НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Сегодня в России действуют три режима налогообложения хозяйствующих субъектов: общепринятая система налогообложения, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, независимо от их статуса;  упрощенная система налогообложения непосредственно предусмотрена для субъектов малого предпринимательства; налогообложение единым налогом на вмененный доход - режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.

Общеустановленная система налогообложения распространяется в равной мере на все коммерческие предприятия. Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых на территории Российской федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой: 1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; 2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ; 3) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.[1]

Туристская деятельность представлена туроператорской и турагенской  деятельностью, а также иной деятельностью по организации путешествий. Основным отличием  туроператорской  деятельности от турагенской является то, что турагент лишь продвигает и реализует турпродукт, не формируя его стоимость. Продвигать и реализовать продукт  турагент может только  на основании агентского договора или договора комиссии, заключенного с туроператором, выполняя  функции посредника между туристом и туроператором.

 Туристская деятельность - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы. Объектом налогообложения на добавленную стоимость являются обороты по реализации услуг туризма на территории РФ. Данным налогом не облагаются путевки  (курсовки) в  санаторно - курортные  и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско - экскурсионные путевки, платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, услуги учреждений культуры и искусства, театрально - зрелищные, спортивные, культурно - просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, обороты казино, игровых автоматов и т.п.

Эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой, оформленный в виде туристско - экскурсионной путевки. Туристские услуги должны соответствовать ГОСТу  Р50890-94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Калькуляция обязательно утверждается руководителем туристской фирмы. Налогом на добавленную стоимость облагаются такие услуги, предоставляемые туристам, как проживание в гостинице, питание, транспортные. Ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 20%.

Все дополнительные платежные услуги, не включенные в состав калькуляции стоимости туристской путевки  и оформленные другими документами, облагаются налогом на добавленную стоимость.[2]

Если посредник применяет общую систему налогообложения, базой по НДС будет также выступать сумма дохода, полученная турагентом  в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении посреднического договора. В договоре с туроператором нет условия о предоплате услуг  агента, тем не менее агент перечисляет туроператору в качестве предоплаты суммы денежных средств, получивших ему в пользу туроператора от клиентов, удерживая при этом свое вознаграждение. В данной ситуации суммы удержанных денежных средств посредником расцениваются как суммы поступившего аванса  и подлежат обложению НДС.

Если турагент применяет упрощенную систему налогообложения, то в случае реализации туристских путевок на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, заключенных с туроператорами, в налоговую базу по единому налогу включается только комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При определении налоговой базы при упрощенной системе не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту.

Если туроператор применяет общую систему налогообложения, а турагент упрощенную, то,  действуя от своего имени, турагенту необходимо будет выставить счет-фактуру несмотря на то, что он сам плательщиком НДС не является.

Таким образом, налогообложение предприятий туристской индустрии имеет свои особенности, что обусловлено отраслевым многообразием действующих в этой отрасли хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

  1. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - Питер Пресс ООО, 2008. С.72-78.
  2. Лазарева Е.В. Туризм и отдых за рубежом: учет и налогообложение // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 11. - С. 16-18.
Просмотров работы: 7