Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 16.п. 3; ст. 19.п. 6, 9) существуют следующие виды стипендии:
В январе 2011 г. помощник Президента РФ А.В. Дворкович вынес на обсуждение предложение об отмене стандартных студенческих стипендий, обосновав это тем, что подход, согласно которому студент за сам факт своей учебы получает деньги, является неверным. Правильнее, по его мнению, отправить студента работать - в кафе, на кафедру, делать переводы, как в зарубежных странах. По его словам, студенты особо не ощутят отсутствия этих денег в карманах, в то время как для государства это значительная сумма. Однако результаты интернет-голосования показали крайне негативное отношение к его идее (более 90% против отмены), и это неудивительно: хотя сумма невелика, всего 1100 руб., малую долю расходов она все же покрывает.
Поэтому вполне обоснованным в данном случае является вопрос: какую роль играла стипендия в советские времена - было ли она только стимулом или ощутимой поддержкой?
Для этого попытаемся соотнести покупательную способность советских и современных стипендий. Какого-то одного, дающего абсолютно точные результаты, метода нет, поэтому воспользуемся сравнительным способом, предложенным одним американским изданием.
По данным ежегодника "Народное хозяйство СССР в 1989 году" средняя пенсия в Советском Союзе составляла 74 руб. в месяц. У колхозников она была еще меньше, но максимальная пенсия для обычных пенсионеров равнялась 130 руб. Поэтому повысим базовую ставку хотя бы до 80 руб. В 2011 году средняя пенсия составляет 8412 руб. Номинальная разница -105 раз. Начинающий учитель получал в конце восьмидесятых 100 рублей «чистыми» в месяц. Сейчас - 7500 (максимум), т.е. номинальная разница -75 раз. Зарплата инженера на заводе - 130-150 руб. тогда и 20000 - сейчас (133 раза); машиниста среднего экскаватора - 200-250 тогда и 10000-11000 теперь (40-44 раза). Диапазон разницы - от 40 до 133 раз. Средняя величина - 86 раз. Иными словами, 1 советский рубль - это приблизительно 86 современных рублей.
Средняя студенческая стипендия в советское время составляла 40рублей (современный эквивалент - 3440 руб.). Много ли это? Основываясь на том, что в 80-е гг. за батон белого хлеба нужно было отдать 18-25 коп., 1 кг картофеля стоил 19 коп., билет в кино (дневной сеанс) - 10 коп., обед в студенческой столовой - 60 коп., а 1 кг «Докторской» - 2,20 руб., можно сделать вывод, что на 40 рублей в месяц студенты не выживали, а именно жили.
В 1984 году размер стипендии составлял 45 рублей (3870 руб.). Студенты, которые сдавали на «хорошо» и «отлично», получали надбавку в 25% (4569 руб.), а круглые отличники - 50% (5483 руб.). Молодежь могла позволить себе и на концерт, и на выставку, и в кино сходить.
В 2001 году государственные выплаты студентам составляли 200 рублей, но эта сумма уже была символической - её хватало лишь на 15-20 поездок в наземном транспорте. С 1 сентября 2008 г. студенты получают 1100 руб. в месяц, а с сентября 2011 г.- 1199 руб.(за вычетом суммы за обслуживание карт), которых сегодня хватает на оплату «проездного» и 10 неполных студенческих обедов.
Рассмотрим, как осуществляется поддержка студенчества в развитых странах. В США все образование платное. Платить за обучение приходится всем студентам - и тем, кто учится в частных вузах, и тем, кто посещает государственные. Социологи утверждают, что расходы на получение образование занимают в бюджете средней американской семьи второе место по своим масштабам - после покупки дома. Однако стипендии и гранты являются тем самым инструментом, который позволяет снизить, иногда довольно существенно, финансовую тяжесть обучения в колледже или университете. Среди них выделяют:
Первые обычно больше, вторые - скромнее.
Особенности американских стипендий состоят следующем:
В качестве примеров можно привести следующие стипендиальные программы:
«Программа студенческого обмена UGRAD», учрежденная Американскими советами по международному образованию (АЙРЕКС). Она выделяется студентам 1-3 курсов российских вузов, участвующим в обменных программах с американскими университетами, и предоставляет возможность отучиться в США 1-2 года по таким направлениям, как сельское хозяйство, американистика, бизнес, информатика, педагогика, экономика, международные отношения и ряд других.
Фонд Эдмунда Маски является учредителем стипендии для обучения в магистратуре с присуждением или без присуждения степени по самым разным специальностям, включая бизнес-администрирование и экономику. Стипендия покрывает расходы на обучение, проживание, перелет и медицинскую страховку.
Американская ассоциация женщин в университетах (American Association of University Woman) основала стипендию для иностранных студенток, имеющих высшее образование и проявивших себя на поприще общественной работы в женских организациях. Размер стипендии составляет 18 тыс. долларов, что позволяет пройти обучение на программе магистратуры. В год выделяется 50 таких стипендий.
В рамках Программы Фулбрайта (Fulbright Program) предоставляются стипендии для обучения в магистратуре или сбора материалов для кандидатской диссертации в таких областях, как американистика и история США, право, журналистика, психология, кинематография, театр и искусство, социология, архитектура и другие.
Однако в России подобные меры сегодня неосуществимы по ряду причин. Уровень жизни, величина прожиточного минимума в США и РФ значительно разнятся (прожиточный минимум в РФ (3 квартал 2011г.) - 6287 руб.; прожиточный минимум в США -$ 700(~19 600 руб.)). Потребительские корзины развитых стран отличаются от российской более разнообразным наполнением: зачастую туда входят такие товары и услуги, которые у нас в стране, безусловно, не были бы отнесены к категории необходимых. Например, в потребительской корзине США можно обнаружить столь необычные для среднестатистического жителя России продукты, как кленовый сироп или бобы лима. Британцам, живущим за чертой бедности, полагаются алкогольные напитки и табачные изделия. Наши же соотечественники твердо уверенными могут быть только в одном - в том, что им государство всегда гарантирует продуктовый набор из хлеба, молока, растительного масла и картошки.
Кроме того, не стоит забывать об особенностях процесса обучения в США (возможность составления индивидуального расписания, определения времени посещения тех или иных пар), и об отношении самих студентов к обучению.
Российская система поддержки студентов значительно отличается от зарубежной. Однако, на наш взгляд, выборочно вводить в практику одного государства меры другой страны весьма неразумно. Логичнее было бы разработать собственную систему государственной и общественной поддержки студентов, полностью учитывающую социально-экономическую ситуацию в стране. Пополнять казну за счет отказа от стипендий бесполезно, ведь это не решит стоящих перед государством проблем. Хочется надеяться, что в недалеком будущем современные стипендии будут приближаться по своей покупательной способности к советским. Но главным является то, что академическая стипендия играет стимулирующую роль. Далеко не каждый бюджетник её получает, а лишь тот, кто достойно учится - много ли таких сегодня?