НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ИХ ИЗУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ИХ ИЗУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные индустриально развитые общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также систему множества различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя. Более того, современный человек  не только может, но и вынужден  делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно растет в силу ускорения темпа жизни, социокультурной динамики.

Одной из многочисленных субкультур современных  индустриально развитых обществ (к которым относится и Россия) является молодежная субкультура. Но прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо  прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.

В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы (подростки) и периоду обучения в техникуме, ВУЗе, а также начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодость).

Отличительными признаками молодежи:

  1. Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;
  2. Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;
  3. Отсутствие собственной семьи;
  4. Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;
  5. Определение собственного социального статуса;

Рассмотрев эти понятия можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

  1. Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;
  2. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им  и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;
  3. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике.

В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации .  Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение  в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

С представителями различных субкультур мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Людей неформально вида можно встретить и в городах, с небольшим количеством населения.

Причин появления молодых людей и девушек, выделяющихся из толпы, существует несколько. Считается, что основная причина - это именно желание выделиться, показав свою индивидуальность.

Однако не всегда все так просто. Если те, кто создают свой слишком выразительный и "кричащий" стиль, желают выделиться, то большинство последующих подражателей просто копируют все ранее придуманное. Так, молодой человек или девушка, может быть, и не хотят выглядеть несколько вызывающе, но боязнь быть непризнанным среди сверстников, делает из них нового "неформала". Другая причина - уход из скучной повседневности в более насыщенную и интересную реальность.

Некоторые исследователи современной молодежной субкультуры даже говорят о том, что существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению (З. В. Сикевич, Ю. Г. Волкова).

Другие авторы говорят о возникновении и распространении субкультур в России по причине социальной и экономической неустойчивости российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищания основной части населения.

Также часто упоминают о потере тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Так неформальные объединения молодежи можно определить как несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, "группы риска" и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами. Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. На Западе неформальные объединения молодёжной субкультуры громко заявили о себе несколько десятилетий назад, в виде движения битников, хиппи, новых левых и т.д. Эти движения стали культурно-идеологической почвой для политических движений "гражданских инициатив" 60-ых годов, а позднее для "новых социальных движений" 80-90 годов. В нашей стране неформальные объединения молодёжи периода 60-80 годов имели прозападную ориентацию и квалифицировались властями как диссидентские. Среди инициативных движений современной западной молодёжи наиболее влиятельными являются экологическое движение, феминизм, а также различные группы право- и левоэкстремистской направленности. С началом перестройки в СССР неформальные объединения молодёжи получили широкое развитие в составе "народных фронтов", а также в форме разнообразных групп молодёжной субкультуры. В современной России неформальные объединения молодёжи носят в основном неполитический характер. Но независимо от своей политической или иной ориентации, неформальные объединения молодёжи выступают важной частью демократического, плюралистического общества. В отличие от консервативно мыслящих "отцов", молодёжь смело проигрывает принципиально новые стратегии и стили жизни, выступая важнейшим источником социально-политических инноваций. Посредством своих неформальных объединений молодёжь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь - зачастую в конфликтной форме - к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью.

Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте".

«Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Другое дело культура - массовое явление - присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом» отмечают блогеры тематического сайта subcult.ru.

Таким образом можно сказать, что молодежная субкультура - это эзотерическая урбанистическая культура, созданная молодыми людьми  для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Просмотров работы: 0