НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА ПЕЙЗАЖА В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА ПЕЙЗАЖА В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс преподавания художественной культуры родного края является важным средством развития художественно-творческой деятельности студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Полноценное развитие эстетического восприятия этой культуры предполагает интеграцию искусствоведческого подхода и творческой работы студентов на пленэре.

Главной целью пленэрной практики является закрепление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков по рисунку, живописи и композиции, развитие творчества и самостоятельности студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса в условиях изобразительной деятельности на природе. Практика на пленэре - составная часть профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

В соответствии с учебным планом пленэрную практику студенты факультета искусств ФГБОУ ВПО «ШГПУ» проходят с первого по четвертый курсы. На 1-2 курсах студенты проходят это вид практики в городе Шуя и его окрестностях. Наш город один из наиболее древних городов Центральной России с хорошо сохранившимся историческим обликом, планировкой и архитектурными памятниками XVII-XX вв. Поэтому при прохождении практики в городе Шуя, прежде всего, студенты знакомятся с историей города, с памятниками архитектуры, посещают музеи, для них организуются экскурсии к храмовым архитектурным комплексам города.

Ивановская область богата творческими людьми и народными промыслами, поэтому во время однодневных поездок в села Палех и Холуй студенты успевают не только выполнить этюды и зарисовки данных мест, но и посетить музеи лаковой миниатюры и художественных училищ, где знакомятся с творчеством художников-миниатюристов. Например, в Палехе и его окрестностях в разные годы жили замечательные художники, такие как В.Н. Бакшеев (1862-1958), академик живописи Н.Н. Харламов, народный художник СССР П.Д. Корин (1892-1967). Для П.Д. Корина Палех был не просто родным селом, но и олицетворением Родны. Здесь художник  написал цикл пейзажных работ, на которых воссоздаются жиписные окрестности  Палеха.

В Ивановской области много и других  удивительных, красивых мест. Одним из таких мест является город Плес. Не случайно его называют жемчужиной на Волге. В этом городе жил и творил выдающийся мастер лирического пейзажа Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Вряд ли кому-либо в нашей стране не известно имя этого великого художника. Пейзажи Левитана,  то радостные, то грустные, порой  тревожные, передают нам не только  красоту природы, но и самые сокровенные  чувства  художника. Студенты получают  возможность не только посетить музей  художника, но и насладиться красотой Волжских берегов, которую воспел  мастер. И, конечно же, запечатлеть эти места в своих альбомах. Это соприкосновение с источником вдохновения великого мастера непременно вызывает отклик в сознании каждого из студентов, пробуждает высокие патриотические чувства, гордость за родную землю, вызывает эстетическое наслаждение, ведущее к творческим поискам в собственной работе. 

Во время посещения областного центра - это город Иваново, студентам предоставляется возможность познакомиться с творчеством другого земляка, заслуженного художника - пейзажиста, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина  А.И. Морозова(1902-1997). Углубленная духовность и монументальность свойственна его работам.  А.И. Морозов - интереснейший продолжатель национальной пейзажной традиции. Подобно крупным русским художникам, он сумел вобрать, освободить, подчинить своему поэтическому видению лучшие черты западноевропейского пейзажа.

Неподдельный интерес у студентов вызывает знакомство с творчеством художников- самородков. Ярким примером является Капитон Воробьев (1860-1930). Его творчество ярко проявилось в искусстве мало распространенном. Он занимался вырезанками из бумаги. В его бумажных творениях узнаешь архитектурные мотивы Шуйских церквей, колокольню, фасады сохранившихся до сих пор старых домов. В его работах  - любопытство, наблюдательность и сильная любовь   к родным местам, тонкое чутье художника, от природы понимающего красоту, меру, гармонию, пропорции архитектуры.      

Опора на богатые местные традиции в области пейзажного искусства помогает в работе со студентами на пленэре. Мы обращаем внимание студентов на образно-пластическое, композиционное, колористическое решение пейзажа в произведениях мастеров.

При выполнении зарисовок, рисунков и этюдов с натуры, рисунков и этюдов по памяти студенты осваивают манеру разных известных мастеров живописи, учатся у них. Когда же студенты приступают к выполнению творческой композиции, им дается установка на выражение собственного видения особенностей своеобразия родной природы в различные временные периоды.

Основная часть художественной практики на пленэре включает в себя работу с натуры. Начиная работу с небольших зарисовок и этюдов, постепенно усложняя задачи, под руководством преподавателя, студенты переходят к рисованию архитектурных мотивов, широких, панорамных пейзажей, включают в картины жанровые сцены. И с приобретением творческого опыта студенты начинают  создавать собственные композиции, ассоциативные картины. В таких случаях большую роль играют рисунки по памяти, представлению или воображению. Такие композиции, в большей степени, имеют крепкую композиционную структуру, основу и тяготеют к обобщенным, декоративным, образным решениям.

Пленэрная практика - это часто процесс сбора художественного материала к серьезным творческим работам, с выходом на курсовые и дипломные проекты. Искусство пейзажа родного края становится предметом исследования многих выпускных квалификационных работ. И это не только станковые композиции, выполненные в графике или живописи. Это и произведения декоративно-прикладного характера: батики, гобелены, лоскутное шитье, витражи, где мотивы природы и архитектуры выявляются самыми разными средствами художественной выразительности.

В ходе исследования было выявлено, что, приобщение студентов к культурному наследию родного края в процессе преподавания дисциплин художественного цикла является важным фактором развития эстетических, изобразительных и художественно - творческих способностей, содействует формированию духовно-нравственной, творческой личности на основе богатых народных традиций. Это позволяет понять и осмыслить основы и принципы взаимодействия различных видов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.  Постоянное общение с произведениями изобразительного искусства вырабатывает привычку осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать свой индивидуальный подход к решению вопроса.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний об искусстве пейзажа, методах и технике его выполнения, преподавателями кафедры изобразительного искусства и методики обучения разработаны спецкурсы «Живопись пейзажа», и «Графика пейзажа», которые призваны воспитывать в студентах чувство культуры восприятия окружающей природы, и развитие на этой основе умений тонко отражать природу родного края (в зарисовках и этюдах) с передачей в них своего настроения и  собственного отношения к ней.

Таким образом, каждый студент на протяжении всего периода обучения непосредственно обращается к изучению природных форм родного края, памятников сельской и городской архитектуры,  развивая не только художественно-творческие способности, но и воспитывая в себе любовь и бережное отношение к культуре и искусству региона.

Просмотров работы: 1