СТРУКТУРАЛИЗМ КЛОДА ЛЕВИ-СТРОССА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СТРУКТУРАЛИЗМ КЛОДА ЛЕВИ-СТРОССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Структурализм, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика - наиболее влиятельное в 20 в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.

Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение, структурализм нашел свое выражение и в других сферах. Центральные фигуры движения - лингвист Р.Якобсон (1896-1982), антрополог К.Леви-Строс (род. 1908) и литературовед Р.Барт (1915-1980), однако с ним ассоциируются и другие имена, включая исследователя детской психологии Ж.Пиаже (1896-1980), специалиста по интеллектуальной истории М.Фуко (1926-1984) и психоаналитика Ж.Лакана (1901-1981). Успех движения способствовал развитию семиотики т.е. анализа различных явлений в терминах знаковых систем. Как интеллектуальное движение, выходящее за рамки лингвистики, структурализм был особенно влиятелен во Франции в 1960-х годах.

 СТРУКТУРАЛИЗМ  - совокупность направлений в социально-гуманитарных науках ХХ в., опирающихся на понятие структуры как целого, образованного взаимозависимыми и взаимообусловленными элементами таким образом, что каждый из них может быть тем, чем он является только благодаря отношениям с другими элементами.

Отцом структурализма обычно считается Ф. де Соссюр (1857-1913), основоположник современной лингвистики. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями (фр. parole), и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку (фр. langue). Он доказывал, что лингвистика должна сосредоточиться на последней и описывать структуру этой системы путем определения ее элементов в терминах их взаимоотношений. В предшествующий период лингвистика уделяла основное внимание исторической эволюции элементов языка; Соссюр же настаивал на том, что синхронная, или синхроническая лингвистика - изучение языковой системы безотносительно ко времени - должна получить приоритет перед диахронической, или исторической лингвистикой. Исследуя язык как систему знаков, структурная лингвистика выявляет противопоставления, создающие значения, и правила комбинирования, управляющие построением языковых последовательностей.

В наши дни структурализм в лингвистике и антропологии заново открывают для себя огромные регионы Юго-Восточной Азии, где работы Леви-Стросса интенсивно переводятся и публикуются.

Очевидно, что ресурсы читательского внимания не истощились, более того - они расширяются. В России у Леви-Стросса были в свое время достойные собеседники, прежде всего Е. М. Мелетинский. Однако российский этнограф А. Б. Островский, не без основания, утверждает, что в России идеи Леви-Стросса остаются в целом неосвоенными и невостребованными, несмотря на то что немало его работ теперь уже переведены на русский язык, и причины этой неосвоенности заслуживают отдельного изучения. Однако есть и другие тенденции. Тот же А.Б.Островский говорит о проекте Толкового словаря методологических понятий структурной антропологии, поддержанном РГНФ.

Отрадным свидетельством широкого географического интереса к идеям Леви-Стросса в России стала организованная Южным федеральным университетом международная конференция, посвященная его столетию, и вышедший затем сборник материалов [СИМПОЗИУМ 2008 2009] Совсем недавно в русском переводе появилась репрезентативная научная биография исследователя [Энафф 2010]. Немало нового и интересного делают французские коллеги Леви-Стросса. Так, его преемники по кафедре социальной антропологии в Коллеж де Франс Ф. Эритье [Эритье 2004, 409 - 416] и Ф. Деcкола [Деcкола 2004, 296 - 305] предлагают новые трактовки принципа универсализма в связи с относительностью культурных ценностей; Л. Скюбла [Скюбла 1998] и Э. Дево [Дево 2001] расширяют предложенные Леви-Строссом приемы исследования на другие объекты (например, ритуалы); делаются попытки применить леви-строссовские модели этнологического анализа в контексте теории морфогенеза Рене Тома и др.

Контекст мысли Леви-Стросса - космополитический в хорошем смысле слова, когда во главу угла этнографических и антропологических размышлений кладутся «такие идеи, как равенство и самоценность различных рас, обществ и культур, ценность культурного разнообразия и многообразия, важнейшее значение межкультурных коммуникаций и взаимообменов». Все это, прямо или косвенно, подтверждает наш тезис: структурная антропология как форма этнологии, нашедшая свой способ соединения «науки» и «гуманизма», это не опустившийся под воду материк научных надежд, но живая страница истории идей, на которой запечатлены нерешенные проблемы, нуждающиеся в реактуализации в свете познавательных задач ХХI в. Эстафета проблемных перекличек пересекает весь ХХ век. А потому мы не вправе забывать, что и сама установка на объективность, и поиск структур определяют собой фундаментальный познавательный пласт мировой культуры, без которого она вообще не сможет себя сохранить. Именно об этом нам напоминает Леви-Стросс: «ХХI век будет веком гуманитарных наук, или же его вовсе не будет».

Просмотров работы: 949