Введение
Российская Федерация - это молодое государство. После прекращения существования Советского Союза мы встали на собственный, не так тесно связанный с союзными Республиками путь развития. Стоит задаться вопросом - кто это развитие будет осуществлять? На разных уровнях власти неоднократно звучала и звучит фраза: «Молодёжь - двигатель прогресса». Кроме того, наиболее мудрые политики всегда делали ставку на молодёжь - это те люди, которые нацелены на будущее и которым предстоит продолжать дела своих отцов.
Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.[1]
Президент России Д.А. Медведев убеждён, что в частности науку во всём мире двигает именно молодёжь. В связи с этим появляется всё больше законопроектов, направленных на стимулирование молодёжи, и новых программ, поддерживающих молодые таланты (президентские гранты, стипендии, университет в Сколково, субсидии на обучение и т.п.). Однако для гармоничного развития страны и общества, все сферы общественной жизни должны развиваться совместно, то есть не только наука и образование, но и политика, и право. Как же относится молодёжь к такому направлению деятельности?
Президент НФ «Развитие» Александр Куньшин обращает внимание на инфантильность современной молодёжи: «80% молодёжи сегодня социально пассивны. Большинство из них не любят говорить о будущем»[2]. Оставаясь одной из самых незащищённых социальных групп, молодёжь в своём большинстве не стремится выйти на диалог с Правительством, отстаивать свои права. Однако проблемы своего социального положения молодёжь может и должна решать сама. Стоит отметить, что деятельность должна быть позитивно направленной, должна созидать, но не рушить уже созданное. К сожалению, сейчас в стране около 8-10% экстримистски настроенной молодёжи. Само собой напрашивается сравнение с предреволюционным временем - В.И. Ленин замечал, что «10% населения - за нас;10% - против нас; остальные 80% - не имеют значения». Можно ли исправить сложившуюся ситуацию или постимперский синдром[3] возьмёт верх над населением России?
10-12% активной молодёжи реализует себя в различных молодёжных организациях, причём такие организации можно назвать социальными лифтами для молодёжи - получая соответствующий опыт работы или деятельности, молодёжь имеет реальную возможность попасть в политическую элиту страны. Наиболее известны сейчас молодёжные политические партии, опекаемые соответствующими всероссийскими партиями. Однако вновь возвращаясь во времена Советского Союза, мы вспоминаем о Профсоюзах, которые были распространены повсеместно и действительно являлись самой массовой общественной организацией, в которую на 1977 год входило порядка 113,5 миллионов граждан. В том числе в профсоюзы могли вступать и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, иными словами - студенческая молодёжь.
Что представляет профсоюз сейчас? Председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов отмечает, что многие правовые механизмы у профсоюзов были отняты, а «роль профсоюзов в последнее время пытаются принизить, навязывая людям мнение, что они не нужны»[4]. Остановимся - многие механизмы, но далеко не все. До сих пор разрабатываются коллективные договоры, проводится материальная поддержка, проводятся кампании против снижения заработной платы. В наше время кроме «взрослого» профсоюза существует и студенческий профсоюз, который ведёт свою особую деятельность - организует праздники, помогает студентам в сложных ситуациях. Некоторые представители студкомов выезжают на профучёбу, принимают участие в общественных заседаниях профсоюзной организации. В университетах особо стоит отметить доступность студенческих профсоюзов - это открытая организация, в которую могут вступать студенты, обучающиеся как на бюджетной основе, так и на платной.
Итак, мы сталкиваемся с серьёзной проблемой - молодёжь, которая является будущим страны, инфантильна, и даже при наличии доступных возможностей не стремится изменять своё социальное положение, открыто выступать в защиту своих прав или даже просто проявлять какую-либо социальную активность. Каждый старается выживать сегодня, но не стремится к нормальной общественной жизни завтра. Подобный феномен нуждается в серьёзном исследовании.
