ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства явилась ощутимым фактором развития туристской сферы. Потребности настоящего времени в развитии индустрии туризма выходят за рамки сугубо экономических. В динамике и структуре туристских продуктов и услуг прослеживается сдвиг в сторону более сложных интегрированных форм обслуживания, наукоемких и социальных видов услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни общества. Особенно важно воздействие данных факторов на развитие международного туризма, когда понимание потребностей и обслуживание клиентов строится на основе адаптации туристского продукта к быстро меняющимся и трансформирующимся предпочтениям туристов.

Туристский бизнес как открытая динамично развивающаяся система подвержен влиянию различных факторов, роль которых в каждый момент времени может быть различной по силе, продолжительности и направлению воздействия. Поэтому выявление, учет, анализ и классификация ключевых тенденций и факторов являются важнейшими задачами для формирования, функционирования и развития индустрии туризма.

Структуризация ключевых факторов, влияющих на состояние и развитие туризма на современном этапе представлена на рисунке 1.

Глобальная экономика становится более интегрированной. По оценкам международной гостиничной ассоциации HSMAI, только половина крупнейших 100 мировых экономик являются государственными, остальные мультинациональные корпорации. Компании передают высокозатратные и низкоприбыльные функции в аутсорсинг поставщикам, сервисным фирмам и консультантам, многие из которых базируются иногда даже в других странах. Крупным туристским отелям больше нет необходимости иметь собственную прачечную, содержать персонал, отвечающий за мытье посуды, и даже самостоятельно предоставлять услуги питания. Эти функции отель может передать другим компаниям и отнести их на операционные издержки подобно коммунальным услугам, что стимулирует рост эффективности основного вида деятельности гостиничного бизнеса по обслуживанию туристов.

Интернет играет все возрастающую роль в минимизации издержек гостиничного и туристского бизнеса и приближает производителей к отдаленным поставщикам и потребителям. Интернет позволяет непопулярным и неизвестным дестинациям донести информацию до потенциального потребителя так же, как это делают крупные операторы, что стимулирует развитие малого туристского бизнеса по всему миру. Особое значение современные электронные технологии имеют для крупных мультинациональных гостиничных компаний и туристских операторов, которым было бы нелегко координировать деятельность между различными регионами без возможности быстрого обмена информацией, а также для неразвитых и непопулярных направлений, которые не смогли бы эффективно конкурировать в борьбе за туристов без доступа у сети Интернет.

Интернет-технологии изменили рынок индустрии гостеприимства. Туристы сравнивают цены в сети, а затем совершают покупку по самым низким ценам, сэкономив на приобретении турпакета.

Туристические агентства, авиакомпании, гостиницы вынуждены уделять все больше внимания безупречной репутации в высокотехнологичных рыночных условиях. Отзывы туристов о плохом сервисе, размещенные в социальных сетях и разочарования туристов быстро распространяются в сети Интернет по форумам, чатам и блогам и надолго сохраняются. Репутация может быть потеряна мгновенно. Только компании, которые смогут обеспечить безупречное обслуживание, продолжат свое развитие. Безупречная репутация бренда является для онлайн-покупателя единственной гарантией того, что приобретаемые им услуги оправдают его ожидания. Компании, не справившиеся с задачей, уступят своих клиентов новым, быстроразвивающимся конкурентам.

Для индустрии гостеприимства технологическая тенденция заключается в том, что по мере усложнения систем баз данных компании получают возможность охватить детальную информацию о постоянных клиентах и их предпочтениях. Это позволяет, например, персоналу отелей обеспечивать повторным посетителям персонализированный сервис, чтобы формировать собственную программу лояльности и стимулировать дальнейшие визиты туристов.

