В процессе теоретического исследования было выявлено, что этнохудожественное образование дошкольников - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс формирования художественной культуры личности, что ведет к развитию ценностного отношения к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству, формированию мировоззрения дошкольников. Познавательный и научный подход к освоению изобразительного искусства предполагает эстетическое воспитание дошкольников, развитие эмоциональной сферы личности, культуры чувств и применение их в реальной жизни, в общении с искусством. Разнообразны формы этнохудожественного образования в МДОУ. Это не только комплексные занятия проходящие в МДОУ по темам: изобразительные виды декора, народный орнамент (Хохлома, Гжель, Жостово и др), лепка народных игрушек, аппликация народных орнаментов), но и занятия в кружках по изобразительному искусству, различные городские, областные мероприятия (встречи с художниками, конкурсы, посещение музеев, выставок. Особое место занимают такие формы работы с детьми, с помощью которых создаются благоприятные условия по изучению дошкольниками народного искусства своего региона. Все это поможет детям как можно больше узнать о декоративно прикладном искусстве, в том числе и своего края, при этом взрослые являются проводниками этих знаний в детскую среду. Немаловажным фактором является то, что основная образовательная программа дошкольного воспитания нацелена на включение регионального компонента, на интегративное ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством России, в тесной связи с развитием речи, с явлениями культурно-социального мира, математикой, литературным чтением.
Вместе с положительными тенденциями в этнохудожественном образовании дошкольников обнаруживаются противоречия: между пониманием педагогами значимости народного искусства родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения и недостаточной разработанностью содержания этнохудожественного образования дошкольников; между значимостью специфических педагогических условий для познания искусства родного края и отсутствием разработанных учебно-методических пособий для детей и воспитателей по освоению искусства родного края. Эти противоречия обусловливают актуальность данного исследования. Соответственно, целью исследования являлась разработка рабочей тетради для дошкольников по искусству Ивановской области.
Разработанная мною творческая тетрадь для детей дошкольного возраста (5-7 лет) является многофункциональным учебным пособием, нацеленным на решение ряда задач
Содержание творческой тетради ориентировано на познание дошкольниками самых разных видов искусства Ивановского региона - текстильные виды народного искусства и их современное развитие (вышивка, набойка, работа с лоскутом), искусство лаковой миниатюры (Палех и Холуй); искусство вырезанки (на примере творчества Капитона Вробьева) и др. Формы работы и характер творческих заданий адаптированы с учетом дошкольного возраста. Применение в дошкольном образовании по изо деятельности рабочей тетради улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.