Истинно - без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно:
То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.
И находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
И подобно тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, т.е. Логоса, Мирового "Я"), так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление (или: через принятие ее извне, через "прививку" ее).
Солнце ее отец, Луна ее мать.
Ветер носил ее в своем чреве. Земля ее кормилица.
Вещь эта - отец всяческого совершенства во всей вселенной.
Сила ее остается цельной (т.е. неизрасходованной), когда она превращается в землю.
Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.
Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Таким образом ты приобретаешь славу мира.
Поэтому от тебя отойдет всякая темнота.
Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую вещь.
Так был сотворен мир.
Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (т.е. таков, как изложено выше).
Поэтому я был назван Гермесом Трижды величайшим, так как я обладаю познанием трех частей вселенной философии.
Полно то, что я сказал о работе произведения солнца
(Примеч.: т.е. алхимического золота. Другой также возможный перевод будет таков: "Полно то, что я сказал о действии солнца").
Это произведение - чрезвычайно типичный образец герметической письменности. Прежде всего, ясно, что оно, как и все вообще писания философов-герметистов, должно быть истолковано аллегорически; и притом, согласно утверждению оккультистов, все подобные произведения, равно как и древние мифы и религиозные символы, имеют несколько значений - иногда семь и, во всяком случае, не менее трех. Значения эти таковы: 1) метафизическое, 2) космогоническое, 3) антропогоническое, 4) психологическое, или мистическое, 5) оккультное (т.е. относящееся к алхимии, астрологии и магии), 6) астрономическое 7) историческое. Одна из распространённых версий толкования надписей «Изумрудной скрижали» гласит, что на ней записан рецепт алхимической «Великой Работы», то есть рецепт получения философского камня Латинский текст скрижали был известен ещё в Средние века. Впервые скрижаль была опубликована в 1541 г. в трактате «Об алхимии» Chrysogonus´а Polydorus´а, и этот латинский текст много раз издавался. С ссылкой на более поздние издания он приведён в начале монографии Ю. Руска (1926 г.), являющейся до сих пор основным источником достоверных сведений о скрижали. Также были найдены две версии скрижали на арабском языке, предполагаемый греческий первоисточник не найден. Но вернемся в Древний Египет. Гермес - родовое имя, оно обозначает одновременно и человека, и касту, и божество. Человек - Гермес есть первый посвятитель Египта; каста - жречество, хранящее оккультные традиции; божество - планета Меркурий, уподобляемая определенной категории духов, божественных посвятителей. Одним словом, Гермес - представитель сверхземной области небесного посвящения. Греки, ученики Египтян, называли его Гермесом - Трисмегистом, или трижды великим, ибо видели в нем царя, законодателя и жреца. Египетская хронология Манефона называет эту эпоху царствованием Богов. Тогда не было ни папирусов, ни фонетического письма, но священная тайнопись уже существовала, и жреческая наука была записана в иероглифах на колоннах и стенах подземных склепов. Позднее она пришла в библиотеки храмов. Египтяне приписывали Гермесу сорок две книги, относящиеся к оккультной науке. Известные слова Гермеса, проникнутые древней мудростью, могут служить введением в его посвящения. С первых веков нашей эры, если не раньше, в Египте стали появляться небольшие трактаты на греческом языке, в которых главную роль, то ли в виде автора этих трактатов, то ли в виде источника новой мудрости, играл Гермес Трисмегист. Из множества ходивших в то время «герметических» сочинений до нашего времени дошло лишь 18 трактатов. В одном из них раскрывается суть Откровения Божественного Разума, преподанного Гермесу для просвещения человечества. «И я начал проповедовать людям красоту религии и Знания», - пишет Гермес. В других трактатах дополняются и проясняются положения первого. Так, трактат №6 развивает мысль о том, «что благо только в Боге, а кроме Его - нигде». Бог, мир, человек - такова герметическая троица. Причем Бог - безусловно, благ; мир - безусловно зол, а человек, исходящий из обоих, - и благ и зол. С Богом он общается путем разума и мышления, с миром - посредством чувствования. Если человек сумел отрешиться от чувствований и отдать себя разуму, то он восходит к Богу и воссоединяется с ним. Если же он отдает себя чувствованиям, то его душа остается на земле, переселяясь все в новые и новые человеческие тела. Это лишь очень малая часть сведений о Гермесе и его философии и религии. Помимо книг, в которых шла речь о важнейших вопросах бытия и мироздания, в древности ходило множество трактатов по магии, астрологии и алхимии, также приписываемых этой личности. Книги Гермеса Трисмегиста заключают в себе египетскую философию. Он был отцом Оккультной Мудрости, основателем Астрологии, открывателем Алхимии. Таким образом, оккультные учения Гермеса Трисмегиста явились основой знаний тайных сообществ Древнего Египта. Британский историк и археолог Майкл Бейджент утверждает, что Александрия, столица греческого Египта в 3 веке до н.э., являлась центром для мистических религиозных культов (например, гностиков). Одновременно Египет продолжал сохранять свои собственные древние и эзотерические учения, запечатленные в «Книге мертвых», «Текстах саркофагов» и «Текстах пирамид». Из чего и зародились древнеегипетские оккультные знания, которые явились основой эзотерики и оккультизма всех других наций, появилась алхимия.