Крупный гостиничный бизнес реструктурируется. Происходит делегирование полномочий низовым звеньям, а компьютерные и информационные технологии увеличили зону управленческого контроля, распространив ее на значительно большее число подчиненных, что серьезно сокращается число работников среднего звена. Кроме того, в период всеобщего информационного обмена, повысился уровень требований к образованию для производственного работника отеля. Развитие новых технологий вынуждает гостиничные компании осуществлять тренинги работников для их соответствия новым требованиям. Современная высокотехнологичная организация гостиницы все больше зависит от команд узкоспециализированных специалистов по мере того, как происходит глобализация рынков и дифференциация технологий. Каждый новый уровень специализации обеспечивает большую эффективность, сокращая операционные издержки и способствуя большей производительности и прибыльности глобальных компаний. Растет спрос на специалистов, способных присоединится к проектным командам, сокращает число широкопрофильных универсальных специалистов, необходимых крупным гостиничным операторам. Поиск топ-менеджера для управления крупным гостиничным бизнесом уже сейчас является проблемой. И она будет усложняться по мере того, как растет специализация. Кроме того, молодые специалисты, стремящиеся к экономическому успеху, неохотно соглашаются на низкие начальные позиции, однако они не обладают достаточными навыками для выполнения более ответственной работы. Важным активом для мотивации и удержания потенциальных работников становится программа обучения и повышения квалификации, которая расценивается ими как шаг к карьерному продвижению. Даже малый бизнес рассматривает тренинги для персонала как инвестиции, а не расходы.

Туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие.

Общеэкономические  факторы:

  • уровень материального благосостояния массового потребителя;
  • соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения;
  • особые зоны инвестирования;
  • разработка программ развития туризма.

Социально - демографические факторы:

  • возраст;
  • пол;
  • профессия;
  • образование;
  • социальная группа;
  • семейное положение;
  • имущественное положение;
  • состав семьи;
  • регион проживания;
  • город или сельская местность;
  • величина населенного пункта, где живут туристы;
  • род занятий.

Факторы культурного и общественно-психологического характера:

  • приоритеты в системе духовных ценностей общества;
  • психология потребления;
  • широкие кредитные программы.

Личностно-поведенческие факторы:

  • личные особенности;
  • стиль жизни;
  • интересы в свободное время;
  • система духовных ценностей;
  • целевые установки;
  • мотивы;
  • распространенна дачная ментальность;
  • паломничество.

Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который, в конечном счете, является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:

  • частотность туризма;
  • предпочтения в выборе географии туризма;
  • предпочитаемая форма организации тура;
  • представления туриста о цене тура и т. д.

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «...потребности человека в туризме - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации. Например, межправительственная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование.

В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон Энгеля, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени на туризм, рекреацию и оздоровление) существенно увеличивается.

Поэтому в период экономического подъема, благодаря росту материального благополучия и покупательной способности населения, интенсивность туризма увеличивается, в период экономического спада спрос на туристические услуги падает.

Однако зависимость изменений в спросе на  туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, имеет меньшее влияние, чем, например, в таких отраслях, как строительная, автомобильная и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Высокий темп жизни, конкуренция на рабочих местах, стрессы и хроническая усталость, приводят к тому, что современный потребитель скорее откажется от приобретения видео и аудиоаппаратуры, чем от ежегодного отпуска. Поэтому отметим, что в условиях глобализации общества и интенсификации труда рекреационный фактор - становится определяющим. В большинстве развитых стран отдых, оздоровление, туризм и здоровый образ жизни становятся не только модной традицией, но и насущной необходимостью - стилем повседневной жизни населения. Во многих странах отмечается сокращение расходов на дорогостоящие покупки и предметы роскоши в общей структуре расходов населения и одновременное увеличение доли расходов на туризм, отдых и оздоровление на курортах. Даже в период экономических спадов население развитых стран не отказывало себе в отдыхе и оздоровлении и «экономило не на отпуске, а в отпуске» [1].

Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры рынка можно объяснить, прежде всего, эластичностью спроса на туристические услуги. Именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

В настоящее время в мире растет перспективность международного туризма для людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 65 лет и старше». В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины:

  • повышение материального благосостояния всех групп общества;
  • увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного порога;
  • изменение психологического отношения к старению.

Например, в странах Европейского союза (ЕС) население составляет почти 372 млн. человек, при этом число людей достигших 65-летнего (пенсионного) возраста и старше достигло 60,3 млн. На долю населения зрелого возраста приходится около 16,2 процента. По сравнению с 1950 годом доля людей старше 65 лет возросла на 50%. В таблице 1 представлена информация об общей численности населения и его возрастной структуре в странах ЕС [2].

Таблица 1 Доля населения 65 лет и старше в странах ЕС

Страны Европейского союза

Общая численность населения (млн.)

Население 65 лет и старше (млн.)