Молодёжь являлась объектом исследования многих учёных, и продолжает интересовать исследователей в наше время - ведь молодежь очень ярко реагирует на любые изменения в обществе. Не зря Лев Троцкий считал, что «молодёжь - барометр революции». Существует несколько теорий, которые специализируются на описании и объяснении такой социальной группы как молодёжь. Среди них можно выделить американских функционалистов, идеи которого раскрыли Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт. Позднее появляются классовый, гендерный и расовый подходы к изучению молодёжи. Среди ярчайших представителей этих подходов можно отметить следующих исследователей: Д. Доунс, П. Уиллис, А. МакРобби, Д. Гарбер, П. Гилрой. Изучения в целом социальной группы для решения проблемы недостаточно, так как требуется исследование механизмов, с помощью которых можно изменить социальную активность молодёжи. Немало концепций среднего уровня раскрывают специфику именно таких механизмов: коллектива, малых групп, лидерства. Однако профсоюзная организация как социальный лифт для молодёжи, к сожалению, практически не рассматривается. Более того, существует мнение, что всё, что было создано в советскую эпоху плохо, бесперспективно, не отвечает современным реалиям.
Теоретическим объектом исследования является профсоюзные студенческие организации; эмпирический объект исследования - студенты, потенциально имеющие возможность вступить в профсоюзную организацию студентов и вести в ней какую-либо деятельность. Предметом исследования является активная жизненная позиция студентов.
Цель исследования: изучение роли студенческих профсоюзов в становлении активной жизненной позиции студентов.
Достижение цели исследования требует выполнения следующих задач:
В качестве теоретических основ исследования могут быть выбраны теории социальной группы, социального действия, социализации и личности, авторами или сторонниками которых являются Г. Зиммель, Ч.Х. Кули, Г.Д. Гурвич, Э. Мейо, З. Фрейд, У.Л. Франк, Д. Рисмен, Г. Тард, М. Вебер, Э. Дюркгейм и другие.
Эмпирические признаки объекта: студенты экономического факультета МГУ им. Ломоносова различных иных социологических признаков.
Глава 1. Методологическая часть исследования.
§1. Обоснование концепции исследования
Теория социальных групп - теория, исследующая процессы формирования социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимости их развития от взаимодействия с другими группами. Уже Л. Гумплович утверждал, что человечество не является социологическим понятием, таковым он считает понятие социальной группы, которое и образует, по его мнению, предмет социологии; при этом основой социальной группы он считал расу. Разнообразные влияния, которые оказывают гетерогенные социальные группы друг на друга, составляют, по Гумпловичу, социологический процесс. Э. Дюркгейм проанализировал (в работе о самоубийстве) связь группы, которая сводится, по его мнению, к непрерывности группового влияния, и раскрыл воздействие нормативно регулируемых групповых связей на поведение человека. Ч. Кули провел различие между первичными группами (семья, соседские и дружеские компании) и вторичными группами. В современной буржуазной социологии этот подход разработан далее в теории малых групп.[5]
В нашей работе мы будем обращаться именно к теории малых социальных групп, так как рассматриваем не социальную группу молодёжи, а социальную группу студентов, обучающихся в определённый период времени на Экономическом факультете МГУ им. Ломоносова.
Малая социальная группа была объектом исследования не только социологии, но и социальной психологии. Основоположником этой теории является Элтон Мейо - американский социолог и психолог. Свою теорию он сформировал в ходе Хоторнских экспериментов, которые в первую очередь показали, что в любой малой группе на первый план практически всегда выходят неформальные отношения. Для молодёжи, в частности студентов, неформальные отношения одна из главных составляющих жизни.
Но наряду с групповой активностью, становление жизненной позиции, несомненно, зависит от личностных качеств. Поэтому раздел социологии, на который мы опираемся в соответствии с предметом исследования - это социология личности. Этот раздел включает в себя ряд теорий, содержание которых мы рассмотрим подробнее.