В Древней Вавилонии магия также была одной из важнейших отраслей знания. Крупные города этого государства управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В 562 г. до н.э. после смерти Навуходоносора вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику его преемников и устранять неугодных им царей.
В Древнем Риме наибольшей властью в вопросах религии располагала коллегия понтификов, во главе которой стоял верховный понтифик. К коллегии принадлежали также высший жрец, ведавший жертвоприношениями («священный царь»), и три фламина, служившим определенным божествам: жрецы Юпитера, Марса и Ромула-Квирина - божественных покровителей Вечного города. Эти фламины назывались старшими, и выбирали их из представителей знатнейших патрицианских родов в отличие от фламинов младших, служивших божествам, менее почитаемым в Риме, не входивших в коллегию понтификов; младшими фламинами могли стать и выходцы из плебса. Наряду с этим существовали и другие религиозные объединения жрецов, имевших самые различные сферы компетенции и связанных главным образом с древнейшими земледельческими культами.
Грекам понятие жреческого сословия было чуждо, т.к. каждый гражданин полиса мог исполнять религиозные функции, совершать обряды, приносить жертвы богам возносить молитвы. Особая коллегия жрецов сложилась лишь в Дельфах, в храме Аполлона, куда греки, да и люди из других стран съезжались, чтобы услышать пророчества дельфийского оракула, прославленного во всем античном мире. Вскоре дельфийский оракул и само святилище Аполлона приобрели в Греции огромный политический авторитет и во многих сложных конфликтных ситуациях, складывавшихся в городах-государствах или между ними, голос его оказывался решающим, чем могли пользоваться те или иные влиятельные политические силы. Понятно, что в храме, играющем такую большую роль в жизни всей Эллады нужны были хорошо подготовленные, опытные, не лишенные дипломатического искусства жрецы, поддерживавшие громкую славу дельфийского святилища и управлявшие огромной храмовой сокровищницей. Столь же хорошо организованную и подготовленную общность представляли собой жрецы бога Асклепия, занимавшиеся лечением больных в его святилищах - асклепионах. Как известно, большинство величайших умов когда-либо живущих были посвящены в общество Мистериев через ритуалы, некоторые из которых были очень жестоки. Считается, что древнегреческий философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 гг. до н.э.) был одним из Посвященных, и запечатлел некоторые таинства в своих рукописях. Посвящение Платона заключалось в трехдневном погребении в Великой Пирамиде, во время которого он умирал (символически), возрождался и был посвящен в тайны, которые он должен был хранить. Другой древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев Пифагор, в годы, проведенные в Египте, стал членом ордена египетских жрецов. Деятельность Пифагора как религиозного новатора заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели, но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя и основателя.
Таким образом, тайные общества существовали во всех известных древнейших цивилизациях. Основой же для всех тайных обществ явились оккультные знания адептов Древнего Египта. Мы приходим к выводу, что во всех древнейших цивилизациях жрецы были хранителями научных знаний. Из Древнего Египта пришли основные тайные и оккультные учения, которые оказали сильное влияние на философию всех рас, наций и народов в течение многих тысяч лет. Таким образом, Египет был местом рождения скрытой мудрости и мистических учений. Из его тайного учения заимствовали свои знания все другие древние страны.