Население 65 лет и старше (%)

Германия

81,6

13,1

16,0

Италия

57,3

10,2

17,8

Франция

58,1

9,3

16,0

Великобритания

58,6

9,3

15,8

Испания

39,2

6,5

16,5

Нидерланды

15,4

2,1

13,6

Греция

10,5

1,8

17,1

Бельгия

10,1

1,7

16,8

Португалия

9,9

1,5

15,1

Швеция

8,8

1,5

17,0

Австрия

8,0

1,3

16,2

Дания

5,2

0,8

15,3

Финляндия

5,1

0,8

15,6

Ирландия

3,6

0,4

11,1

Люксембург

0,4

0,06

15,0

Как видно из таблицы, по численности  населения самой "старой" по возрасту населения страной в Европейском союзе является Германия, которая не случайно лидирует среди Европейских стран по числу туристов пожилого возраста, а также в сфере фундаментальных научных медицинских исследований возрастно-зависимых заболеваний, особенно в кардиологии, трансплантологии, онкологии и других. Например, на баварских курортах, таких как Бад Тольц, Бад Гризбах, Бад Фюссен, Бад Рахенхаль, расположенных в предгорье альпийских гор и известных всему миру многочисленными минеральными источниками и целебным климатом, расположены современные санатории, позволяющие проводить не только диагностику и курортную терапию различных заболеваний, но и хирургическое лечение.

Кроме того, следует отметить, что во многих странах произошли изменения в отношении населения к отпуску и его роли в поддержании индивидуального здоровья. Население воспринимает ценность отпуска как фактор повышения здоровья, всвязи с чем формирует и другую структуру его использования, предпочтительным  становится  дробление  отпуска  на мелкие  сегменты,  что  увеличивает  число  периодов  кратковременного оздоровительного отдыха в течение года.  Последнее  иллюстрируется динамикой  поездок  граждан  стран   Европы  и  мира  в  период  отпуска с целью отдыха. Так,  около  68 %  граждан  США  более  3-х  раз  в  год осуществляют  поездки  на  отдых  на  курорт [3], в Швеции фиксируется  самое  высокое  среднее  число  поездок  туриста  на  отдых  среди стран  Европы  (3,1 раза  в  год),  в  Финляндии,  Германии,  Великобритании   фиксируется  не  менее  2-х   поездок  на  одного  туриста  в  год  с целью   отдыха,   в  других   странах  (Бельгия,   Дания,  Италия,  Австрия  и Португалия)  частота  поездок  на  курорты   находится   между   1,2  и 1,8  [4].

Другой важной тенденцией дробления отпускного времени становится массовость использования туристско-рекреационных и санаторно-курортных объектов, расположенных внутри страны. При этом следует отметить, что эта тенденция наблюдается не только в курортных странах, таких как Греция, Испания, Италия, Португалия, но и в Финляндии, Швеции, Великобритании, причем нет четкой зависимости по возрастным группам (таблица 2) [4].

В большинстве развитых стран пары с обоими работающими членами семьи становятся нормой. Более того, семьи, в которых оба члена семьи делают карьеру, могут позволить себе часто ездить на короткие путешествия. Эта тенденция отражается на рынках гостиничных и туристских услуг, которые переориентируют предложение с традиционных двухнедельных отпусков на короткие трехдневные путешествия, необходимые работающим парам.

Таблица 2 Сравнительная характеристика предпочтений туристов в период отпуска в странах ЕС в разных возрастных группах (в %)

