Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе моделей совершенствования организационно-экономического механизма управления показали, что эта проблема может быть решена посредством формирования комплексной системы контроллинга как одной из наиболее востребованных и перспективных концепций современного менеджмента промышленных предприятий. Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом смысле контроллинг как наука об успешном управлении предприятием является инструментарием рыночной экономики, при которой нет необходимости в централизованном администрировании [3].
Фактически контроллинг обеспечивает базу для реализации основных функций менеджмента. Причём базу не только информационную, но и методическую и организационную. При этом контроллинг поддерживает не только функции планирования, контроля, учёта и анализа, но и такие потребности управления, как координация, руководство, оценка ситуации для принятия решений. Т.е контроллинг- новая, развивающаяся концепция управления для обеспечения результативной работы предприятия в целом.
Трактовок контроллинга существует множество. Чаще всего его отождествляют частично или полностью с управленческим учётом. В системе контроллинга есть место и управленческому учёту, и контролю, и аудиту, и программно-целевому планированию, но это ещё далеко не все базовые принципы, инструменты и методы контроллинга.
Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов.
Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:
Анализ работ зарубежных и отечественных учёных, а также полученный в ходе практических исследований личный опыт, позволили обобщить существующие определения контроллинга следующим образом: контроллинг является одной из наиболее эффективных и перспективных концепций управления в теории и практике современного менеджмента, синтезирующей планирование, управленческий учёт, отчётность, контроль и аналитическую работу и базирующейся на теориях принятия решений, информационной поддержки управления, организационного моделирования на предприятии [2].
Основная задача контроллинга - обеспечить длительное существование организации (фирмы) и её структурных единиц.
Для достижения поставленных целей контроллинг должен обеспечивать выполнение ряда функций. Это:
Для формирования комплексной управленческой информации система контроллинга решает две основные задачи: фиксацию и моделирование учётных событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия организационно-техническими и программными средствами с целью формирования учётной (первичной) информации; преобразование учётной информации в специальные оперативные отчёты.
Для сокращения многообразия и громоздкости реальных процедур и методик учёта в системе контроллинга необходима научно обоснованная классификация учётных событий, которая может быть предназначена для практической реализации на отечественных промышленных предприятиях.
Многофункциональное использование учётной информации системы контроллинга требует чёткой системы моделей учётных событий финансово-хозяйственной деятельности. Основные классификационные признаки учётных событий системы контроллинга промышленного предприятия представлены в таблице.
Таблица - Классификатор учетных событий в системе контроллинга.
Классификационный признак |
Учётные события |
Предметная область (содержание) |
Снабженческо-заготовительные, производственные, финансово-сбытовые |
Функциональная деятельность |
Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг |
Временной горизонт: - краткосрочный период
- среднесрочный период
- долгосрочный период |
Операционный (смена, рабочий день, месяц) Оперативный (рабочий день, месяц, квартал) Стратегический (месяц, квартал, год) |
Значение учётного события |
Планируемое, нормативное, ожидаемое (прогнозируемое), фактическое |
Влияние на управленческие решения |
Краткосрочное Среднесрочное Долгосрочное |
Отражаемые характеристики |
Количественные Качественные |
Способ воздействия |
Прямой Косвенный |
Единицы измерения |
Натуральные Условно-натуральные Трудовые Стоимостные Не имеющие единиц измерения |
Цель использования |
На этапе анализа На этапе прогноза На этапе контроля На этапе принятия решения |
Степень важности |
Основная Вспомогательная |
Уровень повторяемости |
Программируемый Непрограммируемый |
Применение классификационных признаков учётных событий в системе контроллинга промышленного предприятия в настоящее время является весьма актуальным и служит инструментом развития теории и совершенствования методологии контроллинга.
Библиографический список