Основное противоречие социологии личности четко определил Борис Пастернак: «Всю жизнь я быть хотел как все, но век в своей красе сильнее моего нытья и хочет быть, как я». В течении долгого времени в Советском Союзе шли процессы, способствующие стандартизации личности, однако утрата неповторимости и индивидуальности чревата наблюдаемой уже сейчас инфантильностью. Из социальной среды[6] должна появиться личность[7]. Однако существуют различные взгляды на взаимодействие среды и личности. С. Франк считал, что личность стоит выше государства, и никакое государство не может смотреть на неё как на своё оружие. С другой стороны Э. Дюркгейм говорил, что общество - это бог. Зигмунд Фрейд считал, что именно личность определяет само общество, а Н.К. Крупская утверждала обратное: «Личность, взятая вне массы, вне класса, - ничто». Такое различие в подходах связано с подвижными границами между макросредой и микросредой (средой ближайшего окружения).
Следующим важным аспектов социологии личности является социальная адаптация. Адаптация - это социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, в ходе которого происходит взаимное приспособление личности к требованиям социальной среды и социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы.[8] В социологии выделяют две стороны адаптации - адаптивность (приспосабливаемость) и адаптируемость (приспособление, изменение). В последнее время преодолевается акцент на преимущественно пассивный характер адаптации субъекта к социальной среде. Такая постановка закрепляется в получающей всё большее распространение теории личности как «актора» (от английского to act - действовать), когда активность рассматривается как атрибутивное, неотъемлемое качество каждого человека.
Казалось бы, что подобная стихийность и необязательность действия вообще противоречит становлению активной жизненной позиции молодёжи, однако взаимодействие личности и социальной среды ни в коем случае нельзя рассматривать в статике. В динамике же наблюдается процессуальность адаптации, которая превращает адаптацию в управляемый или самоуправляемый процесс. Адаптация очень важна и как следствие этого многогранна - у каждого человека существует индивидуальная социальная среда, в которой он проходит адаптацию наряду с адаптацией в макросреде. Кроме того, здесь возникает вопрос социальной значимости - темп адаптации к среде, в которой человек проводит меньшую часть своего времени, будет медленным, если даже не нулевым.
Следующий аспект - это социальный контроль[9] над личностью. В каждом обществе, социальной группе, есть некие регуляторы, которые могут как соответствовать желаниям или потребностям конкретной личности, или противоречить им. В социальном контроле важно определить пределы вмешательства общества в жизнь личности. В современном гражданском, демократическом общества сфера личной жизни, ограниченной от общественной, имеет большой объём. В связи с этим возникает понятие свободы, которое не означает (как может показаться с первого взгляда) делай всё, что хочется. Свобода личности ограничена свободой других людей, свобода предполагает ответственность и внутренний самоконтроль. В тот же момент свобода - это самостоятельный выбор каждого человека.
В нашем исследовании важно будет оценить социальные ориентации личности. Д. Рисмен в ещё в 1950-х годах разграничил три типа ориентаций:
Сейчас в современном обществе выявляется серьёзная проблема: нестабильность общества превращает человека самостоятельного в неустойчивого, дезориентированного индивида. А такое положение дел негативно влияет и на самого человека, и на общество в целом.
Кульминацией всей теории является понятие социализации - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «нормативного» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.[10]
§2. Переменные исследования, гипотезы.
В социологии по способу измерения выделяют явные и скрытые (латентные) переменные. В нашем исследовании в качестве явных переменных будут выступать:
Латентными переменными будут являться отношение к профсоюзной организации, активная жизненная позиция, которые будут раскрыты с помощью открытых и специальных вопросов в предстоящем анкетировании.
По роли в объяснении исследуемого феномена переменные подразделяются на зависимые, независимые и контрольные. Независимой переменной часто выступает явная переменная, как это происходит и в нашем случае - это состояние (добровольное, осознанное) в профсоюзной организации студентов. Зависимой переменной в нашем исследовании является социальная активность студентов, это своеобразное следствие состояния в профсоюзной организации студентов. Контрольной переменной является социология личности, которая поможет нам объяснить полученные в ходе исследования результаты.
Рассмотрев теоретическую базу и выявив переменные нашего исследования, мы можем сформулировать гипотезы исследования:
Глава 2. Методическая часть исследования.