Страна

15-24 года

25-44 года

45-64 года

65 лет и старше

общий

внутренний

выездной

общий

внутренний

выездной

общий

внутренний

выездной

общий

внутренний

выездной

Бельгия

16,7

14,4

69,0

43,5

15,4

73,7

31,4

11,9

77,2

8,4

22,3

64,5

Дания

16,6

13,8

67,8

39,9

25,6

59,1

34,0

20,8

63,9

9,5

29,7

54,3

Германия

13,7

25,4

69,5

40,0

26,1

67,3

31,8

35,5

54,7

14,6

47,8

45,1

Греция

17,8

95,0

4,4

37,9

93,3

6,0

29,6

93,7

5,5

14,7

94,5

5,1

Испания

16,3

82,1

7,0

41,3

82,0

5,8

27,3

83,1

4,7

15,1

89,1

4,7

Италия

15,7

72,2

15,0

44,0

70,2

16,3

28,5

74,2

11,5

11,8

85,5

7,7

Люксембург

13,6

0,0

100

42,7

0,1

99,0

31,6

0,4

99,6

12,1

0,5

98,9

Нидерланды

14,1

22,2

64,9

42,1

25,4

58,1

32,0

23,8

57,2

11,6

35,7

38,9

Австрия

14,5

15,4

70,3

42,9

17,7

66,3

30,1

19,3

61,5

12,5

30,9

50,4

Португалия

22,1

76,9

14,7

40,7

80,4

12.4

24,9

72,5

18,4

12,4

75,2

16,9

Финляндия

18,1

52,0

25,0

37,4

56,8

19,5

35,8

50,4

21,4

8,7

60,0

15,0

Великобритания

15,3

34,8

54,8

37,5

43,4

44,0

30,2

34,4

50,3

16,9

60,7

25,1

Структура семьи становится разнообразнее. Матери-одиночки, отцы-одиночки, однополые браки - все эти социальные элементы становятся целевыми группами для рыночных гостиничных ниш. Многие отели провозглашают себя толерантными к однополым парам, а для некоторых они даже становятся целевой аудиторией. Увеличивается число специальных туров и для другой целевой аудитории - для семей, включающих несколько поколений. Для этой группы интересны отели, предлагающие многокомнатные апартаменты. Несмотря на обеспеченность этой группы туристов, позволяющих себе такие массовые семейные путешествия, та группа туристов очень тщательно распределяет расходы, т.к. такие поездки более длительны (до 30-60 дней).

Интеркультурный обмен на интернациональном и внутринациональном уровнях возрастает по всему миру. Усиление межкультурной коммуникации, чему в значительной степени способствует и Интернет, стимулирует спрос на культурный туризм, направленный на знакомство с другой культурой для ее понимания и восприятия у себя в стране. Такие группы туристов будут представлять и в дальнейшем ценный сегмент для специализированных туров по всему миру.

Растет спрос на услуги, удовлетворяющие потребности туристов мусульманского вероисповедания. Гостиницам, ресторанам следует определенным образом готовиться к приему туристов, исповедующих ислам и удовлетворять их специфические потребности религиозного, гастрономического, этнического и культурного характера.

Таким образом, факторы спроса являются международными, однако особенностью современного этапа является формирование новых значительных потоков туристов из Китая и Индии, формирование специфического спроса в силу демографической и социальной трансформации (для матерей или отцов одиночек, однополых пар, национальных и религиозных меньшинств, для семей, включающих несколько поколений, пожилых туристов)

Международная открытость несет в себе риск террористических атак. Почти все мусульманские страны переживают период политической нестабильности и растущего населения, что сопровождается значительной миграцией населения. По данным ООН, в мире насчитывается 100 млн. международных мигрантов, треть которых обосновалась в Европе. Нестабильное благосостояние, непринятие мигрантов обществом, растущее насилие в обществе вызывает ответные реакции протеста. Растет терроризм в мировом масштабе, который подогревается сторонниками различных экстремистских организаций не только в мусульманских странах, но и по всему миру, в том числе и в Европе. Гостиницы, рестораны, транспортные средства становятся целями атак международных террористов, которые избирают их в качестве целей. Чтобы иметь большой общественный резонанс. Поэтому гостиничный сектор является слабозащищенным и уязвимым. Политическая нестабильность и тем более теракты в гостиничных и туристских центрах серьезным образом подрывают привлекательность региона для туристов. До тех пор, пока проблема терроризма не будет решена или, по крайней мере, находиться под контролем, туры в нестабильные страны Ближнего Востока, Африки, Азии будет сложно реализовывать туристам (особенно европейцам и американцам). Несмотря на обилие аттракторов исторического и культурного наследия. Это правило будет мгновенно вступать в действие, даже не дожидаясь официальной реакции властей, в отношении посещения туристского региона в период террористической опасности. Угроза терроризма станет одним из самых серьезных и непредсказуемых рисков для отрасли международного туризма на ближайшие 30 лет.

Развитие инфраструктуры высокоскоростных поездов, осуществление намерений об использовании в туризме коммерческих сверхзвуковых реактивных самолетов будет увеличивать доступность многих дестинаций по всему миру. Модернизируются технологии и последнего поколения самолетов (Боинг 787, Аэробус А350 XWB), которые сконструированы с применением легких материалов и более эффективных двигателей с целью сократить затраты на топливо, увеличит грузоподъемность и дальность полетов. Инновационные технологии снизят зависимость авиакомпаний от цен на нефть и позволят получать прибыть без ввода дополнительных топливных сборов к ценам на билет.

