В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%.
Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Выделяется два вида проблем предпринимательства: общие проблемы и проблемы организации малого предприятия;
Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.
Как свидетельствует практика, низка эффективность использования средств, выделенных Федеральным Фондом поддержки МП. В механизме использования данных средств прослеживается отсутствие четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи нецелевого использования государственных средств.
4) Небезопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.
5) Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.
С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Если говорить о проблемах, возникающих на стадии организации малого предприятия, то стоит заметить, что стадия организации малого предприятия - первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:
Всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей должна явиться самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить покровительственную политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.
К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:
а) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
б) экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:
Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:
в) Информационную поддержку предприятий-производителей:
Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России - новая форма хозяйствования, являющая собой сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей.
За последний год правительством РФ были реализованы следующие меры по улучшению предпринимательской ситуации в стране. Так, в налоговой сфере произошли следующие изменения: увеличен размер доходов, который позволяет малому бизнесу работать по УСН; восстановлена система налогообложения в виде патента; расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД. Первым шагом по легализации занятости на малых предприятиях является внесение поправок в Трудовой кодекс, которые установили право индивидуальных предпринимателей вести трудовые книжки своих сотрудников, а также была отменена процедура регистрации трудовых договоров в местных органах власти. Важным позитивным изменением стало и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и уменьшение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, на 300 позиций.
Среди приоритетных направлений дальнейшей работы правительства в сфере развития малого предпринимательства в стране являются: принятие федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства; разработка поправок в федеральный закон о приватизации; развитие системы банковского кредитования малого бизнеса; создание недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; отмена обязательного использования ККТ предприятиями, работающими по ЕНВД. Кроме того, МЭРТ поддерживает введение в России Дня предпринимателя.
Работа правительства в сфере развития малого предпринимательства должна привести к росту количества субъектов малого предпринимательства на 5-10% ежегодно (то есть на 50-70 тыс.), увеличению числа занятых в этой сфере на 5-7% в год (то есть на 400 тыс. рабочих мест), кроме того, до 20% должна увеличиться доля малого предпринимательства в ВВП РФ. Достижение этих целей невозможно без взаимодействия правительства с предпринимательским сообществом, подчеркнул министр. [3]
[1] Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) - МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕКТОРА. Август 2010.
[2] Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) - МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕКТОРА. Август 2010.
[3] «Предпринимательство в промышленности: пути развития» // Деловая пресса http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_399947.html.