§1. Выбор метода исследования.
Социология, являясь отраслью научного знания, использует для получения информации разные методы:
Современная социология использует ряд специфических методов: опросы (анкетный, интервью), социометрический анализ, анализ документальных материалов, игровые методы (деловые игры), наблюдение, социальный эксперимент.
Чаще всего социологию, особенно в нашей стране, отождествляют с опросами, особенно анкетными. И, действительно, у нас основная часть социологической информации пока получается при помощи этого метода. В чём секрет его популярности и преимущества? Метод опросов позволяет обратиться непосредственно к человеку, помогает выразить мнение, отношение к событиям и явлениям не одного человека или небольшой группы, а значительной массы. Инструментарий для опроса (анкета, опросный лист) сравнительно легко тиражируется, размножается. Важно и то, что сравнительно высокий уровень формализации анкеты и опросных листов даёт возможность использовать при обработке и анализе информации вычислительную технику, что обеспечивает оперативность применения результатов для принятия практических решений.
Похожим на анкетный опрос является выборочное исследование. Массовое распространение этого метода связывают с именем американского исследователя Д. Гэллапа. В 1936 году во время президентской предвыборной кампании в США он провёл несколько тысяч интервью на основе социологической выборки и получил более точные результаты, чем его конкуренты, которые распространили 10 миллионов анкет. Для проведения выборочного опроса необходимо построить выборку, математическую модель, которая по своей структуре должна совпадать с генеральной совокупностью.
Вторым видом опроса является интервью, личная беседа с респондентом. С одной стороны, непосредственное общение с респондентом расширяет объём получаемой информации, позволяет уточнять её. Однако с другой стороны этот метод требует немалых коммуникативных способностей, высокой квалификации интервьюера и больших временных затрат. Люди не всегда расположены к беседе, уклоняются от ответа на вопросы, бывают неискренни.
Анализ документов предполагает использование информации, зарегистрированной каким-либо «видимым образом» - письменные документы, магнитофонные и видеозаписи, кинодокументы, фотографические материалы и т.д. Однако очень часто в исследуемой области не может быть подобных источников информации.
Важным источником социологической информации выступает наблюдение. Главное достоинство этого метода - возможность, минуя все промежуточные звенья, непосредственно вступить в контакт с изучаемыми людьми, присутствовать при тех или иных событиях. В то же время при наблюдении усиливается вероятность субъективизма, а самое важное социолог сам может повлиять на поведение людей, исследуемого объекта.
Социологический эксперимент из-за сложности организации и проведения, больших материальных и временных затрат является не самым распространённым методом исследования. Этот метод исследования заключается в сравнении экспериментальной и контрольной групп, причём экспериментальная группа находится в изменяющихся условиях, а контрольная - в традиционных.
Для исследования малых групп применяется такой метод как социометрия, который не является чисто социологическим, с ним наиболее активно работают психологи. Как правило, предметом социометрического опроса является выявление готовности к совместной деятельности (работа, учёба, досуг, общение).
В нашем случае ограниченности времени и широком охвате опрашиваемой аудитории анкетный опрос действительно является наиболее подходящим методом социологического исследования. Рассмотрим специфику анкетного опроса подробнее.
§2. Анкетный опрос. Модель анкеты.
В настоящее время мало кто в своей жизни не держал в своих руках социологической анкеты или не отвечал на ее вопросы. На первый взгляд, кажется, что не столь уж сложно подготовить анкету, а тем более опросный лист.
Вместе с тем анкета - это инструмент социологического исследования, который заполняется опрашиваемым, респондентом (от англ. respond - отвечать) самостоятельно. Многое зависит от того, насколько правильно респондент воспринимает и понимает содержание анкеты, выбирает соответствующий вариант ответа и отмечает это в опросном листе. Поэтому все, что касается работы с анкетой, должно быть человеку предельно ясно.