Однако это только перспектива. В 2008-2010 гг. растущие расходы на топливо, не заполнение мест на рейсах, в силу увеличивающихся цен на авиабилеты, привели к банкротству наиболее слабых авиакомпаний. В то же время рост цен на нефть стимулировал сотрудничество конкурирующих компаний, вынужденных совмещать рейсы, в силу недостаточного туристского спроса. Круизные компании также вынуждены были ввести надбавки за топливный сбор к цене билета. Это не сильно повлияло на путешествия класса люкс, но значительно сократило спрос на путешествия эконом-класса. В целом, мировой дефицит производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов стимулировал рост цен на бензин, топливо и другие топливно-энергетические ресурсы. В некоторых регионах автомобильные перевозки туристов стали одним из самых быстрорастущих транспортных секторов. Конечно, изменение цен на нефть не сильно отражается на деятельности гостиницы. Расходы на энергию представляют собой относительно небольшие затраты  - значимые, но не более. Этот фактор имеет в основном косвенное значение, т.к. при его появлении проявляются нежелательные явления (увеличение общей стоимости турпродукта, снижение потока туристов и т.п.). 

Туристы все более становятся чувствительными к вопросам охраны окружающей среды. Первый шаг в развитии экологической и социальной ответственности международного гостиничного бизнеса был сделан международной гостиничной компанией InterContinental, которая выпустила в 1990 году руководство по экологическому развитию и управлению отелями. Затем в 1993 году 11 крупнейших международных гостиничных сетей (Accor, Forte, Hilton International, Holiday in, Worldwide, Conrad International Hotels, Intercontinental Hotels, Marriot Corporation, Societe Des Hotels Meridien, Wharf Hotel Investments, Ramada Intercontinental Hotels and Resorts, ITT Sheraton Corporation) выступили с Международной Инициативой Экологической Ответственности Гостиниц, в основу которой легло руководство международной гостиничной компании Intercontinental. Практически все лидирующие в настоящее время международные гостиничные компании участвуют в проектах улучшения экологии. Например, компания Sheraton выступила с экологической инициативой в африканском регионе и в районе Индийского океана, а также разработала программы в поддержку фауны Бенина, Зимбабве и Нигерии. Большинство гостиничных компаний всего мира уже сейчас в добровольном порядке принимают на себя обязательства об установке очистных сооружений и соблюдением норм экологической деятельности в туристском регионе. Тенденция экологичности уже более десятка лет прослеживается в гостиничном бизнесе. Отели используют экотехнологии в интерьере комнат (экологически чистые материалы и зеленые насаждения), в ресторанах предлагают экологически чистые продукты, в строительстве применяют экологически чистые самоочищающиеся материалы для внешних фасадов, измельчители мусора в лепешки с дальнейшим вторичным использованием, энергосберегающие источники (солнечные батареи), используется система экономичного энерго- и водоснабжения, в частности в отелях Австрии, ОАЭ, Мальты применяется замкнутый цикл подачи воды.

Кроме того, важным с точки зрения туристского интереса, является и экологическая обстановка самого туристского региона. Большинство развивающихся стран испытывают проблемы с чистой питьевой водой, с водоснабжением гостиниц и ресторанов. Другой проблемой может стать,  значительный наплыв туристов, например, прогнозируется, что при существующем потоке туристов Галапагосские острова уже находятся под угрозой необратимости экологического равновесия в регионе, в долгосрочной перспективе исчезновение кораллов и других видов фауны.

Таким образом, факторы развития туристского рынка, в первую очередь, связаны с усилением трансформационных процессов в обществе, интернационализацией, глобализацией, информатизацией экономики туризма, новыми требованиями к трудовым ресурсам, экологии, межкультурной коммуникации, а также с появлением новых групп потребителей на рынке туризма.

Список литературы

  1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304с
  2. Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 166 с.
  3. Judy, L. Randall, and Larry D. Gustke, Top Ten Travel and Tourism Trends 2005, Randall. Travell marketing, USA, 2005, 202, p. 7. http://www.visitfingerlakes.com/partners/images/research/2005_Top_Ten_Travel_and_Tourism_Trends.pdf.
  4. Schmidt Hans-Werner. How Europeans Go On Holiday. Statistics in Focus, Industry (Eurostat), Theme 4-15, 2002, p.3 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-NP-02-015/EN/KS-NP-02-015-EN.PDF
Просмотров работы: 786