, раскрыты общие и отличительные особенности туристской услуги.

Туристическая услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в осуществлении тура или его отдельных составляющих.

Туристский продукт - совокупность услуг по перемещению, размещению, питанию и медицинскому страхованию, по предоставлению туристских ресурсов и услуг экскурсоводов-гидов, гидов-переводчиков, которая формируется туроператором с учетом спроса путешественников, а продвигается и реализуется в форме туристской путевки как туроператором, так и турагентом. Таким образом, основным субъектом туристского рынка является туристский оператор, так как он непосредственно формирует туристский продукт, а потом продвигает и реализует вместе с турагентом.

Черногория - прекрасная страна, которая по праву считается экологическим заповедником Европы. Великолепные пляжи, национальные парки, удивительная природа, чистейшее море, интереснейшие экскурсионные программы, вкуснейшая недорогая еда, замечательные вина, удивительно гостеприимные люди, которые обладают еще и совершенно потрясающим чувством юмора.

Туры в Черногорию предоставляют вам возможность широкого выбора видов отдыха - оздоровительные, экскурсионные, горнолыжные, индивидуальные. Прекрасные горнолыжные курорты, доступные цены и развитая инфраструктура туристического бизнеса делают туры в Черногорию популярным видом отдыха.

Для данной страны была разработана программа 8-дневного тура «Волшебный карнавал на Адриатике». Был подробно описан каждый день пребывания в стране, рассчитана стоимость тура.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: АспектПресс, 2001. - 464с.
  2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы учеб. для вузов турист. профиля / Е. Н. Ильина ; Рос. междунар. акад. туризма М. Финансы и статистика 2004. - 191с.
  3. Каталог туристической компании ITS, 2008.
  4. Менгер К. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 1992.
  5. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс /Под ред. А.С. Кускова, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М.: МПСИ, 2005. - 496с.
  6. Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org
  7. Туристический каталог «More Travel» - Екатеринбург, 2009 год - 242 с.
  8. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2004. - 416с.
  9. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. - 384с.
  10. Черногория турс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.chernogoriya-turs.ru/

[1] К.Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 1992.

[2] Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы учеб. для вузов турист. профиля / Е. Н. Ильина ; Рос. междунар. акад. туризма М. Финансы и статистика 2004. С. 82.

[3] Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2004. С. 174.

[4] Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2004. С. 175.

[5] Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. С. 126.

[6] Рекреационная география: Учебно-методический комплекс /Под ред. А.С. Кускова, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - м.: МПСИ, 2005. С. 79.

[7] Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2004. С. 176.

[8] Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. С. 127.

[9] Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. С. 129.

[10] Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2003. С.114.

[11] Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма Учебное пособие - М ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. С. 130.

[12] Каталог туристической компании ITS, 2008.

[13] http//:www.ru.wikipedia.org/Черногория

[14] Туристический каталог «More Travel» - Екатеринбург, 2009 год - 242 с.

Просмотров работы: 10