При составлении анкеты используются разные виды вопросов:
Важное условие достоверности опроса (и получаемой в его результате социологической информации) - правильная формулировка вопросов и вариантов ответов к ним. Практика социологических исследований позволила выработать ряд требований, которым должен следовать социолог, разрабатывая анкету:
На основе требований, в соответствии с проводимым исследованием был составлен следующий макет анкеты. Стоит отметить, что анкета содержит вопросы разнообразных типов, что позволит подойти к анализу с разных сторон. Это в свою очередь позволит получить более достоверные результаты:
АНКЕТА
Уважаемые студенты! В рамках проводимого социологического исследования, просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.
№1. Знаете ли вы о существовании профсоюзной организации студентов?
1. Да;
2. Слышал;
3. Нет
№2. Состоите ли вы в профсоюзе?
1. Да;
2. Нет (к вопросу №5)
№3. Вы вступили в профсоюз по собственному желанию?
3.1. Да;
3.2. Нет
№4. По какой причине Вы решили вступить в профсоюз (можно отметить не более 4 вариантов)?
1.Хочу активно участвовать в общественной жизни факультета;
2. Ради поездки в летний лагерь,
3. Для приобретения бесплатных билетов в театр,
4. Для оформления ежемесячной материальной помощи;
5. Хочу, чтобы мои права защищали;
6. Чтобы получить поддержку в непредвиденных ситуациях;
7. С другом за кампанию;
8. Родители советовали;
9. Всем раздали анкеты и сказали заполнять.
10. Другое ______________________________________________________________
№5. Как называется профсоюзная организация студентов в МГУ?
1. Студенческий союз;
2. Студенческая комиссия;
3. Профком;
4. Не знаю
О каких нижеприведённых мероприятиях университета (факультета) Вы слышали, в каких принимали участие?
№6. День эконома
1. Принимал участие 2. Слышал 3. Не слышал
№7. Праздник «Масленица»
1. Принимал участие 2. Слышал 3. Не слышал
№8. Пикет около метро «Университет», посвящённый закону «Об образовании»
1. Принимал участие 2. Слышал 3. Не слышал
№9. В чём заключался конкурс на «Лучшую группу», проводимый во время праздника «День Эконома» в декабре 2010 года?
1. Поставить танец;
2. Снять видеоролик;
3. Спеть песню;
4. Лучшая успеваемость группы;
5. Не знаю
№10. Какая студенческая организация проводила праздник «Масленица» в феврале 2011 года?
1. Студенческий союз;
2. Студенческая комиссия;
3. Профком;
4. Не знаю
№11. Какого цвета была символика пикета, посвященного закону «Об образовании» и проходившего в апреле 2011 года?
1. Красно-белая;
2. Сине-жёлтая;
3. Чёрно-белая;
4. Не знаю
№12. Как зовут председателя профсоюзной студенческой организации Вашего факультета?
____________________________________________
№13. Сколько процентов от стипендии составляют ежемесячные профсоюзные взносы?
1. 1%;
2. 5%;
3. 10%;
4.Не знаю
№14. Что является главным условием для того, чтобы поехать в летний лагерь (зимний лагерь, профилакторий) от профсоюза?
1. Состоять в профсоюзе;
2. Учиться без троек;
3.Организовывать мероприятия;
4. Заплатить стоимость путёвки;
5. Не знаю
№15. Удовлетворены ли Вы получаемой информацией о профсоюзе?
1. Да, полностью;
2. Да, но хотелось бы знать ещё больше;
3. Нет, мало знаю;
4. Нет, абсолютно не удовлетворён
Оцените по пятибалльной шкале реализацию (как это представлено на факультете) каждого направления деятельности профсоюзной организации студентов:
|
Плохо |
Хорошо |
|||
№16. Защита прав и интересов студентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№17. Материальная поддержка всех студентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№18. Материальная поддержка студентов из малообеспеченых семей, проживающих в общежитии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№19. Проведение культурно-массовых мероприятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№20. Проведение экскурсий, походы в театр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№21. Проведение спортивных мероприятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№22. Предоставление студентам возможности влиять на наполнение (содержание) студенческой жизни на факультете и в университете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№23. Обеспечение студентов путёвками в профилакторий, летний оздоровительный лагерь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№24. Каким направлениям деятельности представители профсоюзной организации студентов должны уделять больше внимание (выберете не более 2 ответов)?
