ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки малые предприятия взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйст­вования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере ма­лого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­ли­честве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%.

Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств эконо­мики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью рас­крытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

Выделяется два вида проблем предпринимательства: общие проблемы и проблемы организации малого предприятия;

Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

  • нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
  • существенные законодательные пробелы:
  • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • неотработанность процесса купли-продажи;
  • отсутствие должного законодательства о земле;
  • внутренняя противоречивость законов.
  • невыполнение уже имеющихся законов.

2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам.

3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Как свидетельствует практика, низка эффективность использования средств, выделенных Федеральным Фондом поддержки МП. В механизме использования данных средств прослеживается отсутствие четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи нецелевого использования государственных средств.

4) Небезопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;
  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков.

Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

5) Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

 С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

Если говорить о проблемах, возникающих на стадии организации малого предприятия, то стоит заметить, что стадия организации малого предприятия - первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

  • Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
  • Поиск партнеров;
  • Недостаточность стартового капитала;
  • Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу. Периодически возникающее требование о подтверждении выполнения одной из операций для начала выполнения другой.
  • Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев;
  • Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. Сертификацию проводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время - 2,5 - 3 недели, что предприятиям невыгодно.

Всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей должна явиться самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить покровительственную политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки  предприятий-производителей  относят:

а) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

б) экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

  • Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:
  • налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью;
  • налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество. Установленная скидка должна компенсироваться ростом поступлений по подоходному налогу, либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных;
  • налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства.
  • Поддержку новых производств.

  Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

  • Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то
  • старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись);
  • переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;
  • на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.
  • Если создается новое производственное предприятие, то чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности, где предполагается развернуть производство.

в)  Информационную поддержку предприятий-производителей:

  1. сведения о производственных предприятиях;
  2. сведения о государственных или муниципальных ресурсах.

 Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

  1. Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);
  2. Нормативно-правовое обеспечение (разработка положения о видах поддержки МП в зависимости от их категорий);
  3. формирование производственной инфраструктуры (имущественная поддержка);
  4. Информационно-консультационное обеспечение.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России - новая форма хозяйствования, являющая собой сложный и противоречивый  процесс, имеющий ряд специфических особенностей.

За  последний  год правительством РФ были  реализованы следующие  меры  по улучшению  предпринимательской  ситуации в  стране. Так, в налоговой сфере произошли следующие изменения: увеличен размер доходов, который позволяет малому бизнесу работать по УСН; восстановлена система налогообложения в виде патента; расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД. Первым шагом по легализации занятости на малых предприятиях является внесение поправок в Трудовой кодекс, которые установили право индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки своих сотрудников, а также была отменена процедура регистрации трудовых договоров в местных органах власти. Важным позитивным изменением стало и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и уменьшение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, на 300 позиций.

Среди приоритетных направлений дальнейшей работы правительства в сфере развития малого предпринимательства в стране являются: принятие федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства; разработка поправок в федеральный закон о приватизации; развитие системы банковского кредитования малого бизнеса; создание недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; отмена обязательного использования ККТ предприятиями, работающими по ЕНВД. Кроме того, МЭРТ поддерживает введение в России Дня предпринимателя.

Работа правительства в сфере развития малого предпринимательства должна привести к росту количества субъектов малого предпринимательства на 5-10% ежегодно (то есть на 50-70 тыс.), увеличению числа занятых в этой сфере на 5-7% в год (то есть на 400 тыс. рабочих мест), кроме того, до 20% должна увеличиться доля малого предпринимательства в ВВП РФ. Достижение этих целей невозможно без взаимодействия правительства с предпринимательским сообществом, подчеркнул министр. [3]


[1] Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) - МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕКТОРА. Август 2010.

[2] Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) - МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕКТОРА. Август 2010.

[3] «Предпринимательство в промышленности: пути развития» // Деловая пресса  http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_399947.html.

Просмотров работы: 8