УВЕЛИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УВЕЛИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отноше­ния. Государство берет на себя функции, которые принципиаль­но не может выполнять рыночный механизм:
  1. обеспечивает экономику нужным количеством денег и ре­гулирует денежное обращение в стране;
  2. обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внешние», или побочные, эффекты;
  3. организует производство благ для удовлетворения коллек­тивных или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обес­печивает защиту рыночного механизма от экономических, со­циальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения. В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. По­этому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исклю­чены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

В госу­дарственном секторе экономики сейчас производится от 15% до 50% и даже до 60% (Швеция 60-х годов) ВНП. В нем, как пра­вило, занято значительное количество работающего населения, например, не менее 10% - в США и до 30% - в России.[1] Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его "провалы", работает с ним в одной упряжке. За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах. Увеличение государственных расходов (расходы федерального бюджета РФ составляли в 2002 г. 1,94 трлн. руб.; в 2005 г. - 3,04 трлн. руб.; в 2007 г. - 5,46 трлн. руб., в 2009 г. -  9,25 трлн. руб.)[2] подталкивает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды ("политическую ренту"), вызывая тем самым рост бюджетных дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны.

Государство - это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности - важнейшая задача государства. Государство - это, прежде всего закон и его исполнение.[3]

Государственное регулирование рыночной экономики представляет  собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности действенности, рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

  • регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование;
  • проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • воздействие на размещение ресурсов;
  • деятельность в сфере распределения доходов.

Целый ряд крупных мер по регулированию рынка содержится в социальной политике государства. Социальная политика государства включает следующие механизмы защиты:

1. Система государственных социальных гарантий, включающая минимальные фиксированные доходы, борьбу с бедностью, а также систему нормального жизнеобеспечения общества в виде охраны здоровья граждан, доступа к образованию и культуре, доступности жилья и т.д.  Данные гарантии призваны обеспечивать минимальные жизненные стандарты всем членам общества.

Таблица 1. Величина прожиточного минимума в России (руб.)

 

I квартал 2010 г.

в расчете на душу населения    

5 461 руб. 80 коп.

для трудоспособного населения  

6 073 руб. 00 коп.

для пенсионеров     

4 242 руб. 70 коп.

для детей                                              

4 771 руб. 10 коп.

2. Государственное социальное обеспечение представляет собой реакцию государства на социальные риски (болезни, травмы, рождение больных детей, многодетность, старость и т.д.). Социальное обеспечение предоставляется не всем, а только тем, кто попадает под социальные риски. Оно делится на обязательное социальное страхование и на государственную помощь. Государственная помощь предоставляется многодетным семьям, при рождении ребенка, по уходу за детьми до определенного возраста, на реабилитацию граждан, пострадавших вследствие катастроф и в других случаях.

Следующее сравнительно конкретное средство рыночного регу­лирования - воздействие на цены, посредством которо­го можно влиять на количество создаваемых товаров, их номенкла­туру, качество, и, конечно, объем их продаж. Однако в экономиче­ской науке названное средство вызывает весьма неоднозначное к себе отношение.[4]

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на стабилизацию экономики, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкретный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Для решения вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся:

1. фискальная и денежная политика; 2. социальная политика и политика регулирования доходов; 3. внешнеэкономическая политика.

У Самарской области, не без помощи регулирующей роли государства, положительное торговое сальдо при упавших показателях вывоза и ввоза. В частности, экспорт составлял 5220,6 тыс.руб. в 2009 г., а импорт - 1191,5 тыс.руб. В 2007 г. соответственные показатели равнялись 6909,5 и 1627,9 тыс.руб. 

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая - с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные и множество других проблем.

Большие резервы для деятельности государственных органов Самарской области в политике макроэкономического равновесия. Дефицит бюджета региона вырос два раза. К примеру, он составлял  в 2007 г. 4667 млн. руб., а в 2009 г. - уже 9295,7 млн. руб.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объемы национального производства и темпы экономического роста. Темпы роста  экономики России были почти все 90-е годы ХХ в. отрицательными, начиная с 1990 г. Наибольшее падение ВВП наблюдалось в 1992 г. (-15,5%). Только с 2000 г. в России начался экономический рост, который характеризовался положительной динамикой прироста ВВП порядка  5-7 % в год.[5]

Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли государства в экономике к периодам его постоянного сужения и обратно. Не выработано единства мнений по вопросам государственного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более того, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложить на государство. В основе теории и практики государственной роли в экономике должен всегда находиться принцип целесообразности.


[5] Белоусов В.Д., Краскова Н.И. Экономика: Учеб, пособ. Самара,2007. - С.66.

Просмотров работы: 10