1. Материальная поддержка;
2. Проведение культурно-массовых мероприятий;
3. Правовая поддержка студентов;
4. Предоставление путевок в лагерь или профилакторий;
5. Таких нет, всё устраивает;
6. Другое ___________________________________________
№25. Обращались ли Вы в профсоюзную организацию студентов по тем или иным вопросам?
1. Да, неоднократно;
2. Когда-то давно пару раз;
3. Нет (к вопросу №27)
№26. Что явилось причиной Вашего обращения в профсоюзную организацию студентов (можно отметить несколько вариантов)?
1. Путёвки в лагерь, профилакторий;
2. Материальная помощь;
3. Билеты в театр, запись на экскурсию;
4. Правовая поддержка (по вопросам стипендии, проездного документа, общежития и т.п.);
5. Другое ___________________________________
№27. Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, проводимых профсоюзной организацией студентов?
1. Да, всегда принимаю;
2. Чаще всего принимаю;
3. Иногда принимаю;
4. Не принимаю
№28. Какие из направлений деятельности профсоюзной организации студентов Вам наиболее интересны (можно отметить 4 варианта):
1. Организационно-массовая работа;
2. Спортивно-массовая работа;
3. Учебно-научная работа;
4. Социально-правовая работа;
5. Культурно-массовая работа;
6. Никакое;
7. Другое ____________________________
№29. Как Вы в целом оцениваете работу профсоюзной организации студентов Вашего факультета:
1. Очень хорошо;
2. Скорее хорошо;
3. Скорее плохо;
4. Очень плохо;
5. Не знаю
№30. Согласны ли вы с высказыванием «Современная молодежь пассивна, инфальтивна»?
1. Да;
2. Нет
№31. Должна ли профсоюзная организация студентов способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции студента (участие в жизни факультета, университета, акциях, митингах и т.д.)?
1. Да, обязательно;
2. Нет, это личное дело каждого;
3. Этим должны заниматься другие общественные организации;
4. Не знаю
№32. Нарисуйте портрет современного студента (можно отметить 4 варианта):
1. Посещает все пары
2. Смело «задвигает» пары
3. Учиться на 4 и 5
4. Занимает активную жизненную позицию, высказывает свою позицию и отстаивает ее;
5. Появляется только на контрольных или даже на сессии;
6. Классно проводит свободное время (вечеринки, ночные клубы);
7. Усиленно работает, что бы выжить;
8. Подрабатывает по мере необходимости;
9. Ищет применение своим умениям, навыкам, интеллекту;
10. Все свободное от пар время отдает повышению уровня своих знаний;
№33. Может ли профсоюзная организация студентов влиять на формирование активной жизненной позиции студентов?
1. Да;
2. Нет;
3. Не знаю
№34. Ваша главная цель сейчас (выберете единственный ответ)?
1. Хорошо учиться;
2. Получит опыт работы;
3. Занять активную жизненную позицию;
4. Научиться отстаивать свою точку зрения;
5. Участвовать в политической или гражданской жизни страны;
6. Другое ____________________________________________________________
№35. Ваш пол:
1. Мужской;
2. Женский
№36. Курс:
1. Первый;
2. Второй;
3. Третий;
4. Четвертый;
5. Магистратура
№37. Где Вы постоянно проживаете во время учёбы?
1. Москва;
2. Подмосковье;
3. Общежитие.
Глава 3. Организационно-аналитическая часть.
§1. Подсчёт результатов и их наглядное представление.
Для подсчётов результатов мы использовали средства Microsoft Office Excel. Всего было опрошено 55 человек. Большинство респондентов являлись студентами первого курса экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Меньшая часть - студенты старших курсов экономического факультета им. М.В. Ломоносова.
В ходе исследования было опрошено 13 молодых людей и 42 девушки.
