ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

 Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию.

 Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:

  • распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
  • производстве средств производства и товаров народного потребления.

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

 Инфляционные процессы в 70-80-х гг. набирали силу как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми, розничными и закупочными ценами, которые не отражали общественно необходимые затраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывали соотношения спроса и предложения и значительно отличались от мирового уровня.

 С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. Эти отношения строились на отношениях разгосударствления собственности и либерализации всех сфер хозяйствования. Была поставлена задача в максимально короткий срок по упрощенной схеме провести разгосударствление и приватизацию предприятий, финансовой и банковской систем.

 В рамках рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляется либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами, накопившегося за последние десятилетия. Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 г., как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.

В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных собственников.

Огромной проблемой для экономики России при регулировании инфляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимают расходы по обслуживанию внешнего долга.

Таким образом, спровоцированная государством, «отпуском» цен, инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.

Особенностью российской инфляции является то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляются на межбанковском рынке.

В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14% по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ. Сокращая дефицит бюджета, государство увеличило свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

В 1994 г. характер денежной политики государства не меняется. Оно любой ценой добивается снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции. Для «связывания» избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение руб.

С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. Посредством ряда жестких административных мер и, в частности, установлением валютного коридора, а также массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,9% в середине и в конце года. Со второго полугодия 1996 г. наметились признаки стабилизации производства, которые не были поддержаны государственной политикой ни в 1997 г., ни в 1998 г.

В России вновь накапливается инфляционный потенциал, который, по оценкам экономистов, более чем вдвое превышал фактический уровень инфляции.

Он проявился в августе 1998 г., когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.

К августу 1998 г. долги по ГКО достигли 436 млрд. руб., в то время как все доходы бюджета на год были запланированы в 367 млрд. руб. Погашение и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превышали объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90% годовых по сравнению с 11% в 1997 г.

Кризис характеризуется банкротством реального сектора экономики, банковской системы, разрушением экономической базы для подавления инфляции.  В итоге, Россия вынужденно объявила 17 августа 1998 г. дефолт, отказавшись выполнять свои финансовые обязательства. И темпы инфляции вернулись на очень высокие уровни.

В 2004-2007 гг. инфляция оставалась стабильно высокой и составляла  9-12% в год.

По прогнозам бюджетного плана Правительства РФ на  2007-2009 гг., инфляция планировалась в 2007 году в размере 8%, в 2008 г. - 6%, в 2009 г.- 5,5%. В реальности инфляция составила в 2007 г. 11,9%. В 2008 г. инфляция была запланирована в бюджетных документах равной 8,5%, затем прогноз ежеквартально повышался. В 2009 г. уровень инфляции в России достиг рекордно низкого уровня - за период с 1991 г. В целом годовые прогнозы Минфина и Банка России по инфляции систематически превышаются. Не выдерживают проверки временем и прогнозы доходов ФБ Минфина. Например, в 2007 г. в ФБ поступления незапланированных доходов превысили 1 трлн. руб., в первом квартале 2008 г. - 600 млрд. руб. (почти треть всех доходов этого квартала). Связано это с тем, что, страхуясь,  Минфин постоянно прогнозирует сильное падение мировых цен на нефть, а цены на нефть и газ продолжают расти.

 Высокая инфляция в России стала одним из главных препятствий для общего развития РФ, а также развития инвестиционного и инновационного потенциалов.

Основным инфляционным механизмом в России (наряду с ростом цен на продукцию госмонополий и ростом денежных доходов населения, опережающим рост производительности труда) в последние годы является рост денежной массы.  

Таблица 1. Динамика денежной массы в России (млрд.руб.)

Годы

2001

2002

2006

2007

2008

2009

2010

Денежная масса

714,6

1 154,4

6 045,6

8 995,8

13 272,1

13 493,2

15 697,7

В результате скупки Банком России  валюты за вновь печатаемые рубли с 2001 по 2008 г. (на начало года) за 7 лет денежная масса М2  выросла в 18,6 раза. И это - один из самых мощных механизмов генерации инфляции. Валюта уходила  в развитые страны, а высокая инфляция вместе с нарастающей рублевой массой остается в России. Добавляет механизмы генерации инфляции и Правительство - в т. ч. плановым ростом цен на продукцию госмонополий.

Просмотров работы: 28