Двойственность положения личности "на рубеже культур" определяется, по Стоунквисту, социальными и расовыми антагонизмами, царящими в обществе. Конфликтная ситуация рождается, когда представители менее престижной группы стремятся приспособиться к более престижной, обладающей большими властными полномочиями. Отношения этих групп неравны, но это обычно маскируется общим молчанием. Проблемы маргинальных личностей возникают лишь после осознания членами подчиненной группы своего неравноправного положения. Это осознание порождает психологическую неустойчивость, раздвоенность и может выплеснуться в суициде или аномии. Вариантами решения данного конфликта Стоунквист полагал ассимиляцию маргинала господствующей группой, идентификацию с подчиненной, различные формы соприкосновения групп или появления в подчиненной группе лидера, который возглавит борьбу за равноправие.
К специфическим признакам "маргинальной ситуации" относятся: длительный контакт плохо совместимых культур, одна из которых является господствующей и не подверженной значительному влиянию другой (маргинальной); возможность для представителей маргинальной культуры переходить границу, разделяющую эти культуры, усваивать образ жизни и мышления, идеалы господствующей культуры и надеяться на поощрение; наличие социальных барьеров вследствие дискриминации, с одной стороны, и преград, выдвигаемых маргинальной культурой, на пути тех, кто желает перейти в более значимую группу, с другой; возрастание интенсивности конфликта с течением времени.
Дальнейшие исследования показали, что возможна маргинальная ситуация, при которой маргинал не находится в конфликте с обществом и не ощущает внутренней раздвоенности. По мнению М.Гоулдберг, это происходит, когда индивид с детства приспособлен к существованию на границе двух культур, но принимает способ существования своей первичной группы, в жизни которой активно участвует. В дополнение уже существующему термину "маргинальная личность" М.Гоулдберг вводит термин "член-участник маргинальной культуры". Если маргинал воспринимает культуру своей первичной культуры как ущербную и не самодостаточную, то член-участник маргинальной культуры убежден в реальности и полноценности своей культуры убежден в реальности и полноценности своей культуры так же, как и член-участник немаргинальной культуры - в своей.
Таким образом, понятие "маргинальная личность" первоначально возникло на грани социологии и культурной антропологии. Оно впитало основные постулаты общей теории личности, с ее принципами приоритета свободы индивидуального самовыражения и самореализации. Имея в целом положительную коннотацию, разработанная американскими учеными концепция маргинальной личности способствовала смягчению этнической напряженности, преодолению сегретации, возникновения нового понимания этничности. Представители Чикагской социологической школы одними из первых увидели новый глобальный этносоциальный процесс преодоления культурной, политической, социально-экономической и пространственно-географической изоляции рас и народов, складывания единого человечества. В результате этого процесса, по Парку, и появляется маргинальная личность.
Европейская модель маргинала-индивида "на обочине" отличается от классической модели маргинала-личности "на рубеже культур" элементами, которые трактуются как нежелательные и дезорганизющие. Маргинальность воспринимается как потеря социального статуса вследствие неинтегрированности индивидов - в силу различных биологических и социальных причин - в общественные структуры. К такого рода деструктивным состояниям относят, прежде всего, иммиграцию (в особенности "цветную"), безработицу, нереализованность социальных ожиданий. Они, в свою очередь, способствуют ослаблению или распаду трудовой мотивации, утрате социальных связей.
В сравнении с американской концепцией исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, в европейском понимании маргинальность стала видеться как следствие социально-политических процессов. В результате концепция перестала существовать как унитарная, в ней выделились три направления, три типа: культурная (референтная), структурная (социальная) и маргинальность социальной роли.
Особенности современного процесса маргинализации в странах Западной Европы связываются, прежде всего, с глубокой структурной перестройкой системы производства в постиндустриальных обществах, определяемой как последствия научно-технической революции. Основная причина развития маргинальных процессов - кризис занятости. Маргиналы в Западной Европе - это "сложный конгломерат групп", в который наряду с традиционными (люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы (или альтернативники), характерными чертами которых являются высокая образованность, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность. Формами реализации "альтернативного" сознания становятся "бегство из городов", занятие сельским хозяйством, возрождение традиционных ремесел, организация небольших предприятий и магазинов, социальная работа, создание "альтернативного" кинопроката и издательского дела.
Современная российская действительность вносит свои коррективы в понимание смысла и содержания понятия "маргинальность". Главным фактором, благодаря которому принять полностью традиционную концепцию маргинальности нельзя, является кризисное, пограничное состояние общества, находящегося на историческом разломе, границе двух общественных систем.
Динамика и особенности социальной структуры в современном российском обществе в настоящее время определяют следующие факторы: кризисные явления в экономике (спад по всем основным показателям в большинстве секторов); структурные изменения, связанные с конверсией военного производства; рост частного сектора в процессе разгосударствования и приватизации, развитие рыночных структур и инфраструктур; изменения в сфере занятости, вызванные вышеназванными факторами; безработица; имущественное расслоение, падение доходов большинства населения; миграционные процессы; неблагоприятные демографичекие тенденции - снижение рождаемости; ухудшение криминогенной ситуации и т.д.
Таким образом, концепция маргинальности в современной российской научной и научно-исследовательской литературе опирается на специфические черты и масштабы, определяемые уникальностью нынешней ситуации "переходного периода" и требует более четкого определения ее параметров и теоретических подходов к исследованию.