Кроме того, 55% респондентов во время учёбы постоянно проживают в Москве, 40% - в общежитии и 5% - в Московской области.
Анализируя документацию профсоюзной организации студентов экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова было установлено, что в бакалавриате и магистратуре 75% студентов состоят в профсоюзе. По рассмотренным переменным мы в дальнейшем будем проводить анализ всех результатов.
Радует тот факт, что все, кроме одного, респонденты вступили в профсоюз по собственному желанию. Однако для будущего развития необходимо отметить, что вступление в профсоюз должно носить только добровольный характер. В противном случае доверие студентов будет утеряно, и ожидание какой-либо активности - напрасно. Анализируя вопрос №4. «По какой причине Вы решили вступить в профсоюз (можно отметить не более 4 вариантов)?», который задан более мягко, мы видим, что уже 7 человек отмечают ответ: «Всем раздали анкеты и сказали заполнять». Более 50% студентов вступают в профсоюз ради различных льготных благ - поездки в лагерь, похода в театр и т.п. Для 20% студентов остаётся важно мнение родителей, друзей. Но всё-таки большинство вступили в профсоюз преследуя определённые цели, что свидетельствует о высоком уровне самостоятельности.
Ответы на вопрос №5 «Как называется профсоюзная организация студентов в МГУ?» показали, что, несмотря на курс (длительность обучения, сотрудничества с профсоюзной организацией студентов), студенты не могут идентифицировать данную организацию. С одной стороны, можно считать, что ответ «3. Профком» является верным, но более точный ответ - это «2. Студенческая комиссия». Всего лишь 8 человек смогли определить нужное наименование:
Кроме этого можно предположить, что студенты не идентифицируют студенческий профсоюз от общефакультетского. Профком - это название профсоюзной организации, в которую входят и преподаватели, и студенты. Студком - именно студенческая профсоюзная организация. Это подтверждают также ответы на вопрос №12 «Как зовут председателя профсоюзной студенческой организации Вашего факультета?». 7 человек считают, что председателем студенческой профсоюзной организации является Карасёва Лариса Алексеевна, которая в действительности является председателем профкома экономического факультета.
Респондентам было предложено ответить, слышали ли они о последних мероприятиях, связанных с профсоюзом, факультетского и общеуниверситетского уровня. Здесь примечательно то, что о факультетском мероприятии «День Эконома» действительно знают, даже если не принимали в нём участие (98% респондентов). О культурно-массовом мероприятии «Масленица» общеуниверситетского уровня также знают (78% респондентов), однако вновь заметна путаница между организациями - некоторые респонденты считают, что организатором «Масленицы» была студенческая комиссия, а не студенческий союз. Последним мероприятием был митинг, посвящённый закону «Об образовании». Об этом истинно правовом мероприятии знало всего лишь 30% респондентов, что свидетельствует о более культурно-массовой направленности студенческой организации, чем о правовой.
О своих обязанностях и правах в профсоюзной организации студентов респонденты хорошо информированы:
10% респондентов отвечают, что не знают основного условия, но все эти респонденты являются студентами первого курса и пока что не имеют права поехать в лагерь. Возможно, именно с этим связана их неинформированность - эта информация пока что им не нужна.
