ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная задача сегодня - остановить процесс несправедливого присвоения национального богатства страны, расширить государственную собственность на основе и в интересах всего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в конце 2008 г. Респонденты справедливо говорят, что роль государства в нашей стране нельзя преуменьшать: государство должно не просто присутствовать в экономике, но активно инвестировать реальный сектор народного хозяйства.

Добыча и переработка полезных ископаемых, нефтегазовая промышленность, главные отрасли машиностроения, ВПК - должны стать исключительно государственными. Кроме того, социальные отрасли: здравоохранение, образование, наука, культура, сфера ЖКХ - должны быть областями деятельности государства и региональных органов власти, с устранением любых форм нетрудового предпринимательства. Эти сферы принципиально не являются и не могут являться областями бизнеса. Рынку, рыночным отношениям здесь не может быть места. Деятельность частных компаний, как показал опыт, отрицательна: не улучшает положения дел в той или иной социальной сфере, а привносит множество новых проблем.

На сегодняшний день правомерно утверждать, что имеющийся уровень государственной собственности в структуре форм собственности различных отраслей достаточно низкий и не отвечает современным требованиям развития экономики. Так, в 2007 г. на долю предприятий государственной собственности приходится лишь 3%, муниципальной - 6, частной собственности - 81%. Важно подчеркнуть, что основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства и реального влияния на экономические процессы является владение государством материальными факторами производства: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, энергетические ресурсы. Все эти факторы производства должны быть в государственной собственности. Они не должны быть объектом приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Кроме того, такие сферы, как недра и природные ресурсы, являясь базовыми составляющими национального богатства, должны эксплуатироваться исключительно во благо всего общества, на общенациональные цели, а не на обогащение ограниченной группы населения.

Государство является важнейшим субъектом экономических отношений и стабильное функционирование экономики немыслимо без его участия.

С целью регулирования (с учетом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создает собственную хозяйственную систему - государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность.[1]

Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, а результаты деятельности крайне неудовлетворительные. Проблема состоит в том, что переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский государственный сектор необходимой степени прозрачности и эффективности.[2]

Доктор экон. наук, профессор Р. Кучуков совершенно справедливо утверждает,[3] что экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы лишь отдельной части представителей крупного частного бизнеса.

Для восстановления инвестиционной способности экономики и создания новых рабочих мест государственная форма собственности в структуре различных форм собственности страны должна занимать не менее 55-60%. Для этого потребуется национализация ведущих отраслей промышленности, изъятие их из сферы частного сектора. Ориентиры для этого есть: доля государства в ВВП во Франции, Германии и других западноевропейских странах составляет свыше 50%.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Государственное предпринимательство - относительно новое и одновременно сложное государственно-правовое и социально-экономическое явление. Государственное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами.[4] В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя.

 Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага).

Главной целью государственного предпринимательства является общественно-экономическая польза, а прибыль - лишь средство для достижения поставленной цели.

В экономике ряда развитых стран, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP).[5] В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.

Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами, чем и объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности. В то же время частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям.

В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП. Главное - разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса. Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без уверенности в стабильности «правил игры» от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в России есть элементы, не содействующие развитию ГЧП. В частности. Это проблема соотношения ролей каждой из сторон в партнерстве.

Повышение экономической роли государства в России сопровождается стремлением «построить» отечественный бизнес в режиме ГЧП. Пока более плодотворным оказывается взаимодействие государства с зарубежным бизнесом. Анализ результатов работы примерно 600 совместных предприятий с иностранным капиталом свидетельствует о том, что по показателям эффективности они представляют собой лучшую часть нашей экономики. Тем не менее их доля на региональном уровне остается очень низкой, хотя еще примерно 5 лет назад была заметна тенденция сокращения гигантского разрыва между объемами периферийных и столичных инвестиций и вовлечения в сферу крупного совместного предпринимательства новых территорий.

Привлечение частнопредпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов, может сделать государство компактным, эффективным и более гибким, тем самым снижая уровень бюрократизации и коррумпированности экономики. Необходим поиск консенсуса между государством, собственником и менеджментом.

Следовательно, государственное предпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Главной его целью является общественно-экономическая польза. На сегодняшний день наиболее важным в развитии государственного предпринимательства является ГЧП. ГЧП направлено на «реформирование государственной собственности в целях ее более органичного включения в систему рыночных отношений», являя собой «альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности». Тем самым возникает нечто среднее между государственным предпринимательством и полной передачей хозяйственной деятельности частному сектору.

На наш взгляд, государственные органы должны разработать необходимую законодательно-правовую базу для оптимального взаимодействия работы государства и бизнеса. Тогда государственное предпринимательство в России будет выполнять главные потребности общества: поиск выхода экономики из кризиса, модернизацию и  перспективы развития страны.


[1] См.: Смирнов А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие // Экономист. 2008. № 1.

[2] См.: Артемов А., Брыкин А., Шумаев А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. № 2.

[3] См.: Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. № 9.

[4] См.: Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М., 2000.

[5] См.: Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

Просмотров работы: 244