В целом респонденты удовлетворены получаемой информацией о профсоюзной организации студентов. Стоит отметить, что 40% респондентов желают знать больше о профсоюзной организации студентов. Это свидетельствует об интересе к организации, возможности дальнейшего развития:
Каждое направление деятельности профсоюзной организации в среднем респондентами был оценен как «выше среднего»:
Однако сразу видно, что студентам не хватает спортивных мероприятий, а также студенты желают оказывать влияние на факультетскую жизнь и не получают здесь достаточного отклика от администрации. Что ожидают студенты от профсоюза? Это в первую очередь культурно-массовые мероприятия и материальная поддержка. Правовая поддержка (основное уставное направление деятельности профсоюза) остаётся в стороне:
Респонденты обращаются в профком по тем или иным вопросам. Чаще всего эти вопросы связаны с основными ожиданиями от профсоюза - материальная поддержка и путёвки в лагерь или профилакторий. Это свидетельствует о том, что контакт между организацией и студентом налажен:
На вопрос №28 «Какие из направлений деятельности профсоюзной организации студентов Вам наиболее интересны (можно отметить 4 варианта)» всего лишь четыре респондента ответили «6. Никакое». Значит, деятельность профсоюзной организации студентов действительно интересует респондентов, и они участвуют в ней:
Теперь перейдём непосредственно к анализу жизненной позиции респондентов. На закрытый вопрос об инфантильности современной молодёжи опрашиваемые отвечали диаметрально противоположно:
Немалая часть респондентов (42%) считают что действительно, молодёжь пассивна, инфантильна. Естественно слышать ещё более высокие проценты от старшего поколения, но оказывается студенты (скорее всего) с данными «упрёками» согласны. Кроме этого, в независимости от ответа, в среднем 42% респондентов считают, что никакие организации вмешиваться в укрепление жизненной позиции не должны.
С первого взгляда, полученным результатам противоречит портрет современного студента, «нарисованный» респондентами: смело задвигает пары, занимает активную жизненную позицию, высказывает свою позицию и отстаивает ее, подрабатывает по мере необходимости и ищет применение своим умениям, навыкам, интеллекту. С другой стороны респонденты имеют какие-либо собственные идеалы, к чему-то стремятся. И возможно представленный портрет - это именно то состояние, к которому стремится современный студент. Иными словами - справляться с учёбой без особых усилий, зарабатывать (не обязательно много) и реализовывать, раскрывать свой потенциал. Итак, даже если сейчас студенты считают себя пассивными, они имеют стремление к активизации своего потенциала.
Важным результатом является то, что 69% респондентов считает, что профсоюзная организация может влиять на формирование активной жизненной позиции студентов:
Стоит лишь уточнить, что студенты не приветствуют насильственные или надзирательные методы (вопрос №31). Необходимо предоставить интересную возможность, и тогда студенты ей непременно воспользуются.
Сейчас респонденты 1 курса считают основной своей целью учёбу, а студенты старших курсов хотят получить опыт работы, поэтому формирование активной жизненной позиции не является первостепенным интересом студенческой молодёжи.
§2. Проверка гипотез и некоторые выводы.
Я считаю, что в ходе исследования гипотезы в целом подтвердились. Студенты интересуются профсоюзной деятельностью, считают профсоюзную организацию студентов одним из механизмов формирования своей жизненной позиции. К сожалению, на данный момент говорить о высокой степени социальной активности говорить не приходится, однако студенты, несмотря на пассивность, желают и стремятся реализовывать свой потенциал. А такой реализации, по их мнению, вполне может помочь профсоюзная организация студентов.
Итак, в ходе исследования подтвердилось, что студенты стремятся к выделению своей жизненной позиции. Студенты желают стать уверенными в себе людьми, однако не приветствуют обязательное обучение или помощь в данном вопросе. С другой стороны студенты интересуются функционированием такой студенческой организации как Студенческий комитет, что свидетельствует о наличии возможности взаимодействия студента и профсоюзной студенческой организации.
Все поставленные задачи исследования выполнены, цель достигнута. Роль профсоюзов играет значительную роль в процессе социализации молодёжи в студенческие годы. Этот факт является стимулом к развитию профсоюзных организаций - это не пережиток прошлого. Да, нужны изменения в связи с трансформацией эпохи, но сама организация, несомненно, имеет реальное будущее.
Список литературы
[1] БЭС - Большой Энциклопедический словарь
[2] Статья Александра Куньшина: «Молодёжь сегодня и завтра».
[3] Егор Гайдар, «Гибель империи»
[4] Из интервью с Исяновым Олегом, http://www.newslab.ru/article/178735
[5] Социологический словарь
[6] Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
[7] 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность. 2. Относительно устойчивая система соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и соц. взаимодействия. 3. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. 4. Индивид, находящийся в центре обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли.
[8] Социологический словарь
[9] Совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций
[10] Социология. Курс лекций.